Впервые песни Валерия Шаповалова я услышал на сборном виниле "Место встречи Дискотека", являвшем собой коллаборацию одноименной передачи, выходившей на радио "Маяк", и фирмы грамзаписи "Мелодия". Получалась такая радиоверсия авторской программы Артура Макарьева с вкраплением анонсов, готовившихся к выходу, пластинок.
"Песенка без слов" и "Звёздный свет" - вот мои первые услышанные шаповаловские песни. Они обе до того мне понравились, что я тут же прошерстил все имеющиеся в Москве магазины "Мелодия" (благо их было немного) и через несколько дней в моей коллекции появился миньон прошлого 1986 г. с песнями "Дорога" и "Иду по рынку".
Достаточно удачно подобранные песни для первой пластинки, отражающие всё творчество Валерия Евгеньевича. "Дорога" - олицетворение лирики, "Иду по рынку" - самая ироническая песня Шаповалова. В какой то степени Шаповалов - это наш ответ Ивану Младеку с его "Йожен с бажен". Хотя Валерий Евгеньевич больше себя ассоциировал с Роем Кларком и тоже имел на это право. Но, однако, сатирические песни а-ля "Йожин с бажин" и принесли ему в итоге популярность.
Через несколько недель в продаже появился и полноценный диск, состоящий из 10 песен, под названием "Звёздный свет". Пластинка представляла собой компиляцию лучших песен с трёх первых магнитоальбомов, записанных в 1985-1986 гг. с помощью звукорежиссёра Андрея Синяева и клавишника Ивана Евдокимова. В записи так же принимал участие и Пётр Подгородецкий. Восхититься его игрой можно, к примеру, в песне "Телефон".
Три песни с альбома "Челнок" (1985), шесть с альбома "Бесконечность" (1986), в том числе и знакомая нам уже "Дорога", и одна с альбома "Еники-беники" (1986) вошли в трек-лист "Звёздного света".
Интересно, что магнитоальбом "Челнок" был записан на студии И.Кобзона декабрьской ночью 1985 г. за 12 часов. Альбом "Бесконечность" - это уже результат работы двух февральских ночей 1986 г...
"Бесконечность", наверное, лучший по содержанию и исполнению магнитоальбом В.Шаповалова. И я рад, что и "Мелодия" думала так же, скомпановав первый винил на основе именно этой работы.
Интересная история вышла с записью песни "Трапеза". В своей гостевой Валерий Евгеньевич отвечая на один из вопросов, писал, что ""Трапеза" записывалась
последней на альбом "Бесконечность" и для неё я просто не успел написать текст. Но, чтобы продолжить запись, принёс с кухни столовую ложку и имитируя процесс поедания пищи записал первый голос. Потом добавил ещё один, выше на октаву и ещё, на две октавы выше. Там слышно, как мне было трудно пищать за мышонка. И последний голос спел басом, типа - "пришёл медведь". В результате получилась песенка для мультфильма. Это наверно единственная песня, котоую можно петь за праздничным столом, не отрываясь от тарелки"
Однако, прислушайтесь. Кое-где текст проскальзывает. Например чётко слышно во второй половине первого куплета: "Я иду по свету, кушаю конфету..."
После большого винила в этом же 1987 г. "Мелодия" порадовала нас ещё одним миньоном, составленным на основе четвёртого магнитоальбома "Рок-лаборатория", записанного на исходе 1986 г. Странно, но заглавная песня на миньон не попала. Вероятно из-за того, что она промелькнула уже на сборнике. Да и по концепции она выделялась бы из четвёрки отобранных композиций. Сатира - вот главный стиль миньона "Зверь-охотник - зверь". Лирикой решили принибречь. По мне - эта пластинка уступает и предыдущему миньону, да и диску-гиганту тоже. Хотя песня "Уха-ха-ха" хороша.
На этом сольная деятельность времено прервалась и Валерий Евгеньевич решается с помощью своих братьев Владимира и Виктора собрать группу "Лимонадный Джо". Дополнив состав басистом Николаем Ниловым он записывает материал для новой пластинки под названием "Стой, кто идёт".
Диск получается политическо-сатирический. Хотя наряду с такими актуальными, на то время, песнями как "Весело живём" и той же "Стой, кто идёт" на пластинку попадает и "Челнок", записанный в новом варианте.
Благодаря хиту про "Туда нельзя" группу привечают на телевидении и она становится популярной, занимая первые места в хит-парадах того времени. Однако, гастрольная деятельность не так радужна. К главному хиту требовалась подпорка из ещё нескольких таких же песен в том же ключе. Пластинку же покупали, практически, только из-за одной "Стой, кто идёт".
Вот как позже описывал эту ситуацию сам Валерий Шаповалов в сообщении на своём сайте: "Я понимал, что публика ждала от меня "Стой, кто идёт-2", а это уже добровольное попадание в неволю, так сказать, творческие наручники. Допускать этого я никак не мог, тем более не видел никакого смысла. В то время, встречаясь с разными людьми, мне приходилось испытывать какое-то странное, не очень приятное чувство. Увидев меня кто-нибудь из них, обязательно цитировал текст моей песни, например: "Туда нельзя!", "А-я-яй!", "Не притворяйтесь рыбой!" и т.д. Конечно, я понимал, что они говорили искренне. В ответ приходилось отшучиваться, делая вид, что мне тоже очень смешно, хотя чувствовал, что превращаюсь в персонаж из своей же песни, а это уже симптом! От этого становилось грустно".
В итоге группа постепенно прекратила свои концертные выступления и Валерий Евгеньевич вновь превратился в самостоятельную публичную единицу. Но это уже тема для следующей статьи...
Кстати, в этом опусе я не выкладываю никаких ссылок на песни. Во-первых, вы их и так можете найти в интернете. Во-вторых, сейчас ведётся работа по официальной выкладке всего наследия В.Шаповалова на музыкальные интернет-платформы. Авось этой зимой это и случится.