Найти в Дзене
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Так не годится

- Всё отлично, но никуда не годится, - говорит мне Натали.  Ну, она, конечно, не так говорит. Она экологично говорит, нежно. С улыбкой, уважением и без обесценивания. Так говорит мило, что кажется, что хвалит.  И начинает разговор с перечисления моих сильных сторон, а потом переходит к слабым. И список слабых что-то никак не заканчивается...)) Это я, друзья, учусь на сонграйтера (слово иностранное, знаю, но не кидайте в меня учебником Розенталя, это профессия так называется, переводится как "писатель песен"). Это человек, который пишет песни. Сонг - песня, райтер - автор. Помните, я про мечту рассказывала - песню написать? Такую, чтоб она на душу легла и стала народной. И чтобы ее спел кто-то известный, и она потом везде была, во всех устройствах, передающих звуки? Вот. Я сейчас потихонечку приступила к реализации. И начала я... с учёбы.  Казалось бы: чему там учиться?  Возьми драму, нашинкуй образов, нафаршируй эмоциями - и готово.  Сейчас даже смысл особо не нужен.  Мы не нало

- Всё отлично, но никуда не годится, - говорит мне Натали. 

Ну, она, конечно, не так говорит. Она экологично говорит, нежно. С улыбкой, уважением и без обесценивания. Так говорит мило, что кажется, что хвалит. 

И начинает разговор с перечисления моих сильных сторон, а потом переходит к слабым. И список слабых что-то никак не заканчивается...))

Это я, друзья, учусь на сонграйтера (слово иностранное, знаю, но не кидайте в меня учебником Розенталя, это профессия так называется, переводится как "писатель песен").

Это человек, который пишет песни.

Сонг - песня, райтер - автор.

Помните, я про мечту рассказывала - песню написать? Такую, чтоб она на душу легла и стала народной. И чтобы ее спел кто-то известный, и она потом везде была, во всех устройствах, передающих звуки?

Вот. Я сейчас потихонечку приступила к реализации. И начала я... с учёбы. 

Казалось бы: чему там учиться? 

Возьми драму, нашинкуй образов, нафаршируй эмоциями - и готово. 

Сейчас даже смысл особо не нужен. 

Мы не наломаем дров,

Ты не Ильф, я не Петров,

Не найти нам докторов,

Тех, кто вылечит любов!

Всё, хит готов!

А, погодите, ещё ж припев!

Не суди , не суди!

И пинкоды не вводи.

Ты мне больше не король -

Я забыла твой пароль. 

Ахаха. Всё. Хитяра. Все хитпарады - в клочья)))

Я шучу, конечно. 

Но оказалось, что писать песни - это целая наука. Которой я не владею. А хотелось бы, как минимум, не выглядеть глупо.

Я тут была на квартирнике одном, и там мужчина экспромтом захотел выступить - песню свою спеть. И все поддержали, конечно: аплодисменты были очень вдохновенные.

И он спел. И это была очень плохая песня (ни мелодии внятной, ни рифмы, ни смысла, доступного зрителю). И как-то все смущенно переглядывались, и было видно, что всем не нравится, но все хлопали и делали вид, что песня хорошая. Потому что неприлично было морщить нос. 

А парень, который пел, потом говорит: "Кому понравилось, я скажу, где скачать себе в плейлист". И никто не подошел и не спросил.

И я прям мучилась: с одной стороны, мне не сложно подойти и поддержать его, сделав вид, что мне понравилось. 

А с другой стороны, а зачем врать? Мне совсем не зашло.

И он в конце вечера напился. Может, не из-за этого. А может, из-за этого. Но почему-то я совсем за него расстроилась. Не могла что ли скачать долбаную песню?

И когда его сажали в такси, выяснилось, что он забыл телефон. И я вызвалась принести. И положила ему в карман вместе с телефоном записочку на тетрадном листочке: "Классная песня". А на другой стороне листа была чья-то чужая записка: "Не курите в окно, нам летит, сто раз просили".

Надеюсь, он поймёт, что "классная песня" это ему. Ну, если он не будет в окно курить, тоже хорошо.

Не знаю, зачем рассказала. Просто он у меня из головы не выходит. Можно же и не попасть вот так... с творчеством. Означает ли это, что нужно бросить? Ведь очевидно, что для него его песни это терапия. А значит, нельзя бросать. А тогда как не попасть впросак?

И я подумала, что прежде чем писать, 

надо реально поучиться писать песни. 

И лучше делать это у профессионалов.

Например, у Натали, которая написала несколько сотен песен, и некоторые из них и в чартах были, и на радио крутились, и она целый курс по сонграйтерству читала. 

То есть явно побольше меня понимает. 

А то странно вваливаться в эту индустрию со слоганом: "Сначала ворвёмся - там разберёмся". И думать: "Ну я щас с первой песни всех обаяю".

Это чужой же монастырь, и я в нем ни одного правила не знаю!

Я когда пост написала про эту мою песенную мечту, меня люди стали поддерживать: "Оля, да, давай, напиши клёвую песню. Лучше про то, что все мужики - козлы"

Забавно. Ну нет. Я так не думаю, во-первых, и не буду так писать. Но я понимаю, почему от меня ждут сейчас именно этой темы. Я в проживании боли послеразводной, пульсирую разочарованием в любви, конечно странно будет от меня услышать хит о том, как мы поженимся и умрем в один день. Потому что песня - это продолжение внутреннего монолога.

Натали сказала, что лучше работать прямо с конкретным материалом: то есть возьмем мои наработки - и попробуем их улучшить.

Чтобы теорию объяснять через практику.

Кароч, я нарифмовала две пробные песни. 

Нежную и злую. 

Начали мы с нежной. Когда мы её разобрали, 

 от нее остались одни щепочки. То есть я вообще везде мимо там набедокурила!

Хотите покажу, как это выглядело?

Песня на входе выглядела так.

 

КУПИДОН

Я мизинцем вожу по стеклу,

Я из свитера не вылезаю. 

Слишком долго стояла в углу -

И в свободе пока замерзаю.

Я боюсь темноты и зимы,

На холодную ложь напороться.

Ведь и в горе, и в радости мы

Обещали друг другу бороться. 

Припев

Ты, наверное, будешь скучать,

Ты, наверное, будешь жалеть.

Но теперь тебя будет встречать

Лишь пустая открытая клеть.

Я мечтаю тебя не пустить. 

Я построю огромный кордон.

Нас, наверно, не сможет простить

Постаревший малыш Купидон. 

Куплет

Дверью хлопала, стригла каре -

Так звучит моя азбука Морзе

"Там не точка, не точка - тире!" -

Я кричала, пока не замёрзла. 

Наши стрелы потрачены зря,

Купидона теперь оштрафуют:

Наши шрамы нас заякорят,

Пока время их не зашлифует.

Ну и понеслась. 

Можно нашу прожарку одной строчкой резюмировать, фразой Оли Бузовой: "Твои слова водица, ТАК НЕ ГОДИЦА"

Натали сказала, что у меня ритмика хорошая, рифмы и идеи. 

Но это у меня получились стихи. Не песня. 

У песни есть определенный формат, есть система и правила. 

И я их нарушила. Примерно все)

Моя песня среди всех жанров - попса, рок, рэп, эстрада, шансон - ближе всего... к шансону. 

- К шансону??? А я хотела попсу, Натали.

- Ты перешансонила.

Хохочу. "Перешансонила" - это правда смешной глагол. 

- Если из шансона шансоновость убрать, будет эстрада. Ну, Киркоров, - говорит Натали.

  

- А если из эстрады убрать Киркорова, будет попса, - шучу я. 

- Понимаешь, вот ты хочешь построить небоскрёб. Его нужно строить из стекла и бетона. А у тебя - брёвна. А из брёвен может только изба получиться. Изба - это прекрасно, но если есть запрос на избу. А ты хочешь небоскрёб. 

- Поможешь мне убрать брёвна?

И дальше мы стали убирать брёвна, которые у меня в глазу, но мне не очевидны были. 

И оказалась, что если их убрать, то вся моя дженга стихов для песни разрушится. 

Нужно строить новую песню с нуля. Уже из нужных материалов.

- Приведи мне пример небоскрёба, Натали? - грущу я. Ну не то чтобы прям грущу, но... ловлю понимание. Тут же тоже чуйка нужна. 

- Зиверт.

- Поняла.

Моя любимая песня Зиверт:

Каждому по факту

Очень нужен человек.

Но бывает так, что

Одиноким лучше всех...

Вот так, если интересно подробности, мы разнесли мою песню по брёвнышкам:

- "Не вылезаю" - просторечие, немного дешевит, "стояла в углу" - ассоциация с ребенком, не всем релевантная, "и в горе, и с радости" - нафталин, "бороться-напороться" - примитивная рифма, "заякорят" - сложный глагол, "кордон" , "клеть"- непонятные, малоупотребимые слова,  "постаревший" - архаично, ассоциации с сюртуком и молью,

"стригла каре" - не универсально, "не точка - не точка тире" - доработать.

Ещё в песнях важны хуки.

Хук - это смысловой магнит, который может "привязаться", то есть то, что может зацепить слушателя.

Всего два хука в песне моей - Азбука Морзе и малыш Купидон. Надо больше.

И нужно побольше хуков в припеве. 

Потому что куплеты чаще всего никто не знает, напевать будут именно припев.

Уффф, я поняла.

Так. Ну, впереди прожарка второй моей песни. Я чувствую азарт.

Становится понятнее, что нужно, и почему то, что я делаю - не то.

Мне нравится, что Натали максимально вовлечена в процесс и очень болеет за мою мечту. 

В общем, Натали... Утоли мои печали, Натали. Это , кстати, хук?

Еще домашку задала. Нужно в текстах песен Анны Асти разглядеть, где она перешансонила. Ну, то есть, где там слова такие, что при иной мелодии, могла бы быть совсем другая песня. 

Сто лет домашку не делала.

Дневник ещё заведу. Для пятерок)

Я это рассказываю к чему? 

Я не сдулась, работаю над сбычей мечт)

Рассказывать вам потом, как мы мою вторую песню чинили?

И как после переделки выглядит первая?

Интересна эта тема?

А то мне да, но модет, читатель мой думает: "Господи, когда ж ты уже угомонишься?")))

Автор
Автор