Найти в Дзене
NordArtMusic

Дариус Мийо и его соната для 2-х скрипок и фортепиано

Дариус Мийо прожил достаточно долгую (81 год) и насыщенную жизнь. Родился композитор в Экс-ан-Провансе 4-го сентября 1892 года в еврейской семье. Музыкой начал увлекаться рано. "И вот однажды по возвращении с гор, когда мне не было еще трех лет, меня коснулся первый зов музыки. По воспоминаниям моей матери, она как-то услышала, что в салоне на старом пианино кто-то пытается сыграть мотив "Funiculi Funicula". Так как моя бабушка иногда развлекалась, наигрывая старинные песни, моя мать подумала, что играет именно она. Мать вошла в салон, чтобы выяснить, в чем дело, и нашла меня, взгромоздившегося на табурет, полностью погруженного в поиски мотива, услышанного мною несколько недель назад под окнами отеля в исполнении странствующих итальянских музыкантов. Когда отец вернулся с работы, я ему сыграл мою «арию», он же к ней сразу подобрал аккомпанемент, что мне очень понравилось." (из автобиографии "Моя счастливая жизнь") Искусство Дариуса Мийо движимо прогрессивной мыслью.

Дариус Мийо
Дариус Мийо

Дариус Мийо прожил достаточно долгую (81 год) и насыщенную жизнь. Родился композитор в Экс-ан-Провансе 4-го сентября 1892 года в еврейской семье.

Музыкой начал увлекаться рано.

"И вот однажды по возвращении с гор, когда мне не было еще

трех лет, меня коснулся первый зов музыки. По воспоминаниям

моей матери, она как-то услышала, что в салоне на старом пианино кто-то пытается сыграть мотив "Funiculi Funicula". Так как

моя бабушка иногда развлекалась, наигрывая старинные песни,

моя мать подумала, что играет именно она.

Мать вошла в салон, чтобы выяснить,

в чем дело, и нашла меня, взгромоздившегося на табурет, полностью погруженного в поиски мотива, услышанного мною несколько недель назад под окнами отеля в исполнении странствующих

итальянских музыкантов. Когда отец вернулся с работы, я ему сыграл мою «арию», он же к ней сразу подобрал аккомпанемент, что мне очень понравилось." (из автобиографии "Моя счастливая жизнь")

-2

-3

Искусство Дариуса Мийо движимо прогрессивной мыслью.

"Несмотря на все старания моих

профессоров этот предмет [гармония] по-прежнему, как и в Эксе, был мне

не интересен, и я совершенно не продвигался вперед. Мои соуче-

ники прекрасно справлялись со всеми упражнениями по гармо-

нии, я же был к этому не способен. Мелодии или бас, данные мне

для гармонизации, казались мне безнадежно безвкусными, а все

задания — антимузыкальными. Тем не менее я продолжал сочинять и делал в этом определенные успехи. Я решился попросить Ксавье Леру назначить мне встречу, чтобы показать ему мою Со-

нату [для скрипки и фортепиано].

Ксавье Леру--французский композитор, преподаватель гармонии у Дариуса Мийо
Ксавье Леру--французский композитор, преподаватель гармонии у Дариуса Мийо

Я никогда не забуду растерянное выражение его лица: мол,

как может сочинять что-либо человек, столь слабый в гармонии?

Он согласился после занятий выслушать мою Сонату. С первых же тактов его лицо оживилось. После первой части он мне сказал: «У меня вам больше нечего делать. Вы пыта-

етесь овладеть традиционным гармоническим языком, в то время

как у вас уже есть свой собственный."

Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежат 443 сочинения.

Успел побывать в Латинской Америке и Советском Союзе.пережил две мировые войны, справился с неутешительным диагнозом, проведя последние годы в инвалидном кресле. Свои мемуары он назвал «Моя счастливая жизнь». (Книгу прикрепляем к публикации для вашего дальнейшего знакомства с великолепной личностью композитора!)

Характерны детские воспоминания Мийо, которыми он делился с музыковедом и дирижером Полем Коллером, автором фундаментальной монографии о композиторе: «Я был в деревне. Ночь, кругом тишина. Я смотрел на небо, и вдруг мне показалось, что отовсюду: с небесного свода, из-под земли – ко мне шли лучи. Каждый луч нес в себе музыку, бесчисленные мелодии перекрещивались, но каждая продолжала самостоятельно сверкать. Я был потрясен. С тех пор я всегда старался передать пережитое мною – тысячи мелодий, одновременно надвигающихся на меня со всех сторон». Именно идея перекрещивающихся линий и будет реализована в терпких политональных сочетаниях его опусов.

-5

Соната для 2-х скрипок и фортепиано одно из ранних сочинений композитора (1914).

В ней уже слышны зачатки языка и стиля Мийо.

Отчетливо прослеживается стереоэффект, когда тематический материал переходит от одного скрипача к другому, постоянно чередуя между ними ведущую и вторящую партии.

Первая часть наполнена свежими интонациями, простыми и легкими для восприятия мелодиями, танцевальными и задумчивыми, порой исполяемыми каноном, а также чистыми интервалами (чистыми квинтами).

Вторая часть, в которой скрипки играют с сурдинами, рисует невероятные, завораживающие картины. Потрясающее сочетание загадочной красивой мелодии и жужжащих трелей, в середине части, вызывает ощущение, что мы попали в волшебный лес.

Задорная и простая мелодика в начале финала быстро преобретает тревожные, если не страшные черты, но все заканчивается хорошо.

В коде 3-ей части композитор одновременно проводит 3 мелодические линии, подводя итог сонаты--все ключевые темы встречаются в одном месте. Каждый музыкант трио играет свою важную мелодию, все они сходятся снова в простой нисходящей гамме в унисон, ставящей точку во всем повествовании.

*Иллюстрации взяты из автобиографии Дариуса Мийо "Моя счастливая жизнь".

Ссылка на полную книгу Д.Мийо "Моя счастливая жизнь"

https://cloud.mail.ru/public/VmBz/xLLKsHbt7