Почти во всех странах начало «великой войны» было встречено с воодушевлением и энтузиазмом. Не стала исключением и Россия.
Даже пацифисты — противники войны приветствовали её как «последнюю войну на свете», «войну против войны». Например, пацифистское Московское общество мира одобрило войну, назвав её «войной за мир».
У авторитетного генерала В. Драгомирова в августе 1914 г. спросили: «Как Вы думаете, сколько времени продлится война?». «Четыре месяца», — уверенно отвечал он.
«Ни один человек на свете, - писал кадет Владимир Набоков - не поверил бы, если бы ему сказали в 1914 году, что тогдашние тринадцатилетний дети окажутся участниками войны, что через 4 года она будет в самом разгаре..."
Все знают, что Первая мировая война началась с выстрела в городе Сараево 15 июня 1914 года в наследника австро-венгерского престола Франц Фердинанда.
Сербский студент-террорист Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога и его жену. В ответ на это убийство Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, содержащий заведомо неприемлемые требования.
Узнав об этом ультиматуме, министр иностранных дел России С. Сазонов воскликнул: «Это европейская война!».
Сербское правительство постаралось дать довольно примирительный ответ на предъявленный ультиматум. Однако оно всё же не приняло некоторых требований, содержавшихся в нём.
После этого 15 (28) июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну. На следующий день Белград подвергся первой бомбардировке.
Россия считалась покровительницей и защитницей православной славянской Сербии. Когда началась война, Николай II отправил телеграмму германскому кайзеру Вильгельму, союзнику Австро-Венгрии.
Русский царь «во имя старой дружбы» просил кайзера «помешать союзнику зайти слишком далеко в неблагородной войне, объявленной слабой стране». Вильгельм ответил, что виновники «подлого убийства» в Сараеве должны получить заслуженное возмездие... Обмен телеграммами между монархами не привёл ни к какому соглашению.
Обстановка накалялась с каждым днём. В ночь 18 июля Николай II объявил всеобщую мобилизацию. Германия потребовала отменить это меру в течение 12 часов. Германский посол встречаясь с министром Сазоновым два раза взволнованным голосом спросил: согласна ли Россия отказаться от мобилизации?
Сазонов подтвердил, что Россия не может отменить мобилизацию. После чего Пурталес вручил министру ноту с объявлением войны.
В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Всего в этой войне участвовало 38 государств. Но главными странами были союзники России Англия и Франция, противники - Германия и Австро-Венгрия.
В октябре 1914 года против России в войну вступила Турция. Как ни странно у многих это вызвало радость. Генерал-майор Шаманский писал, что нападение Турции облегчило вопрос о выходе в море. А заодно разрешит восточный вопрос, лишавший Россию проливов. Обращение Черного моря в Русское озеро, присоединение всей его Южной Ривьеры и может заведения на месте Царьграда "Третьего Рима".
Даже некоторые социалисты, тот же Плеханов говорил адмиралу Колчаку весной 1917 года, что отказаться от Дарданелл и Босфора все равно, что жить с горлом зажатым чужими руками. Без проливов Россия никогда не будет жить так как она хотела бы.
В феврале 1915 года Англия и Франция дали официальное согласие на присоединение в будущем к России Константинополя.
Но и этого было мало, некоторые шли ещё дальше, особенно черносотенцы, не только Царьград надо вернуть России, но и Господень Гроб и Вифлеем и Голгофа не должны быть в руках магометан.
Впрочем все эти идеи витали в образованном обществе, а вот простые солдаты относились скептически ко всяким там Дарданеллам. Чем дольше шла война тем меньше понимания и сочувствия было у простого народа. "У нас и так своей земли полно, а Дарданеллы это вода, там и земли то нет"- вот так примерно рассуждали матросы.
Но вернёмся к 20 июля 1914 года когда огромные толпы народа приветствовали Николая II. В этот день император на Евангелие и святой иконе поклялся, что не подпишет мира пока хоть один враг останется на русской земле.
Все слои населения в едином порыве пели "Боже царя храни". Как написал великий князь Александр Михайлович, что за 20 лет царствования не было такого единения царя и народа. В разговоре Николай II очень искренне радовался этому, у него даже вырвалось признание, что что он мог избежать войны, если бы решился изменить Сербии и Франции, но не захотел.
Депутаты тоже были за войну, тут же проголосовали за кредиты на военные нужды, от голосования отказались только социалисты.
Народные чувства приобретали явную антинемецкую направленность. Начались погромы. Русским немцам пришлось испытать на себе немало оскорблений. В Москве толпа забросала камнями карету Великой княгини Елизаветы Федоровны. К императрице и той относились враждебно. Санкт-Петербург переименовали в Петроград.
После начала войны германские войска всей своей мощью обрушились на французскую армию. Французский посол умолял Николая II о наступлении.
Выполняя эти просьбы Россия поспешно бросила две армии с целью захвата Восточной Пруссии.
7 августа армия Ренненкампфа одержала блестящую победу в крупном сражении под Гумбиненом (Гусев ныне). Немцам не помогло их превосходство в артиллерии и они потеряли 10 тысяч человек.
В русских военных кругах говорили, что Ренненкампф марширует прямо на Берлин, и через два- три месяца он войдём в столицу Германии.
Однако победоносный марш оказался недолгим и сменился тяжелейшим поражением.
Две русские армии наступали в разных направлениях и армия Самсонова попала в расставленную немцами ловушку. В болотах Восточной Пруссии погибли отборные гвардейские полки, считавшиеся лучшими частями русской армии и надёжной опорой престола. Генерал Самсонов, герой японской войны, чтобы избежать плена и позора покончил с собой.
Генералу Ренненкампфу было приказано держаться до последнего и ни в коем случае не отступать. Но его армия понесла тяжёлые потери и все таки отступила.
Таким образом Восточную Пруссию захватить не удалось. Однако своими жертвами русская армия спасла французов от полного разгрома и французская армия даже смогла разгромить немцев на реке Марне.
Французский маршал позднее говорил: " Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим мы прежде всего обязаны России".
Судьба Ренненкампфа была печальной, его обвинили в том, что он не пришёл на помощь Самсонову. Его немецкая фамилия сыграла с ним злую шутку, его считали изменником. Хотя приказ он получил уже поздно и помочь Самсонову не смог бы. Генерал ушел в отставку и поселился в Петрограде, он часто на улице слышал оскорбления в свой адрес, в 1918 году толпа солдат учинила над ним самосуд.
Поражение в Восточной Пруссии охладило пыл патриотов. Надежды на молниеносную победу рассеялись как дым. Стало понятно: война будет долгой и тяжёлой.
Ожесточенные сражения в августе шли и в Галиции между русскими и австро-венгерскими частями. С обеих сторон участвовало более миллиона солдат.
Сначала русские еле выдержали натиск, но затем произошел перелом, русские перешли в наступление. "Великая Галицийская битва" закончилась полным поражением австро- венгерской армии. Она лишилась более одной трети своего состава и до конца войны уже не могла оправиться.
9 марта русские взяли Пшемысль ( Перемышль тогда). При Галицийской битве и Взятии Перемышля русские войска израсходовали громадное количество снарядов.
Зимой 1914-1915 гг. русские войска вели тяжёлые, кровопролитные сражения в предгорьях Карпат. Несмотря на большие потери, им удалось отбросить противника. В суровые морозы русские армии преодолевали обледенелые горные склоны, пробирались через сугробы. В результате им удалось овладеть значительной частью Карпатского хребта. Но в апреле 1915 г. на помощь австрийцам пришла германская армия генерала Августа Макензена.
У русских был почти исчерпан запас артиллерийских снарядов, рассчитанный на недолгую войну. Расход снарядов в первые месяцы войны оказался непредвиденно большим, перед великолепно вооруженными солдатами Макензена русские солдаты оказались почти безоружными.
19 апреля 1915 г. началось «великое отступление» русских армий. Внезапно выяснилось, что им катастрофически не хватает самого необходимого — снарядов, патронов, ружей, даже сапог. Нередко новобранцы попадали в действующую армию без обуви, и им приходилось сражаться босыми...
Далеко не все бойцы имели винтовки, многим приходилось ждать ранения или гибели товарищей, чтобы получить их оружие. Командование отдало распоряжение забирать у мертвых патроны. Как то раз штаб Юго-Западного фронта разослал телеграмму о создании пехотных рот, вооруженных "алебардами" ( топоры на длинных ручках).
Генерал Иванов с горечью написал в одной из телеграмм на одну из телеграмм начальства, что снарядов нет, "не было бы и нужды втягиваться в войну с такой подготовкой".
Деникин писал весной 1915 года о великой трагедии русской армии. Ни патронов, ни снарядов, каждый день кровопролитные бои, усталость моральная и физическая. Полки измотанные до предела отбивали одну атаку за другой штыками. "Я испытывал отчаяние и сознание нелепой беспомощности..." Осталось только отступать.
Русские войска оставили Перемышль, Львов... - почти всю Галицию. Они несли огромные потери - общее число убитых и раненых за время «великого отступления» составило 1 миллион 410 тысяч человек. В то же время отступление не было беспорядочным, почти всегда происходило организованно. «Наш фронт, лишённый снарядов, замечал позднее А. Деникин, - медленно отходил шаг за шагом, не допуская окружения и пленения корпусов и армий, как это имело место в 1941 г., в первый период Второй мировой войны». Наступающий противник тоже терял сотни тысяч солдат.
С января 1915 года немцы применяли химическое оружие. Противогазов у русских не было. " Мы противостояли убийственной технике немцев мужество... и кровь".
Поражение русской армии и отступление в обществе вызвали возмущение, начались серьезные беспорядки, всюду ходили слухи об измене, бранили царских особ, требовали подстричь императрицу в монахини, повесить Распутина, отречение императора. Как быстро уходит любовь народа.
Враждебное отношение к русским немцам усилилось. Между тем в русском генералитета значилось около 10% лиц германского происхождения. Теперь в них с их немецкой фамилией видели шпионов. Стану охватила шпиономания.
Были обвинены в шпионстве совершенно невинные люди. Громкий судебный процесс над жандармским полковником Сергеем Мясоедовым приговорил его к казне. Он до конца не признал своей вины и перед смертью писал жене, что клянётся перед Богом в своей невиновности, просил чтобы министр Сухомлинов заступился за него перед императором. Но сам военный министр Сухомлинов был обвинен в недостатке снарядов для армии. Суд над ним состоялся уже после Февральской революции, обвинения не подтвердились, однако за неподготовленность армии к войне его приговорили к пожизненной каторге. Вышел по амнистии 70 лет уже при советской власти и уехал в эмиграцию.
Только к весне 1916 года благодаря усиленной работе военной промышленности русским армиям удалось восполнить недостаток патронов и снарядов.
Теперь когда в боеприпасах не было дефицита, русские войска воспряли духом.
22 мая 1916 года четыре армии Юго-Западного фронта двинулись в наступление. На противника обрушился ураганный огонь русской артиллерии. В сражениях русские применяли и химическое оружие. Теперь все солдаты и офицеры имели противогазы.
Австрийцы считали свои сильно укреплённые позиции неприступными.
Один из офицеров австро-венгерской армии на допросе сказал:"Наши позиции неприступны и прорвать их невозможно, а если бы вам это удалось, то ничего не остаётся как водрузить здесь огромную чугунную доску и написать: " Эти позиции были взяты русскими, завещаем всем - никогда и никому с ними не воевать".
Алексей Брусилов предложил прорвать оборону противника не в узком участке, а на всем протяжении фронта, это казалось новым и даже дерзким. По имени командующего наступление назвали Брусиловский прорывом.
Во время прорыва противник потерял 1, 5 миллиона военнослужащих. Потери русских были втрое меньше.
Чтобы спасти положение противнику пришлось срочно перебрасывать войска из других мест. Пришлось перебросить войска из под Вердена, где шли жесточайшие бои. Это облегчило положение союзников. Под влияние побед русской армии в войну вступила Румыния на стороне России, но это не помогло, а наоборот усложнило задачу, так как румынская армия тут же была разгромлена и враг занял Бухарест.
В феврале 1917 года совершилась февральская революция. Русский фронт удерживал половину всех военных сил противника. Вроде бы фронт стабилизировался. Но в армии уже накопилось недовольство и усталость.
Но были и другие причины недовольства солдатами войны. В 1915 году для укрепления дисциплины было введено наказание розгами, унижающее достоинство человека. Сам генерал Брусилов был возмущен, что солдаты были приравнены чуть ли не к собакам. В общественных местах и парках висели вывески: " собакам и солдатам вход воспрещён".
6 марта 1917 года Временное правительство объявило что не изменит союзникам и будет вести войну до победного конца.
22 мая 1917 года принц Леопольд Баварский предложил России начать мирные переговоры. Временное правительство ответило категорическим отказом.
Между тем стихийное стремление к миру уже нарастало по всем фронтам.
Солдаты прекращали стрелять из окопов. Бойцы мирно разговаривали, курили, обменивались различными мелкими вещами. Всюду в русских воинских частях избирались солдатские комитеты, которые часто отменяли приказы начальства. «По всей Армии, — писал генерал Пётр Краснов, пехота отказывалась выполнять боевые приказы и идти на позиции на смену другим полкам. Были случаи, когда своя пехота запрещала своей артиллерии стрелять по окопам противника под тем предлогом, что такая стрельба вызывает ответный огонь неприятеля. Война замирала по всему фронту...»
Сторонники продолжения войны доказывали солдатам, что «путь к миру лежит через окопы противника».
Военный министр Александр Керенский говорил, выступая 12 мая перед войска- ми: «Вы самые свободные солдаты мира. Разве вы не должны доказать миру, что система, на которой строится ныне армия, лучшая система. Разве вы не докажете другим монархам, что не кулак, а совесть есть лучшая сила армии (Возбуждённые возгласы: «Докажем!».).
Ваша армия при монархе совершала подвиг. Неужели она при республике окажется стадом баранов?» (Бур аплодисментов. Крики: «Нет, никогда!».). Керенский неделям объезжал войска на фронте и с пламенным красноречием призывал бойцов к наступлению на врага.
Наступление началось 18 июня 1917 года. Сначала наступление одержало ряд побед были заняты Галич и Калуш. Но уже районе города Тернополя германские войска прорвали фронт. Русские беспорядочно отступали. После провала июньской операции все больше стали звучать требования мира. Солдаты писали с фронтов в столичные газеты, что если не будет мира они придут в Петроград и переколют все Временное правительство.
20 августа германские войска опять достигли крупного успеха на русском фронте. Была взята Рига. 1 октября произошел самый значительный бой после которого немцы захватили Моонзундские острова.
На секретном совещании 20 октября новый военный министр Александр Верховский заявил: "Дальше мы воевать не можем. Единственно что мы сейчас можем сделать заключить мир с Германией и спасти государство от полной катастрофы. Но его точка зрения не была одобрена и он ушёл в отставку.
А 25 октября власть перешла в руки большевиков. С середины ноября на русско-германском фронте установилось перемирие. Если в февральскую революцию уход с фронта стал обычным делом, то теперь 12 млн солдат, цвет крестьянства почувствовали нужными себя дома, там где делят землю. Солдаты покидали окопы стихийно. Русские окопы стремительно пустели. Собираясь домой солдаты забирали оружие или продавали неприятелю.
9 декабря 1917 в Брест-Литовске начались переговоры о мире. Советская делегация пыталась отстоять идею мира без аннексий и контрибуций, но уже в январе 1918 года Германия предъявила России ультиматум. Германия потребовала Польшу, Белоруссию и часть Прибалтики.
Пламенная речь Троцкого сначала действительно потрясла германских дипломатов, но затем немецкий генерал воскликнул: " Неслыханно!" Значит война продолжается заявил Кюльман.
Были заняты Псков, затем Нарва 3 марта. Нарву покинул без боя Дыбенко. Советское руководство согласилось принять мир на тех условиях, но теперь Германия выдвинула ещё более жёсткие условия. Россия утратила Польшу, Украину, часть Белоруссии, Прибалтику.
В ноябре в Германии случилась революция и Брестский мир был аннулирован.
Если рассматривать войну в целом было бы несправедливым всю вину за поражение скинуть на большевиков. Временное правительство подтолкнуло Россию к катастрофе. Один пример только: убийство комиссара Линда и генерала Гиршфельдта, которое было отражено в романе Алексея Толстого " Хождение по мукам" отразило то что уже в 1917 году творилось на фронте.
Победила бы Россия или нет вопрос риторический. В 1917 армия уже не хотела воевать, хотя ещё формировались батальоны смерти, из самых ярых защитников войны. Но они уже не могли сыграть никакой роли.
Вскоре после заключения мира В. Ленин написал статью. Эпиграфом к ней послужили слова Некрасова:
Ты и убогая
Ты и обильная
Ты и могучая
Ты и бессильная
Матушка-Русь!
Глава Совнаркома писал: «Не надо самообманов. Надо измерить целиком, до дна, всю ту пропасть поражения, расчленения, порабощения, унижения, в которую нас теперь толкнули. Чем яснее мы поймём это, тем более твёрдой, закалённой, стальной сделается наша воля... наша непреклонная решимость до- биться во что бы то ни стало, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной».