Найти в Дзене
Волжские байки

Остров Сухо.

Битва за остров Сухо. Горжусь нашими воинами! Великая отечественная война. Я посмотрела документальный фильм про битву за остров Сухо. Захотелось поподробнее узнать об этой битве. Остров Сухо. Крошечный искусственный каменистый островок в виде подковы неправильной формы, главной достопримечательностью которого был каменный маяк, построенный в 1891 году. Остров располагался в 37 километрах к северу от Новой Ладоги, где находилась главная база Ладожской военной флотилии, служил важным опорным пунктом для движения советских судов. При этом на нем не было войск. Картина Сергея Бабкова «Защитники острова Сухо» Из статьи в :«Лента.ру» 82 года назад, 22 октября 1942 года, гарнизон острова Сухо, моряки Ладожской военной флотилии, а также летчики Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов и Балтийского флота отразили попытку немецкого десанта захватить остров, чтобы уничтожить береговую батарею и маяк. Маяк служил важным ориентиром для советских судов, доставляющих по южной части Ладоги
Оглавление
фото из интернета
фото из интернета

Битва за остров Сухо.

Горжусь нашими воинами!

Великая отечественная война.

Я посмотрела документальный фильм про битву за остров Сухо.

Захотелось поподробнее узнать об этой битве.

Остров Сухо.

Крошечный искусственный каменистый островок в виде подковы неправильной формы, главной достопримечательностью которого был каменный маяк, построенный в 1891 году.

Остров располагался в 37 километрах к северу от Новой Ладоги, где находилась главная база Ладожской военной флотилии, служил важным опорным пунктом для движения советских судов. При этом на нем не было войск.

фото из интернета
фото из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

Картина Сергея Бабкова «Защитники острова Сухо»

Из статьи в :«Лента.ру»

82 года назад, 22 октября 1942 года, гарнизон острова Сухо, моряки Ладожской военной флотилии, а также летчики Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов и Балтийского флота отразили попытку немецкого десанта захватить остров, чтобы уничтожить береговую батарею и маяк. Маяк служил важным ориентиром для советских судов, доставляющих по южной части Ладоги продовольствие и грузы в блокадный Ленинград. Противник понес потери в личном составе, кораблях, самолетах, проиграв борьбу за Дорогу жизни, что в конечном счете повлияло на исход битвы за Ленинград.

Около семи часов утра 22 октября 1942 года вокруг острова было туманно и тихо. Командир батареи и комендант острова старший лейтенант Иван Гусев спустился на берег бухты умыться и побриться. Его подчиненные тем временем готовились к завтраку. Внезапно вахтенный сигнальщик доложил, что южнее острова наблюдается караван: 14 десантных катеров, а за ними 24 самоходные десантные баржи.

В нескольких метрах от берега разорвался снаряд. «Тревога!» — крикнул Гусев и распорядился радисту передать в штаб Ладожской военной флотилии, что противник обстреливает остров. Резкие удары рынды оповестили гарнизон о необходимости занять боевые позиции: артиллеристы сосредоточились у трех 100-миллиметровых морских орудий, стрелки и пулеметчики с огневых точек зорко следили за обстановкой.

фото из интернета
фото из интернета

Командир береговой батареи на Сухо Иван Гусев

Сам же Гусев быстро взбежал на расположенный на верхней площадке маяка командный пункт и, получив от дальномерщиков исходные данные для стрельбы, приказал открыть огонь третьему и второму орудию. В секторе первой пушки целей пока не наблюдалось. Через пять минут после начала обстрела береговая батарея вступила в бой с судами противника.

Выстрелы корабельной артиллерии, чья совокупная огневая мощь многократно превосходила огонь гусевцев, дробили каменные глыбы, вызывая мощный ливень из осколков и камней, не дававший защитникам Сухо поднять головы.

От разрывов вражеских снарядов и выстрелов наших орудий остров содрогался. Два высоких деревянных столба, поддерживавшие антенну батарейной радиостанции, были сметены огнем в первые же минуты боя.

Радисты не успели передать донесение. В воздухе тем временем появились немецкие самолеты. Девятка юнкерсов принялась бомбить остров, а прикрывавшие их мессершмитты пикировали на артиллерийские позиции. Учитывая крохотные размеры Сухо — 90 на 60 метров — на острове не оставалось ни одного клочка земли, не пораженного огнем врага. Гарнизон тут же начал нести потери убитыми и ранеными. Осколками разбитого оконного стекла в лицо был ранен и Гусев.

Из 90 человек под его командованием чуть менее половины составляли плохо вооруженные военные строители, которые при первых звуках боя укрылись в землянках. Оставалось полагаться лишь на батарейцев, личный состав поста службы наблюдения и связи, радистов и маячную команду. Но долго они продержаться не могли.

Десантные баржи подполковника Зибеля

В сражении за Ленинград немцы не спускали глаз с Ладожского озера. Удары с воздуха методично наносились по портам, базам снабжения, гражданским судам и военным кораблям. 1 сентября 1942 года три Ju-88A уничтожили флагман Ладожской военной флотилии — сторожевой корабль «Пурга», сбросив на него 24 бомбы.

Обхватив озеро по периметру с двух глубоких флангов, германо-финские войска контролировали почти всю акваторию Ладоги, за исключением ее южной части. К лету 1942-го в штабе 1-го воздушного флота пришли к выводу, что авиаударов недостаточно, необходимо захватить небольшие советские острова, чтобы если не сорвать, то помешать перевозкам в Ленинград.

фото из интернета
фото из интернета

Остров Сухо в наши дни

В начале июня 1942-го на Ладогу была переброшена группа разборных паромов-катамаранов типа Siebel, которыми руководил их создатель, подполковник авиации Фридрих Зибель. «Зибели» представляли собой штурмовые десантные баржи водоизмещением 144 тонны. Они соединялись друг с другом широким помостом, на котором крепились пушки и пулеметы, а также размещались посты управления судном и стрельбой.

Баржи легкого типа несли на себе одно 37-миллиметровое орудие и два 20-миллиметровых многоствольных зенитных пулемета. На тяжелых ставились три 20-миллиметровых пулемета и три пушки 88-го калибра. Два бензиновых двигателя позволяли развивать скорость до 10 узлов (18 километров в час).

Небольшая осадка паромов позволяла им приближаться к берегу на близкое расстояние, после чего по специальной опускающейся бронированной сходне на сушу могли высаживаться не только десантники, но и съезжать легкие танки.

фото из интернета
фото из интернета

Орудийные расчеты у своих 88-миллиметровых орудий на немецком пароме артиллерийской поддержки Siebel, Ладожское озеро, август 1942 года

120 минут на выполнение операции «Бразилия»

Активность немцев не осталась без внимания со стороны советского командования, которое правильно определило наиболее угрожаемый участок — в июле 1942-го на Сухо появились военные строители и морские артиллеристы.

К октябрю на острове были построены три артиллерийских дворика, три ниши для снарядов, несколько землянок, четырехметровая дальномерная вышка, установлены береговые орудия и зенитные пулеметы. При этом не успели заминировать подходы к берегу и не установили проволочные заграждения в воде и на суше.

фото из интернета
фото из интернета

Военнослужащие немецкой флотилии на Ладоге, 13 августа 1942 года

Тем временем противник собрал на Ладоге объединенную германско-финско-итальянскую флотилию, в которую входили торпедные катера, десантные быстроходные баржи, малые минные заградители и другие суда.

Для захвата Сухо был разработан план Brasil («Бразилия»).

Артиллерийские паромы должны были обстрелять Сухо, затем штурмовые катера высаживали десантников, которые уничтожали или брали в плен гарнизон и взрывали намеченные объекты

На все это отводилось два часа.

Курировал операцию вместе с представителем от кригсмарине Зибель, непосредственно руководил десантом со штабного парома его заместитель, командир зенитного полка подполковник Макс Вахтель, чьи подчиненные должны были высаживаться на остров.

фото из интернета
фото из интернета

Командир итальянских катерников капитан 3-го ранга Бьянчини, офицер кригсмарине Хельмут Леисснер и подполковник люфтваффе Фридрих Зибель на Ладожском озере, август 1942 года

Зенитчики были разделены на несколько штурмовых групп, задача которых состояла в захвате морских орудий и уничтожении батарейной прислуги. Всего в состав десанта входило более 100 человек, включая специальную диверсионную группу для подрыва маяка.

Два сообщения открытым текстом

Первую попытку захватить Сухо немцы предприняли в ночь на 9 октября 1942 года, но в темноте потеряли ориентировку. На обратном пути наткнулись на два советских малых охотника, потопив один из них и взяв в плен несколько моряков. Вторая попытка произошла в ночь на 13 октября, но из-за навигационной неопределенности операция была прекращена.

Третий поход состоялся в ночь на 22 октября. Немецкие суда подошли к острову в предрассветной мгле. Еще до того как их увидели на острове, врага разглядели на тральщике ТЩ-100 и катере МО-171.

фото из интернета
фото из интернета

Командир тральщика ТЩ-100 Петр Каргин

Мгновенно поняв, что сейчас все решают буквально минуты, командир тральщика приказал открыть по врагу огонь и передал открытым текстом в штаб Ладожской военной флотилии: «Немцы высаживают десант на острове Сухо. Веду бой. Старший лейтенант Петр Каргин».

Получив незашифрованное послание, в штабе поначалу посчитали его запоздалой вводной, так как буквально накануне проводилось учение по отражению вражеского десанта на побережье Ладоги.

Немцы перехватили послание Каргина и попытались дезинформировать советское командование, передав в эфир на русском языке: «Десантные корабли в районе маяка Стороженский курсом 180». Данный маяк находился в стороне от Сухо, и в штабе заподозрили неладное, запросив пост связи на Стороженском, где сообщили, что ничего подобного не передавали.

В известность тут же было поставлено руководство Ленинградского, Карельского и Волховского фронтов, Балтийского флота, а также Генеральный штаб Красной армии. По указанию Москвы, соединение дальних бомбардировщиков резерва Верховного Главнокомандования находилось в немедленной готовности оказать содействие морской и фронтовой авиации.

На помощь защитникам Сухо вышли восемь кораблей Ладожской военной флотилии под командованием капитана 1-го ранга Николая Озаровского. Во главе ударной группы шли канонерские лодки «Селемжа» и «Бира». В воздух была поднята штурмовая и истребительная авиация трех фронтов и Балтийского флота.

Продолжение следует. Спасибо за прочтение