этом обращении, произнесённом в Джальса Салане Кадиан 28 декабря 1937 года, Хазрат Муслех-и-Маудра рассуждает о материальных движениях в мировой истории и секретах их успеха, а затем исследует великие эпохи религиозных движений. Он заявляет, что революция, совершённая Обетованным Мессиейас, была, по сути, возрождением учений Святого Пророка Мухаммедаса. Затем он говорит о революции, начатой Обетованным Мессией, излагает цели «Тахрик-и-Джадид» и связывает эту революцию с требованиями «Тахрик-и-Джадид». В заключение своего обращения он рассказывает о способах создания исламской цивилизации и обращает внимание ахмади на их обязанности.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Мы восхваляем её и благословляем посланника Корана1
Основные принципы реформы
Сегодня я хочу поговорить на увлекательную тему. Она такова, что я мог бы изложить её в одном предложении, а затем вернуться на своё место, или, если бы я захотел и Всевышний Аллах благословил меня такой возможностью, я мог бы говорить об этом несколько дней, читая многочисленные лекции по несколько часов, не исчерпав всю полноту этой темы. Возможно, в какой-то степени я даже смог бы осветить эту тему за четыре или пять часов. Поэтому, учитывая время, я намерен избрать последний и [в данном случае] более подходящий вариант.
И Аллах, который всемогущ2
Принципы, лежащие в основе наций
Для начала я хотел бы обратить внимание сообщества на факт, о котором всегда следует помнить. В мире всегда существовали два непреложных принципа, без которых невозможно сохранение наций. Со времён Адамааса и до наших дней ни одно движение, мирское или религиозное, рациональное или интеллектуальное, не добивалось истинного успеха, если не придерживалось вышеупомянутых принципов.
Первый принцип заключается в том, что ни одно движение не может по-настоящему преуспеть в мире без нового послания. То есть без того, чтобы донести до мира уникальную идею или, по крайней мере, то, что было забыто людьми того времени. Например, в нашей стране организации, которые продвигают образование для мальчиков, эффективны, потому что, грубо говоря, мальчики здесь не ходят в школу. Однако если бы подобные инициативы были предприняты в Лондоне или Берлине, они бы не имели большого значения. Общественность усомнилась бы в целесообразности создания таких групп по защите интересов, когда посещение школы мальчиками уже является регулярным [и даже обязательным]. Напротив, организация, которая продвигает одну форму образования в ущерб другой, предложила бы что-то новое, и если бы её идеи оказались полезными, эта организация получила бы признание и добилась бы большего успеха в своих целях.
Соответственно, успеха добиваются те движения, которые знакомят мир с чем-то ранее неизвестным или выдвигают оригинальные идеи. Европейцы называют это «идеологией».
Во время моего визита в Европу меня постоянно спрашивали о том, какое новое послание Ахмадия принесла миру. Другими словами, какие принципы или конкретные учения предлагает Ахмадия, которые ранее были неизвестны или не рассматривались людьми.
Священный Коран признает этот принцип. Бог говорит:
فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْ هَبُ جُفَآءً ج وَأَمَّا مَا يَنْفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِى الْأَرْضِ ط كَذٰ لِكَ يَضْرِبُ اللہُ الْأَمْثَالَ 3
Пена и грязь не приносят никакой пользы и поэтому выбрасываются. Но такие вещи, как вода, служат человечеству и поэтому созданы, чтобы существовать в этом мире. Таким образом, Аллах Всевышний приводит примеры для всего человечества.
При толковании этого стиха Обетованный Мессиякак выдвинул принцип, согласно которому каждый претендующий на звание пророка, чьё учение принимается и практикуется народами в течение длительного периода времени, должен быть от Бога Всемогущего.
Некоторые плохо осведомлённые и невежественные маулави ставят под сомнение обоснованность этой интерпретации. Вместо того, чтобы размышлять над тайнами Священного Корана, они склонны к критике. На самом деле, этот аят и многие другие не только допускают такую интерпретацию, но и полностью подтверждают её истинность. То есть, все религии, которые утверждают, что исходят от Всемогущего Бога, а затем процветают сотни лет, даруя духовную жизнь тысячам людей, не могут быть ложными. В результате их следует воспринимать как исходящие от Бога Всемогущего. Именно на этом основании Обетованный Мессияаса утверждал, что Кришанаса, Рамчандрааса и Буддааса были божественно назначенными пророками. Обвинения наших оппонентов в том, что Обетованный Мессияаса пришёл к такому толкованию без оснований, лишь свидетельствуют об их незнании учений Корана. В противном случае, стих, который я только что прочитал, и многие другие подобные ему относятся к этому принципу. Аллах говорит: «Все бесполезное пропадает впустую; а всё полезное сохраняется на земле». Кто может сказать, что ложь, направленная против Всевышнего Аллаха, может принести какую-либо пользу? Напротив, ложь неизбежно ведёт к самоуничтожению. Мало того, что такая ложь не приживается в обществе, Всевышний Аллах не оставляет обманщика без наказания.
Поэтому, если какое-либо движение успешно утверждается в мире, это означает, что оно несёт с собой полезное послание. Мысль о том, что лжец или обманщик может нести с собой послание, которое не только духовно полезно, но и преобладает в мире, [нелепа]. Только глупец мог бы с этим не согласиться. Ни один здравомыслящий человек не мог бы допустить такую мысль.
Война и мир: пути к реформации
Второй принцип, необходимый для успеха любого религиозного или светского движения, заключается в том, что существует два возможных пути реформирования: война или мир. Новые движения либо распространяют свои идеи мирным путём, либо с помощью войны и сражений. В первом случае оригинальные идеи предстают перед миром и проходят проверку. В конечном счёте они принимаются и включаются в существующую систему верований. Например, когда-то было принято считать, что Земля плоская. Даже сегодня есть люди, которые отрицают, что Земля круглая, и утверждают обратное. Однажды, когда я был в Лахоре и читал лекцию в Исламийском колледже, во время моего выступления один человек встал и спросил, могут ли (слушатели) задавать вопросы. Президент спросил его, что он хочет сказать. Он ответил, что, по его мнению, мир не круглый, а плоский, и что он хотел бы обсудить этот вопрос. Президент сказал ему, что лекция не имеет отношения к этой конкретной дискуссии. Мужчина ответил, что независимо от того, имеет она отношение к теме или нет, такой важный вопрос нельзя игнорировать.
Таким образом, подобные люди всё ещё существуют, даже если они составляют меньшинство. Однако в прошлом, за исключением мусульман, почти все считали мир плоским. В то время как идея о сферичности Земли была распространена среди мусульманского сообщества, большая часть Европы решительно отрицала её. Соответственно, когда встал вопрос о сферичности Земли, жители Европы выступили против этой идеи. Но мусульманское сообщество уже давно приняло эту истину. Действительно, Колумб загорелся желанием открыть Америку, узнав об этой теории от мусульман. Колумб был учеником мусульманского учёного, последователя Мухиддина ибн Арабирх. На основании некоторых снов и видений [Ибн Араби]рх написал, что в конце Испанского моря находится огромная страна. И поскольку мусульмане начали принимать идею о том, что мир круглый, последователь Ибн Арабирх предположил, что земля, показанная ему во сне, была Индией. Когда Колумб познакомился с этими традициями, его охватило желание отправиться в Индию по морю. Однако такая грандиозная экспедиция требовала значительной финансовой поддержки, которой у Колумба не было. Поэтому, чтобы собрать необходимый капитал, он представил своё предприятие королю Испании. Колумб также сообщил об этом королеве через некоторых влиятельных людей того времени, чтобы она могла повлиять на короля.
Королева поддалась на уговоры Колумба и увидела в успехе путешествия выгоду для своей страны. Поэтому она пообещала обратиться к своему мужу и сдержала обещание. Однако, когда король обратился за советом к знати своего двора, посланник Папы Римского высмеял эту идею и заявил, что сама мысль о круглой Земле не только нелепа, но и противоречит фундаментальным религиозным представлениям. Таким образом, было бы абсурдно и крайне неразумно финансировать кого-то, кто настолько глуп, чтобы в это верить. Он страстно возражал против путешествия Колумба и настаивал на том, что либо тот был глупцом, либо хотел выставить членов суда на посмешище. Посланник утверждал, что если бы мир был круглым, а Индия находилась на его противоположном конце, то её жители развешивали бы бельё на ветру. [Продолжая в том же духе], он утверждал, что Колумб хотел, чтобы они поверили, что в мире есть люди, которые живут вверх ногами; что существуют деревья, корни которых висят в воздухе, а ветви лежат на земле; что в некоторых частях света дождь идёт не сверху вниз, а снизу вверх; и что в некоторых частях света солнце находится не над землёй, а под ней. Таким образом, благодаря своей софистике этот кардинал смог так убедительно изложить свои невежественные идеи, что убедил двор в том, что Колумб был не более чем шарлатаном. В результате королю посоветовали не оказывать покровительство экспедиции, и в течение многих лет Колумб не мог отправиться в путешествие. В конце концов, именно королева профинансировала экспедицию из собственных средств, и Колумб открыл Америку — открытие, которое принесло Испании огромную прибыль.
Было время, когда известные интеллектуалы не хотели признавать, что Земля круглая. Они смеялись над самой этой идеей. Но сегодня спросите любого ребёнка, и он скажет вам, что Земля круглая, и доказательством этого является тот факт, что верхняя часть самолёта всегда видна раньше нижней, если смотреть с Земли. Таким образом, они могут указать на множество других доказательств. Таким образом, мир принял этот факт, и все с ним согласны.
Некоторые идеи приживаются с трудом. Иногда они вытесняют устоявшиеся представления, а иногда вписываются в существующий порядок. Например, когда были изобретены автомобили и грузовики, лошади продолжали [служить в качестве средства передвижения], но первые всё равно смогли занять свою нишу. В Англии, когда впервые появилась железная дорога, люди ложились на рельсы и заявляли, что даже угроза смерти не заставит их помешать этому предприятию. И всё же сегодня железные дороги есть повсюду.
Арабы протестовали против появления телефона в Мекке, потому что считали его дьявольским изобретением. Ибн Сауд4 столкнулся с таким ожесточённым сопротивлением, что его армия чуть не восстала против него. В конце концов он был вынужден противостоять протестующим, которые настаивали на том, что телефон — это дьявольское изобретение. Протестующие задавались вопросом, как ещё можно объяснить тот факт, что голос человека, говорящего в Джидде, мог доноситься до Мекки, если не считать это делом рук Сатаны? Это сильно расстроило Ибн Сауда, который не знал, как разрешить эту проблему. В конце концов, один человек решил взять дело в свои руки и прояснить ситуацию. [Он придумал схему, согласно которой] он разговаривал по телефону с арабским вождём, который утверждал, что за передачу голосов по устройству отвечает Сатана. Он спросил его, говорится ли в хадисе, что слова 5لَا حَوْلَ прогоняют Сатану. Вождь ответил утвердительно. Затем он спросил, что будет с человеком, который отвергнет этот хадис. В ответ он услышал, что такой человек будет неверующим. Тогда мужчина произнёс слова «у телефона нет власти» и спросил, как Сатане удалось произнести их, если сказано, что они прогоняют его. Вождь остался доволен и публично объявил, что Сатана не отвечает за передачу голосов по телефону. Вместо этого это было совершенно другое существо.
В мире возникают многочисленные движения. Изначально они противостоят друг другу, но в конечном счёте утверждаются и встраиваются в более широкие рамки общества. Другие движения, однако, полностью разрушают прежний порядок. Они не идут на компромисс и не интегрируются в существующую структуру. Вместо этого они уничтожают систему, которую находят, и создают новый порядок. Войны (как физические, так и духовные) ведутся ради этих движений, и [во время их борьбы] кажется, что весь мир исчез. После того, как бои и военные действия заканчиваются, им удаётся утвердиться, и мир восстанавливается.
История с телефоном напоминает мне случай, о котором я слышал от Наваба Акбара Яр Джанг Сахиб Бахадура. [Насколько я помню,] когда в мечети Хайдарабада впервые установили громкоговоритель, местные жители издали указ о запрете на его использование. Только вчера в женской секции нашего собственного джальса был принят аналогичный указ. Группа женщин, которые хотели сесть поближе к сцене, была остановлена организаторами «Джалсы», которые сказали им, что из-за системы громкоговорителей им не нужно сидеть так близко к сцене. Зрители могли слышать происходящее повсюду. Однако эти женщины возразили, сказав, что они догадались об обмане организаторов. В конце концов, рассудили они, никто не настолько глуп, чтобы поверить, что жестяная коробка, то есть громкоговоритель, может говорить. Эти женщины пытались доказать свою умственную отсталость, утверждая, что [так называемая] жестяная установка не способна воспроизводить звук и что это было лишь предлогом со стороны организаторов, чтобы их друзья и знакомые могли сидеть впереди.
Наши друзья должны сообщить своим жёнам, что эта жестяная коробка действительно говорит. Вчера среди дам произошла драка, и некоторым даже удалось одолеть охранников. Они заявили, что не позволят организаторам их обманывать. Им следует объяснить, что мы не изобретали этот инструмент «обмана»; скорее, это европейское изобретение, и оно действительно передаёт звук на большие расстояния.
Таким образом, существует два основных способа реформ: война и мир. Новое движение либо встраивается в старый порядок, и они объединяются, чтобы создать новую систему, либо вступают в конфликт, и более молодое из них побеждает и утверждается в мире.
Первое можно назвать эволюцией. Другими словами, это изменения, которые происходят настолько незаметно, что люди их едва замечают. Однако второй тип реформ, за которые нужно бороться, на арабском языке называется инкилаб, то есть революция, и это то же самое, что подразумевается в лозунге «Да здравствует революция!», который Пандит Джавахарлал Неру произнёс в [индийском] парламенте. Этот лозунг указывает на конфликт между Конгрессом и нынешним правительством, а также на нежелание Конгресса идти на компромисс и его стремление заменить [британское правление] собственным. Но на самом деле Конгресс пошёл на многие уступки и теперь контролирует ряд провинций. Поэтому их нынешние лозунги звучат пусто и бессмысленно. Они похожи на громкое кваканье попугая. В остальном революционный период Конгресса подошёл к концу.
Таким образом, революцию можно определить как полное неприятие существующего порядка, завершающееся его разрушением и заменой новым образом жизни.
Религиозные революции в исламской терминологии называются Судным днём. Более того, они также называются 6خَلْقِ السَّمٰوٰتِ وَ الْاَرْضِ, то есть сотворением нового неба и новой земли. Революции также называются Часом. В Священном Коране религиозные революции упоминаются всеми тремя терминами, чтобы разъяснить их истинное значение.
Многие изменения, произошедшие в мире, или успех отдельных движений произошли в соответствии с этими принципами. Не существует международного или долгосрочного движения, которое не принесло бы с собой новое послание или не породило бы революцию.
Движения за прогрессивные реформы не столь исключительны, как [их более агрессивные эквиваленты]. Таким образом, величайшие движения всегда вызывались революцией. Рассматриваемые в этом свете, мы [ахмадийская община] имеем больше прав поднять лозунг да здравствует революция. Однако под этим мы подразумеваем одно, в то время как Конгресс имеет в виду другое.
Примечания
- Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Мы восхваляем Аллаха, Возвышенного, Величайшего, и призываем Его благословения на Его Священного Посланникаса. [Издатели]
- И только Аллах дарует силу. [Издатели]
- Сура Ар-Рад, 13:18 [Издатели]
- Абдулазиз ибн Абдуррахман Аль Сауд, более известный как Ибн Сауд, был выдающимся арабским государственным и религиозным деятелем, прославившимся тем, что основал Саудовскую Аравию, ознаменовав начало её третьей политической эпохи. С 23 сентября 1932 года, когда он стал первым монархом страны, и до своей кончины в 1953 году он обладал властью над различными территориями королевства. До восхождения на престол в качестве короля Саудовской Аравии он занимал должности эмира, султана и короля Неджда, а также короля Хиджаза. [Издатели]
- Власти нет. [Издатели]