Найти в Дзене
Art-eating

Анализ эскиза к пьесе М.Горького "Страсти-Мордасти" Снежаны Петруниной

Рисунок. Техника смешанная: сепия по сухому, карандаш. Материалы: сепия, карандаш, бумага. Композиция: пространственная (формируется за счёт единения объектов по смысловому принципу): эскиз нарисован к пьесе Горького “Страсти-мордасти”, на заднем плане мы видим одного из героев пьесы - безногого мальчика, сидящего на коробках и с благоговением смотрящего в окно, которое находится на переднем плане (композиция не целостная - распадается на отдельные самостоятельные части: окно, мальчик на коробках, стол). Атмосфера пьесы угрюмая, тяжелая, положение героев - безвыходное, поэтому задний план по колориту теплый глухой и темный, а вот передний, наоборот, яркий светлый и холодный. Это самое окно - доминанта, являющаяся смысловым центром: за этим окном лучше, проще, поля и луга, за ним настоящая жизнь, именно об этом грезит мальчик. Художник выделяет его не только светом, но и самой техникой рисования, оно изображено карандашом, а остальное пространство - сепией, этим автор указывает нам на
Выставка "И был день и была ночь и было утро". Музей имени Горького и Шаляпина, г. Казань
Выставка "И был день и была ночь и было утро". Музей имени Горького и Шаляпина, г. Казань

Рисунок.

Техника смешанная: сепия по сухому, карандаш.

Материалы: сепия, карандаш, бумага.

Композиция: пространственная (формируется за счёт единения объектов по смысловому принципу): эскиз нарисован к пьесе Горького “Страсти-мордасти”, на заднем плане мы видим одного из героев пьесы - безногого мальчика, сидящего на коробках и с благоговением смотрящего в окно, которое находится на переднем плане (композиция не целостная - распадается на отдельные самостоятельные части: окно, мальчик на коробках, стол). Атмосфера пьесы угрюмая, тяжелая, положение героев - безвыходное, поэтому задний план по колориту теплый глухой и темный, а вот передний, наоборот, яркий светлый и холодный. Это самое окно - доминанта, являющаяся смысловым центром: за этим окном лучше, проще, поля и луга, за ним настоящая жизнь, именно об этом грезит мальчик. Художник выделяет его не только светом, но и самой техникой рисования, оно изображено карандашом, а остальное пространство - сепией, этим автор указывает нам на центр композиции - самое главное в этой комнате, окно, порождающее так много мечтаний, которым не суждено сбыться, ведь окно так далеко. Изображение статично, и это позволяет нам рассмотреть всю его философию и глубину. Также прослеживается асимметрия и фрагментарность (огромное монументальное окно и маленькие объекты вдали), но при этом композиция уравновешена, автор помещает объекты слева и справа, уравновешивая их диагональной тенью окна коричневого оттенка. Эскиз выходит за рамки, мы можем представить себе, что же находится за этим грязным, но таким светящимся окном - это говорит нам об открытой композиции.

Перспектива линейная угловая, с нашей точки зрения окно немного повернуто от нас вправо, создавая 2 точки схода за пределами картины на горизонтальной линии. Также уменьшение элементов в глубину рисунка создаёт ощущение пространства.

Ритм изображения построен на контрасте света и тени и асимметричности объектов: окно - яркое и монументальное, задний план - темный и пассивный.

Светотень символичная, не выстроенная реалистически, скорее используется автором для смысловых центров композиции. Светом выделяется то хорошее и чувственное, что есть в этой подвальной комнате: мальчик-мудрец и окно, за которым Рай. Тенью же все то, что называется отчаянием и безнадегой. Рисунок тональный, кроме окна, оно выполнено штрихом. Соответственно, используемые линии: тон и штрих. Сама манера рисунка свободная и обобщённая, графические приемы скорее символичны, чем используются по всей строгости их применения.