Сегодня хотим рассказать о предметах, которые связаны с именем императрицы Елизаветы Петровны. Эти раритеты можно увидеть в экспозициях нашего музея.
Кресла тульской работы изготовлены в 1746 году для императрицы. В комплект входило 12 кресел. На то, что мебель предназначалась именно для императрицы указывают ажурные вставки локотников, украшенные композицией с двуглавым орлом и медальоном с монограммой «ЕР» (Elisabeth Реtrovnа) под короной.
Известно, что двор Елизаветы Петровны постоянно переезжал из одной резиденции в другую, а сама императрица редко ночевала дважды подряд на одном месте: придя к власти путем дворцового переворота, она постоянно опасалась заговора. Вслед за двором возили кресла, канапе, комоды, которые в результате перемещений быстро приходили в негодность. Поэтому не удивительно, что появилась идея заказать для императрицы прочную металлическую мебель.
Тульские оружейники изготовили каркас кресла из стального граненого прута и затем заполнили спинку, боковины и широкие проножки виртуозно исполненным литым латунным «кружевом» с традиционным орнаментом. Стальные детали в украшены полированием и воронением, ажурный сквозной орнамент позолочен. Сиденья складных кресел были изготовлены из кожи и имели мягкую бархатную подушку.
Кресла можно увидеть на выставке «Романовы в Царском Селе», в основной экспозиции Екатерининского дворца и на постоянной экспозиции «Придворный экипаж в Царском Селе».
Собственный сервиз Елизаветы Петровны был создан в 1759–1762 годах на Императорском фарфоровом заводе для личного пользования императрицы. Его появление связано с изобретением Дмитрием Виноградовым печи для обжига крупных фарфоровых изделий. Сервиз включал большое количество разнообразных предметов: от черенков (фарфоровая часть столовых приборов) до суповых мисок с крышками.
Этот барочный ансамбль вновь получил свою актуальность при Николае I – в эпоху господства неостилей, в 1838 году. Императорский завод получил заказ исполнить доделки к основному составу на 60 персон для использования в Царском Селе. Образцами послужили две тарелки (глубокая и мелкая) из царскосельских сервизных кладовых.
Сегодня в собрании музея хранятся четыре мелких и шесть глубоких тарелок, два блюда и миска с крышкой. Все они – дополнения николаевского периода к основному составу елизаветинского времени. Они представлены в одном из шкафов Белой парадной столовой.
Дорожный прибор для завтрака Елизаветы Петровны. Как известно, императрица любила роскошь и изящество даже в бытовых мелочах. Специально для нее мастера изготовили дорожный прибор, размещенный в небольшом кожаном футляре. Он состоит из стопки, солонки, подставки для яйца, двух вилок, ножа, столовой и чайной ложек. Формы и декоративные детали предметов решены в стиле рококо и отличаются тонкостью проработки.
Императрица, совершавшая многочисленные и многодневные переезды между двумя столицами, вероятно, часто пользовалась этим прибором. Его изготовили в одной из мастерских Аугсбурга, которые в XVI – XVII веках прославили Баварию производством высококлассных изделий из серебра в сочетании с другими материалами.
Дорожный прибор можно увидеть в экспозиции «Придворный экипаж».
Картины художника Иоганна-Фридриха Гроота, у которого императрица Елизавета Петровна заказала 46 картин для павильона «Монбижу».
Иоганн-Фридрих Гроот (1717-1800) – один из представителей художественной династии. Его отец – Иоганн Христоф Гроот – живописец и хранитель картинной галереи Вюртемберга. Брат – Георг Христоф Гроот – известный портретист, автор знаменитых изображений императрицы Елизаветы Петровны. Иоганн-Фридрих учился сначала у отца, потом в Вене, в 1747 году приехал в Петербург, стал придворным живописцем. В 1763-1775 годах преподавал в Академии художеств в классе живописи зверей и птиц. С 1765 года – академик, с 1766 года – советник.
15 декабря 1758года Елизавета Петровна издала указ об украшении «яхт-камеры» (так называли охотничий зал в парковом павильоне «Монбижу») картинами, исполненными Гроотом. Картины «всякого звания и всех родов птиц и зверей» вызвали большой интерес у гостей императрицы: «…поехали садом к Зверинцу и тамо быв долго смотрели Гротовые картины, которые весьма хвалили…».
Последние произведения серии были закончены к 1762 году. Мастер считается основоположником анималистического жанра в России.
Сейчас несколько картин Гроота можно увидеть в Белой парадной столовой.