Найти в Дзене
Белинка. О книгах

История успеха Павла Петровича Бажова

4 октября 2024 года писатель из Екатеринбурга Владимир Сутырин получил премию имени Павла Бажова в номинации «Данила-мастер» (публицистика) за книгу «Бажов. Биографическое повествование», опубликованную в серии «Жизнь замечательных уральцев». Она вышла вторым изданием год назад в переработанном и дополненном виде. За эту же работу автор ранее удостоился премии губернатора Свердловской области. В рецензии рассказываем о том, каким получился автор «Малахитовой шкатулки» в изложении Владимира Сутырина, и размышляем над вопросом, понравилась бы книга самому Павлу Петровичу или нет. Жизнь Павла Петровича Бажова в изложении Владимира Сутырина могла бы стать основой для драматического и даже остросюжетного байопика. Это история успеха, но успеха неожиданного – и успеха как бы не совсем личного, а общего. Сын рабочего из Сысертского завода, Бажов в десятилетнем возрасте поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем окончил Пермскую духовную семинарию и даже чуть было не поступил в униве

4 октября 2024 года писатель из Екатеринбурга Владимир Сутырин получил премию имени Павла Бажова в номинации «Данила-мастер» (публицистика) за книгу «Бажов. Биографическое повествование», опубликованную в серии «Жизнь замечательных уральцев». Она вышла вторым изданием год назад в переработанном и дополненном виде. За эту же работу автор ранее удостоился премии губернатора Свердловской области. В рецензии рассказываем о том, каким получился автор «Малахитовой шкатулки» в изложении Владимира Сутырина, и размышляем над вопросом, понравилась бы книга самому Павлу Петровичу или нет.

Жизнь Павла Петровича Бажова в изложении Владимира Сутырина могла бы стать основой для драматического и даже остросюжетного байопика. Это история успеха, но успеха неожиданного – и успеха как бы не совсем личного, а общего.

Сын рабочего из Сысертского завода, Бажов в десятилетнем возрасте поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем окончил Пермскую духовную семинарию и даже чуть было не поступил в университет. В течение 17 лет он скромно работал учителем словесности в Екатеринбургском духовном, а затем епархиальном училище. Женился по взаимной любви на своей ученице, которая родила ему семерых детей (трое скончались в младенчестве). Всю жизнь они прожили в согласии. Чего ж еще желать? Но в 1917 году на волне бурных перемен Бажов оставляет преподавание и включается в общественно-политическую и журналистскую работу. В этом бумажном труде было мало творческого, в основном он сидел на «текучке»: писал необходимые статьи, отвечал на письма. До середины 1930-х годов Бажов успел поработать редактором сельскохозяйственной литературы и даже цензором. В его библиографии, правда, числилось уже пять книг очерков, причем «дебют» состоялся поздно, когда автору исполнилось 45 лет. Сборник воспоминаний о дореволюционном быте сысертских заводов «Уральские были» и теперь читается с интересом, хотя выдающейся книгу все же не назовешь.

Фотография из книги
Фотография из книги

Сказочник-Бажов появился неожиданно. В 1937-м году, когда после очередного доноса жизнь его висела на волоске, вторично исключенный из партии, оставшийся без работы, Бажов решил наконец заняться «творчеством». Выпущенная в 1939-м году «Малахитовая шкатулка» имела оглушительный успех.

«Всего три года назад решением бюро обкома он был превращен в безработного старца, практически вычеркнутого из общественной жизни. И вдруг – известен на всю страну и возведен в первый ряд советских сочинителей».

Как получилось, что скромный трудяга, до шестидесяти лет не помышлявший всерьез о писательстве, вдруг вознесся на олимп советской литературы? В своей книге Владимир Сутырин, обстоятельно и увлекательно рассказывая биографию Бажова, убедительно доказывает, что, в общем-то, «никакого секрета тут нет». «Внезапный успех сказов «Малахитовой шкатулки» - совсем не внезапный. Он был подготовлен всей предыдущей творческой работой их автора». Эта «работа» началась еще в детстве, когда маленький Павел Бажев (так раньше писалась его фамилия) жадно впитывал заводские легенды, в молодости он изучал традиции старообрядцев, а в 1920-е годы, во время службы в «Крестьянской газете», живо интересовался крестьянским (уральским) фольклором, много ездил по Уралу. То есть к 60-ти годам он, с одной стороны, накопил «материал», с другой – отточил стиль.

Фотография из книги
Фотография из книги

И все же вряд ли этого достаточно для того, чтобы написать великую книгу. Владимир Сутырин – автор, работающий в жанре «художественного очерка»: он не просто пересказывает факты биографии уральского писателя, а пристально вглядывается в своего героя, пытаясь понять его психологию. Павел Петрович Бажов, описанный Сутыриным, не похож на кабинетного фольклориста-исследователя. Он, хоть и скромен и не авантюрен, но жаден до жизни. ХХ век только начался, и Бажов – еще не мудрый старец, а новичок (пусть и рано отпустивший бороду), которому безумно интересно наступившее время – опасное и трудное, живое и деятельное. Сутырин с изумительной достоверностью реконструирует перемены, свидетелем и участником которых был Бажов. И читатель, привыкший первую половину прошлого столетия оценивать как «ужас-ужас», невольно начинает завидовать герою, который увлеченно строит новый мир, хоть из скромности и выбирает самую тяжелую и ответственную, рутинную и незаметную работу.

Фотография из книги
Фотография из книги

Сказы Бажова появились, как это ни банально, из труда. Идеология требовала правильных книг о рабочих – их писали, но им не верили. Бажову, одному из немногих, удалось «угодить» всем: и властям, и читателям (причем, будущим тоже: и властям, и читателям!). Исследователи до сих пор спорят, в чем секрет обаяния бажовских сказов: то ли в волшебстве, то ли в особенном авторском стиле, то ли в глубинных архетипах, которые мы бессознательно считываем в образах и героях Бажова.

При этом первые сказы он стеснялся подписывать своим именем, прячась за маской литературного рассказчика. Но вот что удивительно: авторство Бажова – совсем не то, что авторство сказочников Пушкина или Андерсена. Павел Петрович до сих пор воспринимается читателями скорее как со-автор, а не как самостоятельный сочинитель. Именно в этом, думается, и заключается секрет популярности «Малахитовой шкатулки». К истории успеха Бажова мы тоже относимся иначе – не столько как к личной его удаче, сколько как к национальному достижению (примерно также мы оцениваем Юрия Гагарина – трепетно и без зависти). Бажов не был святым человеком, в его биографии можно найти темные пятна, а в сказах идеологические натяжки, но – что редко бывает с русскими писателями – он умел, не конфликтуя со временем, историей, страной, режимом, рассказать что-то важное о нас – о людях вообще и об уральцах, в частности. В предисловии Владимир Сутырин подчеркивает:

«Если кто-то иногородний (иностранный, инопланетный) захочет познать, что такое уралец в отличие от всех остальных россиян, то более верного кода доступа к пониманию сути этой региональной идентичности, нежели сказы Павла Петровича Бажова, не найти».

Думается, собственная биография понравилась бы Павлу Петровичу: и глубоким погружением в материал, и простым, увлекательным слогом. Сутырин пишет о Бажове без придыхания, порой даже по-доброму иронизируя над своим героем. А как над ним не пошутить, когда с самого детства для многих из нас он является родным человеком?

-5

Книга в библиотеке: Сутырин В. А., Павел Бажов : биографическое повествование. — Екатеринбург : Сократ, 2023. — 493, [2] с., [24] л. ил., цв. ил., факс. ; 21 см. — (Жизнь замечательных уральцев. ЖЗУ. вып. 5). Свердловская ОУНБ; Отдел: КО; Шифр: 83.3(2=411.2)6; Авторский знак: С907; Инв. номер: 2453170-КО

В день открытия библиотечно-книжного форума Библионнале#наУрале пройдет паблик-ток «Диалоги о Бажове»: «Привет, Петрович!», где вопросы бажововедения на современном этапе обсудят Владимир Сутырин и еще один биограф писателя Александр Федосов, автор книги «Бажов», вышедшей в знаменитой серии «ЖЗЛ» в 2024 году. Подробнее о Библионнале#наУрале можно узнать на сайте форума.

-6

***

Автор рецензии: Кузьмина Анна, отдел культурных программ Библиотеки Белинского.