Найти в Дзене
В Сербию с кошкой

Я спускалась в настоящую шахту

Если почитать ответы некоторых товарищей на выпады феминисток, то довольно часто встречается такой пассаж: «А, вы за равноправие? Тогда спускайтесь в шахты!» Так вот, я хоть и ни разу не феминистка, но в шахте была! Так что в случае чего со мной такой «аргумент» не прокатит) И не в какой-нибудь экскурсионной закрытой пару веков назад шахте, как в чешской Кутна горе (тоже была), а в самой настоящей действующей шахте!

Всем привет! Меня зовут Люся. Я учусь в медицинском колледже и подбираю себе место пожить в юности. А мой парень Тоха направляет мою страсть к путешествиям в максимально интересное русло.

Конечно, в каждую подряд действующую шахту туристов не пустят. И правильно сделают. Но это была учебная шахта. В ней обучают горному делу. Но не студентов колледжей, а уже состоявшихся горняков. Знакомят с новыми типами оборудования, с новой техникой и работой на ней. И здесь развивается промышленный туризм. Заранее записываешься на экскурсию, платишь что-то около четырех тысяч и — вуаля! — ты под землей в полной экипировке шахтера!

И какой же Тоха молодец, что нашел для меня эту экскурсию! Я в полном восторге!

Это манекен, который показывает часть нашей экипировки. Это не все, еще жилет, фонарь и самоспас
Это манекен, который показывает часть нашей экипировки. Это не все, еще жилет, фонарь и самоспас

Эта шахта называется «Ангидрид» и принадлежит Норникелю. Ангидрид — это минерал, название которого переводится как «лишенный воды, безводный». Его используют в производстве сувениров, статуэток, письменных принадлежностей, а также цемента. Однако Норникель добывает его для другой цели.

Представьте себе шахтную выработку, например, в угольном месторождении. От условного центра во все стороны тянутся забои — туннели, из которых уголь уже вынут. Между туннелями остается еще очень много угля, однако его невозможно вынуть, иначе кровля получившихся излишне широких туннелей рухнет. Так вот, если туннели плотно забить чем-нибудь малоценным, то можно будет добывать уголь и между ними. В данном случае малоценное — это и есть ангидрид.

Экскурсия длится примерно четыре часа. Начинается она в Норильске, в офисе компании. Здесь мы одевались.

Еще зимой при записи на экскурсию у нас спросили размеры одежды, головного убора и обуви. И теперь в офисе нас встретили комплекты экипировки: тяжелые ботинки, носки с логотипом Норкикеля, легкие штаны и куртка, зимняя куртка для желающих — в шахт плюс 8 градусов, кому холодно, могут надеть зимнее. Поверх всего этого оранжевый жилет, каска, фонарь на каску и самоспас.

Нас было 12 человек. Для каждых шестерых такая вешалка. Все подготовлено и подписано. На мысах ботинок лежат носки.
Нас было 12 человек. Для каждых шестерых такая вешалка. Все подготовлено и подписано. На мысах ботинок лежат носки.

Самоспас — это тяжелая, около 3 кг, штука, которая может в течение 12 часов подавать две вещи: кислород шахтеру и сигнал бедствия диспетчеру. Вообще, он постоянно подает сигнал диспетчеру. И если диспетчер видит, что некий сигнал полчаса исходит из одного места (то есть шахтер не двигается, а значит, скорее всего, лежит без сознания), то посылает спасателей узнать, в чем дело.

Без самоспаса идти в шахту нельзя, тем более туристам.

Полностью экипированные, мы сели в автобус и минут через 10 вошли в помещение рудника «Кайерканский», к которому относится шахта «Ангидрид». Здесь нас встретил руководитель учебного предприятия и рассказал нам то, что написано выше и еще много чего.

Еще через 10 минут мы узнали, почему нас предупреждали: не пить алкоголь накануне.

Чтобы войти в первое помещение шахты, нужно «дыхнуть в трубочку». Ну, не в трубочку, а в специальный прибор на стене, который и определит степень трезвости. Ибо нетрезвому человеку находиться в шахте опасно. Но что самое интересное: чтобы выйти назад, нужно будет снова «дыхнуть в трубочку». Дело в том, что раньше некоторые несознательные граждане шахтеры проносили в шахту и распивали в темноте на рабочем месте. А это очень опасно и вообще нехорошо.

Потом мы долго-долго спускались по лестницам. Глубина — около 100 метров. Самочувствие — прекрасное! Это было, наверное, самое впечатляющее приключение в моей жизни! Вокруг темнота, освещение — наши фонари на касках. Конечно, есть кое-где сильные лампы-прожекторы, но их немного. Впереди — лабиринт.

Нас провели в учебный класс, где сидели бородатые, похожие на скандинавов шахтеры. Здесь их обучают главным образом работе на двух машинах: погрузочно-доставочной машине и бурильной машине.

Стенд в классе
Стенд в классе

Погрузочно-доставочная машина где-то рядом все время работала. Учитывая акустику в шахте с высокой кровлей, это было очень шумно. Машина огромная, на высоких колесах. Кабина у нее расположена так, что водитель сидит боком. Иными словами, не крутясь особо на месте, видит и то, что спереди от машины, и то, что сзади.

Погрузочно-доставочная машина
Погрузочно-доставочная машина

А спереди от этой машины масса горной породы. Ее нужно погрузить в ковш и отправить… куда? Мне всегда было интересно, каким образом из шахты вынимают породу на поверхность. Да, на вагонетках, но прокладывать пути на каждом ярусе — накладно же.

Оказалось, что для погрузки руды используется самый нижний ярус рудника. Там рельсы и вагонетки. А чтобы руда попадала на этот нижний ярус, сверху вниз насквозь пробита шахта, которая называется рудоспуск. Как мусоропровод в многоэтажном доме.

Рудоспуск
Рудоспуск

Так вот, погрузочно-доставочная машина (ПДМ) ковшом сбрасывает породу в этот рудоспуск, порода падает на нижний ярус прямо в вагонетки и вывозится на поверхность. Еще можно сортировать руду: при помощи специального «решета» задерживать слишком крупные куски породы, дробить их и заново сбрасывать через рудоспуск.

Каждый турист может забраться в кабину ПДМ и подержаться за все рукоятки, что мы и сделали с превеликим удовольствием!

Вторая машина, работе на которой учат в этой шахте, это бурильная машина, при помощи которой в породе делают шпуры — узкие отверстия для закладки чего-нибудь взрывающегося. Ибо кайлом уже никто породу не добывает.

Буровая машина
Буровая машина

Для отработки навыков бурения в одном из забоев стоит огромный бетонный куб (а может, и стальной, не помню точно) размером не менее пяти метром каждая грань. У меня возник вопрос: как его сюда доставляли. Оказалось, делали на месте.

Куб для отработки навыка бурения
Куб для отработки навыка бурения

Перед кубом стоит бурильная машина. Шпуры уже все проделаны и больше их нельзя пробурить, иначе куб развалится. Поэтому шахтеры, сдающие зачет, должны просто попасть буром в имеющиеся шпуры. Это непросто, учитывая размер куба, длину бура, необходимость работать джойстиком и слабую освещенность места.

Чтобы не было сомнений: моя персона в кабине буровой машины учебной шахты "Ангидрид"
Чтобы не было сомнений: моя персона в кабине буровой машины учебной шахты "Ангидрид"

Нам все подробно объяснили и пустили в кабину этой машины. И мастер терпеливо каждому из группы объяснял, как нужно работать всеми рукоятками, чтобы бур двигался во всех направлениях и попал, наконец, в нужный шпур.

Вы представляете мои эмоции?

***

Традиционная фотозагадка. Уровень 3 (сложный)

На втором снизу фото (где куб для бурения) видны огромные резиновые "ковры", которые можно двигать по натянутым канатам. Каково предназначение этих ковров?

Ответ на фотозагадку предыдущего материала.

Это карликовая береза.