Баган — древний город и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Мандалайском регионе Мьянмы. С IX по XIII век он был столицей Паганского царства, первого государства, объединившего территории, которые впоследствии стали частью Мьянмы. В период расцвета королевства между XI и XIII веками на равнинах Багана было построено более 10 000 буддийских храмов, пагод и монастырей, из которых сегодня сохранились остатки более 2200 храмов и пагод.
История
9–13 века
Основные статьи: Раннее языческое царство и Языческое королевство
Благодаря процветающей экономике Багана в период с XI по XIII век было построено более 10 000 храмов. Языческая империя ок. 1210
Согласно королевским хроникам, Баган был основан во II веке н.э. и укреплён в 849 году королём Пьинбья, 34-м преемником основателя раннего Багана. Однако большинство учёных сходятся во мнении, что Баган был основан в середине-конце IX века мранма (бирманцами), которые недавно пришли в долину Иравади из королевства Нанчжао. До конца X века, когда бирманское поселение стало более могущественным и величественным, оно входило в число нескольких соперничающих городских государств Пью.
С 1044 по 1287 год Баган был столицей, а также политическим, экономическим и культурным центром империи Баган. В течение 250 лет правители Багана и их состоятельные подданные построили более 10 000 религиозных сооружений (примерно 1000 ступ, 10 000 небольших храмов и 3000 монастырей) на территории площадью 104 км2 (40 квадратных миль) на равнинах Багана. Процветающий город рос и становился всё более величественным, превратившись в космополитичный центр религиозных и светских исследований, специализирующийся на палийской грамматике и философско-психологических исследованиях (абхидхамма), а также на работах на различных языках, посвящённых просодии, фонологии, грамматике, астрологии, алхимии, медицине и юриспруденции. Город привлекал монахов и студентов даже из Индии, Шри-Ланки и Кхмерской империи.
В культуре Багана доминировала религия. Религия Багана была изменчивой, синкретической и, по более поздним меркам, неортодоксальной. Она во многом была продолжением религиозных течений эпохи Пью, когда буддизм Тхеравады сосуществовал с буддизмом Махаяны, тантрическим буддизмом, различными индуистскими (шиваитскими и вайшнавскими) школами, а также местными анимистическими (натскими) традициями. В то время как королевское покровительство буддизму Тхеравады с середины XI века позволило буддийской школе постепенно завоевать главенствующее положение, другие традиции продолжали процветать на протяжении всего периода правления Пагана, достигнув невиданных ранее высот.
К концу XI века, который стал первым важным периодом строительства памятников, Баган уже приобрёл свою основную физическую форму. В этот период вдоль восточного берега Иравади появилась главная улица, протянувшаяся примерно на 9 км, с обнесённым стеной центром (известным как «Старый Баган») в центре. Строительство XI века велось по всей этой территории и, по-видимому, было относительно децентрализованным. Распространение памятников к северу и югу от Старого Багана, по мнению Хадсона, Ньейн Лвина и Вин Маунга, может свидетельствовать о строительстве на уровне деревень, которое, возможно, поощрялось основной элитой Старого Багана.
Пик строительства памятников пришёлся примерно на 1150–1200 годы. Большинство крупнейших зданий Багана были построены в этот период. Общее количество строительных материалов, использованных в этот период, также достигло максимума. Строительство велось вокруг Старого Багана, а также вдоль главной улицы, и было некоторое расширение на восток, в сторону от Иравади.
К XIII веку территория вокруг Старого Багана уже была плотно застроена памятниками, а на востоке начали появляться новые крупные скопления. Эти новые скопления, такие как монастырский район Миннанту, были примерно одинаково удалены — и одинаково доступны — от любой части первоначальной полосы, которая была определена в XI веке. В XIII веке значительно увеличилось количество монастырей и связанных с ними небольших памятников. Майкл Аунг-Твин предположил, что меньшие размеры могут указывать на «истощение экономических ресурсов», а сосредоточенность вокруг монастырей может отражать растущее влияние монахов. Боб Хадсон, Найин Лвин и Вин Маунг также предполагают, что в этот период расширилась деятельность жертвователей: «религиозные заслуги, которые приобретались благодаря пожертвованиям, стали более доступными», и всё больше частных лиц жертвовали на небольшие памятники. Как и раньше, это могло происходить на уровне деревни.
И сам Баган, и окружающая его сельская местность предоставляли множество возможностей для трудоустройства в различных сферах. Одно только строительство храмов стало бы огромным стимулом для развития таких профессий, как производство кирпича и каменной кладки, работа с золотом, серебром и бронзой, столярное дело и резьба по дереву, а также керамика. Готовые храмы нуждались в обслуживании, поэтому они продолжали повышать спрос как на услуги ремесленников, так и на неквалифицированную рабочую силу даже после завершения строительства. Для управления храмовой собственностью также требовались бухгалтеры, банкиры и писцы. Этим работникам, особенно ремесленникам, хорошо платили, что привлекало в Баган многих людей. Современные надписи свидетельствуют о том, что в Багане в этот период «жили и работали люди разных национальностей и культур».
Возвышение Багана также совпало с периодом политического и экономического упадка в нескольких других близлежащих регионах, таких как Дваравати, Шривиджая и империя Чола. В результате иммигранты из этих мест, вероятно, также переезжали в Баган, в дополнение к людям, переезжавшим туда из Мьянмы.
Паганская империя распалась в 1287 году из-за неоднократных монгольских вторжений (1277–1301). Недавние исследования показывают, что монгольские войска, возможно, не дошли до самого Багана, а если и дошли, то ущерб, который они нанесли, вероятно, был минимальным. По словам Майкла Аунг-Твина, более вероятное объяснение состоит в том, что губернаторы провинций, которым было поручено защищать страну от монгольских вторжений, были настолько успешны, что стали «новой политической элитой», а их столицы — новыми политическими центрами, в то время как сам Баган пришёл в упадок.
В любом случае, что-то в этот период привело к упадку Багана. Город, в котором когда-то проживало от 50 000 до 200 000 человек, превратился в небольшой городок и уже никогда не вернул себе былого величия. Город официально перестал быть столицей Бирмы в декабре 1297 года, когда королевство Мьинсайн стало новой властью в Верхней Бирме.