На фоне всего происходящего с российским рынком автомобилей мы как-то позабыли о том, что происходит у наших соседей по континенту. Чтобы не создавалось впечатление, что мы со своими заградительными пошлинами, утильсбором и Ладой Грантой самые невезучие на этой планете, давайте посмотрим на обстановку у “соседа по площадке”, где тоже все не радужно и призадумаемся в очередной раз о том, куда движется этот мир.
Чем был для нас Европейский автопром?
Европа - западный кусочек Евразийского континента, в том числе послуживший родиной первого в мире автомобиля (1885 г. и Карл Бенц конечно же). Локомотив развития индустриализации вплоть до Второй мировой войны, подарившая народонаселению нашего глобуса целую автомобильную культуру, со своими шедеврами и ширпотребом.
Вплоть до 80-х годов ХХ века весь остальной мир, включая и японский автопром только тянулся к Евро-американским стандартам. Касалось это решительно всего - начиная с дизайна и заканчивая заимствованием технических решений, а то и закупки готовых узлов (тормозная система Girling на советских Москвичах как один из примеров, ну и итальянцы с цельным Fiat 124).
Но, судя по всему триумфальное сидение на троне “передовика” автомобилизации в мире для этой части света благополучно подходит к своему завершению. Маховик событий запущен уже давно, историческая Аннушка уже с запасом расплескала масло, а рельсовый транспорт красного цвета с иероглифом на маршрутной табличке уже отстукивает такт по меж рельсовым стыкам. Когда именно наступит окончательная развязка конечно ясности нет, но это даже не вопрос десятилетия - все произойдет быстрее.
Что год прошедший им отсыпал?
Уходящий 2024 год ознаменовался целой чередой крайне неприятных для евро автопрома событий. Помимо для кого-то добровольного, а для кого-то и вынужденного ухода из России вследствие санкционной политики Евросоюза, промышленность получила, что называется удар под дых, после диверсии на “Северных потоках”. Улетевшие в небо расценки на энергоносители вкупе с традиционно дорогим трудом “белых господ” на конвейерах Старого Света заставили задумываться не только автопроизводителей, но и всех, задействованных в этом бизнесе смежников.
Так, всепоглощающий “брендопылесос” концерн Фольксваген располагающий 10 автомобильными заводами только в Германии (2 предприятия в Калуге и Нижнем Новгороде в РФ он уже потерял) планирует закрыть минимум 3 из них, плюс еще одно предприятие в Брюсселе. Конечно на публику делаются и заявления из разряда “останавливать нельзя продать” но ставить запятую после слова “нельзя” не хочет на данный момент ни один из возможных инвесторов.
Как гром среди ясного неба на днях прозвучала новость от бывших установщиков “прицелов на капоте” Mercedes-Benz - сам по себе не каноничный по меркам староверов любителей штутгардских автомобилей CLA 3-й генерации получит - китайский мотор. От Geely. Двухлитровый 250-сильный рядный агрегат в 4 цилиндра - совместное детище Geely и Renault не просто имеет китайские корни, но и производиться будет тоже в Китае.
Прекращены продажи автомобилей под брендом Jaguar на рынке Великобритании. Ради утопической программы превращения бренда в экологически чистый электрический люкс под нож пустили вообще всю линейку (для Британии) - паркетник F-pace еще трепыхается, но и его скоро “отменят”. При этом тех самых новых электромобилей премиум-класса, убийц БМВ с Мерседесом, до сих пор не представили. Электрокроссверу I-Pace пока остается отдуваться за всех. Рационального тут нет - можно не искать.
Добавляет пикантности ситуации и волна банкротств поставщиков запасных частей. Готов отдать концы конвейерный поставщик ВАГ, БМВ, Мерседес - Walter Klein GmbH & Co ведущий историю с 1940 года с годовым оборотом 560 млрд евро (резинотехнические изделия, уплотнители, материалы отделки).
AE Group (литые детали для автомобильной промышленности), производитель пружин Erwin Lutz - никогда не были на слуху, а вот таких известных и уважаемых игроков как BBS или Recaro Automotive стоит проводить пустив небольшую слезу. Всем кто ездит на оригинальных BBS-ах рекомендуется снять диски с машины и поместить их сейф, набирать стоимость как будущий раритет, да и спортивные ковши от Рекаро лучше тоже лишний раз своей филейной частью не протирать и не обесценивать.
Созданный в 2021 году гигантское американо-европейское объединение Stellantis NV с регистрацией в Нидерладах являющееся держателем 15 (!) брендов (Chrysler, Dodge, Ram, Mopar, Jeep, Fiat, Abarth, Citroen, Peugeot, Opel, Vauxhall, Alfa Romeo, DS Automobiles, Lancia, Maserati) отчитался о 14% снижении выручки, а чистая прибыль и вовсе снизилась в два раза до 5,6 млрд евро. На 34% меньше за первую половину текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого заработал бренд Ауди, и на 20% меньше Порше.
И кто же им в этом виноват?
И это при том, что в целом авторынок в Европе пока замертво не упал! Так в чем же причина происходящих губительных тенденций? Как говорил герой фильма “Живет такой парень” в исполнении Леонида Куравлева, отвечая на вопрос: “Что же Вас заставило броситься в горящую машину?” - дурость. Только в данном случае дурость эта, активно насаждаемая сверху как часть политической повестки верховными органами управления Евросоюза, оказывается связана с утопическими идеями об электрификации всея автомобильной промышленности.
Стремление бежать впереди паровоза, совершенно не обращая внимания на объективную реальность, в направлении утопической идеи “озеленения” - полного перехода на выпуск электромобилей уже к 2035 году, ради снижения выбросов “парниковых газов”, что само по себе выглядит для большинства здравомыслящих людей фальшиво, привело к тому к чему привело. Несмотря на всю идеологическую обработку в СМИ, несмотря на прямое субсидирование населения для покупки электрокаров (особенно в этом деле преуспела Норвегия) рынок электричек в Европе в текущем году значительно просел.
Значительную роль здесь сыграли и китайские товарищи, успевшие завести на рынок свои куда более доступные электромобили (в отличие от Европы китайские компании продолжают пользоваться российскими дешевыми энергоресурсами), а как известно у прижимистых граждан ЕС соображения протекционистского патриотизма заканчиваются, как только речь идет о финансовой выгоде (экономии).
Автомобильные гиганты Старого Света по факту оказались в позиции на раскоряку - когда с одной стороны маячит прописанный в нормативных актах “зеленый” переход на электричество, с другой требуются огромные средства на перепрофилирование производства под это, да еще и оказавшиеся более расторопными конкуренты с востока, не просто подталкивают, а во всю пинают по ниже поясной линии.
Дело дошло до того, что глава Stellantis Карлос Таварес заявил о том, что уже пора закрывать торговые границы ЕС от китайских производителей, ну и конечно же отсыпать финансовой поддержки исконно европейским брендам.
В свете всего происходящего можно предполагать, что в течение ближайших нескольких лет мы увидим либо оперативное перебазирование крупных европейских брендов в другие страны, либо их постепенное поглощение новыми игроками. В любом случае, без дешевых энергоносителей и вменяемых “прагматичных” а не “зеленых” фигур в политическом руководстве перспективы у европейцев мягко говоря не очень. Как бы в сложившейся ситуации, через пару тройку лет словосочетание “немецкое качество” окончательно не стало ругательным.
Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.