Найти в Дзене
konstantinyung

Субстанция.То,чего мы так долго ждали.

Один из самых обсуждаемых фильмов года — феминистский боди-хоррор Корали Фаржа «Субстанция». В центре сюжета — актриса и ведущая фитнес-шоу, которая, стремясь сохранить молодость, решает испытать загадочный препарат. Фильм был представлен в Каннах в мае и вызвал бурное обсуждений. Подробнее: Субстанция IMDb: 7.9 Великобритания, США, 18+ Жанры: Ужасы, Драмы 2024, 140 мин. Режиссер: Корали Фаржа Главные роли: Маргарет Куолли, Деми Мур, Деннис Куэйд, Уго Диего Гарсия, Александра Бартон, Оскар Лесаж Элизабет Спаркл, известная голливудская актриса, сыгравшая множество ролей в кино, обладательница «Оскара» и звезды на «Аллее славы», с годами утратила былую славу. Теперь она ведёт популярное фитнес-шоу на телевидении, но даже здесь ей грозит потеря работы. Однажды Элизабет узнаёт, что её босс-продюсер Харви, которого сыграл Деннис Куэйд, планирует отправить её на пенсию и уже ищет ей замену. Это известие приводит её в депрессию, и она решается на отчаянный шаг — вводит себе загадочный экспери

Один из самых обсуждаемых фильмов года — феминистский боди-хоррор Корали Фаржа «Субстанция». В центре сюжета — актриса и ведущая фитнес-шоу, которая, стремясь сохранить молодость, решает испытать загадочный препарат. Фильм был представлен в Каннах в мае и вызвал бурное обсуждений.

Подробнее:

Субстанция

IMDb: 7.9

Великобритания, США, 18+

Жанры: Ужасы, Драмы

2024, 140 мин.

Режиссер: Корали Фаржа

Главные роли: Маргарет Куолли, Деми Мур, Деннис Куэйд, Уго Диего Гарсия, Александра Бартон, Оскар Лесаж

Элизабет Спаркл, известная голливудская актриса, сыгравшая множество ролей в кино, обладательница «Оскара» и звезды на «Аллее славы», с годами утратила былую славу. Теперь она ведёт популярное фитнес-шоу на телевидении, но даже здесь ей грозит потеря работы.

Однажды Элизабет узнаёт, что её босс-продюсер Харви, которого сыграл Деннис Куэйд, планирует отправить её на пенсию и уже ищет ей замену. Это известие приводит её в депрессию, и она решается на отчаянный шаг — вводит себе загадочный экспериментальный препарат «Субстанция».

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Из её позвоночника появляется «лучшая версия» — Сью, которую сыграла Маргарет Куолли, юная красотка с идеальной фигурой. Естественно, молодой аналог Элизабет заменяет стареющую звезду в эфире.

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Однако обеим версиям нужно помнить, что они остаются единым целым. Одна подпитывает другую. Каждую неделю Элизабет и Сью должны меняться местами. Пока Сью танцует в эфире и встречается с молодыми бойфрендами, оболочка Элизабет безвольно лежит на полу ванной и кормится белесой жидкостью из пакета. А пока «лучшая версия» отдыхает семь дней, заходящая звезда объедается курицей перед телевизором.

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Сохранить баланс между двумя версиями непросто. Версии помоложе не хватает всего лишь недели, чтобы насладиться увеселительными мероприятиями и совершить карьерный взлёт. Последствия несоблюдения правил могут быть печальными.

Корали Фаржа дебютировала в 2017 году с триллером «Выжившая», который стал кровавым испытанием в жанре rape-revenge. Хотя дебют и не снискал широкой славы, он произвёл впечатление на любителей фильмов, вдохновлённых богатым наследием категории B.

Новая работа Фаржа «Субстанция» выводит её на новый уровень в мире авторского кино. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и, вероятно, вызовет бурю эмоций в предстоящем наградном сезоне.

Хотя «Субстанция» не предлагает принципиально новых идей, она завораживает своей формой и внутренней яростью. Фильм критикует не только Голливуд или любую индустрию, где красота и молодость возведены в абсолют, но и современное общество в целом.

Сегодня женщины готовы пойти на самые рискованные эксперименты в погоне за лучшей версией себя и в отчаянных попытках ухватиться за последний вагон уходящего поезда. Но в этой схватке со временем так легко потерять себя и остаться ни с чем.

Режиссер использует визуальные метафоры, чтобы донести свои мысли: Элизабет словно снимает старую кожу, чтобы принять новый облик Сью. Но кто это теперь, другой человек? Две версии начинают конкурировать между собой и даже вредят друг другу.

Деми Мур совершает настоящий актерский подвиг. Это одна из самых смелых ролей в ее карьере.

Постановщица ярко описывает телевизионную индустрию, в которой работает Элизабет. Она показывает, как продюсеры, в основном мужчины, с вожделением, как подростки, жаждут увидеть новое идеальное тело.«Субстанция» — киноманифест, фильм плакатных заявлений, что ничуть ему не вредит. Здесь мало говорят, оттого даже забавно, что кино получило приз Канн за сценарий. Картина поделена на главы, гигантские названия которых занимают весь экран в лучших традициях кино Гаспара Ноэ. Но людям тяжело удержаться от искушений, поэтому даже простые и понятные правила нарушаются при первом же удобном случае. Посмотрим на Элизабет повнимательнее. Бывшая голливудская звезда ничего не знает про «Субстанцию», понятия не имеет, кто снабжает ее препаратами, но моментально закачивает в себя сомнительную жидкость едко-зеленого цвета. Звучит уже пугающе. Все пункты инструкции всплывают на экране, зрителям бы тоже стоило их усвоить, хотя, очевидно, все предостережения и уроки никому не помогут.

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Режиссёр без стеснения демонстрирует в замедленной съёмке привлекательные женские формы — лица и упражнения в целом не имеют значения для зрителей фитнес-шоу, особенно для мужчин, как и для боссов канала.

Конвейер Харви работает бесперебойно, и дни Элизабет в эфире сочтены. Однако Сью, несмотря на всё это, становится звездой. Единственный критерий успеха — это внешность.

В картине много танцевальных эпизодов, в которых может проявить себя пластичная Маргарет Куолли, занимавшаяся в юности балетом

Режиссёр Фаржа создаёт для главной героини Элизабет Спаркл изолированное пространство. В фильме мы не видим её родственников, друзей или партнёров. Лишь в нескольких эпизодах появляется бывший одноклассник.

Элизабет одинаково одинока и в моменты успеха, и в моменты неудач. В кадре мы видим только её звезду на «Аллее славы», а её соседей словно не существует. Карьера заменила Элизабет личную жизнь.

Модная дизайнерская квартира в кричащих цветах и мехах без людей кажется холодной и пугающей. Громадный портрет юной Спаркл грозно взирает на несчастную хозяйку, а престижные статуэтки на полках также напоминают о прошлом.

Элизабет кажется, что она живёт в стеклянном лабиринте. Страшно смотреть на себя в зеркале, а за окном угрожающе висит большой постер с изображением Сью. Коридор до ванной кажется бесконечным. Ковры в студии напоминают узор отеля «Оверлук» из «Сияния» Кубрика. Элизабет везде неуютно, и это ощущение передаётся зрителям.

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Актриса и телеведущая часто смотрит в зеркало, но видит себя глазами других. В самой страшной и реалистичной сцене фильма Элизабет готовится идти на свидание, несколько раз меняет образ, но не может выйти на улицу, потому что считает себя недостаточно красивой. Фильм показывает, что ценность любой женщины зависит от её возраста и внешности.

Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Кадр из фильма «Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024

Просмотр «Субстанции» едва ли можно назвать комфортным — в фильме слишком много физиологичных эпизодов. От поедания лобстера сверхкрупным планом до уколов в загнивающее отверстие спинного мозга. Фаржа не упускает ни единой возможности шокировать зрителей и намеренно выбирает причудливые ракурсы широкоугольного объектива. Сам процесс появления Сью на свет может вызвать рвотный рефлекс, а в конце, почти как в сцене выпускного бала из «Кэрри» Брайана Де Пальмы, мы наблюдаем явление жуткого существа, мутировавшего Джозефа Меррика из «Человека-слона» Линча.

Отдельные сцены в фильме напоминают классические нуары. Фаржа не даёт зрителям забыть, что действие происходит в Лос-Анджелесе, городе грехов и несбывшихся мечт.

Однако не стоит думать, что Фаржа способна только пугать и вызывать неприятные ощущения. Режиссёр раздвигает границы жанра боди-хоррора, заданные Дэвидом Кроненбергом, и стремится к стилю фильмов Джона Уотерса.

Последний час фильма не стоит воспринимать всерьёз — это скорее забавный кровавый аттракцион. «Субстанция» обладает мощным сатирическим потенциалом, к которому, однако, нужно пробиться через телесность и неприятные метаморфозы.

Если добавить к ярким цветам, танцевальной музыке и шокирующим сценам ритмичное повествование в стиле фитнес-шоу Элизабет и Сью, то получится хит авторского кино. Конечно, найдутся те, кто будет критиковать фильм за вторичность, и те, кто, не выдержав напряжения, уйдут из зала уже через 20 минут. Возможно, именно этого эффекта и добивалась смелая и дерзкая Фаржа.

-8