Найти в Дзене

Зачем одни люди пытаются сделать другого человека сумасшедшим?

Ранее мы уже рассмотрели идею высказанную психиатром и психоаналитиком Гарольдом Сирлзом относительно одной из возможных причин развития шизофрении. Эта идея отражена в самом названии статьи, которая была опубликована в 1959 году в Британском журнал медицинской психологии: «Попытка свести другого человека с ума — как элемент этиологии и психотерапии шизофрении». В этой публикации приводится описание способов позволяющих одному человеку подорвать уверенность другого человека (как правило находящегося в зависимом или уязвимом положении) в его собственных эмоциональных реакциях, вызвать в его душе смятение, дабы он начал сомневаться в своей способности к восприятию реальности – то есть буквально «сделать его сумасшедшим». В нашем раннем обзоре на эту тему, мы уже рассмотрели некоторые конкретные способы, используемые в попытках «свести человека с ума». Однако мы не прояснили вопрос мотивации, который был также был поднят Г. Сирлзом в этой публикации. Итак, а зачем собственно, вообще

Ранее мы уже рассмотрели идею высказанную психиатром и психоаналитиком Гарольдом Сирлзом относительно одной из возможных причин развития шизофрении. Эта идея отражена в самом названии статьи, которая была опубликована в 1959 году в Британском журнал медицинской психологии: «Попытка свести другого человека с ума — как элемент этиологии и психотерапии шизофрении».

В этой публикации приводится описание способов позволяющих одному человеку подорвать уверенность другого человека (как правило находящегося в зависимом или уязвимом положении) в его собственных эмоциональных реакциях, вызвать в его душе смятение, дабы он начал сомневаться в своей способности к восприятию реальности – то есть буквально «сделать его сумасшедшим».

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

В нашем раннем обзоре на эту тему, мы уже рассмотрели некоторые конкретные способы, используемые в попытках «свести человека с ума». Однако мы не прояснили вопрос мотивации, который был также был поднят Г. Сирлзом в этой публикации.

Итак, а зачем собственно, вообще одному человеку, делать другого человека сумасшедшим?

Рассматривая мотивы, стоящие за попытками свести другого человека с ума Г. Сирлз выделяет «злокачественные» и «доброкачественные» мотивы.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

К наиболее очевидным злонамеренным мотивам «попытки свести другого с ума» заключается главным образом в том, что когда один человек делает другого «безумным», то этот человек фактически убивает его (и что немаловажно не испытывает при этом чувства вины и не опасается возможного наказания).

То есть подноготной этой попытки «превращения человека в безумца» (что по факту является способом «психологического убийства» последнего), является мотивация ненависти, зависти, ревности и стремления устранить конкурента за ресурсы.

В качестве второго злокачественного мотива Г. Сирлз указывает что:

«Попытки свести другого человека с ума могут быть мотивированы главным образом желанием вывести наружу собственное угрожающее безумие и тем самым от него избавиться. Хорошо известно, что семьи пациентов с шизофренией склонны обращаться с ними как с «безумцами» в семье, вместилищем всего безумия среди различных других ее членов».

То есть по мнению Г. Сирлза в основе лежит мотивация избавиться от собственного безумия переложив его на другого. Это такая изощрённая форма экстернализации. Как в народной пословице: «Икота, икота перейди на Федота, с Федота на Якова, а с Якова на всякого». Этими «Федотами» и «Яковами» как правило являются уязвимые члены семьи.

Тут на мой взгляд ещё дело заключается и в «видимости» (проявленности). Когда один член семьи (или любого другого коллектива) безумен – это очевидно для всех наблюдателей. Когда в коллективе, какой-то степени все причудливые, странные – индивидуальное сумасшествие не столь очевидно. Оно как будто «размазано» по поверхности. Этот «идентифицированный пациент» – просто чуть более сумасшедший, чем все остальные члены семьи, которые объединились вокруг него безумия.

В качестве третьего мотива Г. Сирлз указывает на «желание найти передышку в невыносимо конфликтной и напряженной ситуации». Он пишет:

«Если ваша мать, например, вновь и вновь угрожает вам, что сойдет с ума, — с тем намеком, что для вас будет катастрофой, когда столь необходимый вам человек самоустранится из этой ситуации, — то вы, вполне возможно, испытаете соблазн приложить максимум усилий, чтобы свести ее с ума и таким образом самостоятельно перерезать нить, на которой этот дамоклов меч висит над вашей головой; если он все равно, скорее всего, упадет, вы по крайней мере получите удовлетворение от того, что это ваша собственная рука вызвала неотвратимую катастрофу. Мы видим каждый день в своей психиатрической работе, что пациент склонны самостоятельно вызывать все катастрофы, которые ощущают неизбежными, стремясь ослабить невыносимые чувства беспомощности и напряженности при такой перспективе» [т.е. фактически речь идёт о «самосбывающемся пророчестве»].

В качестве иных мотивов Г. Сирлз подчеркивает, что «мать шизофреника постоянно угрожает ребенку, что сойдет с ума, если он станет независимым индивидом, самостоятельной личностью, отделив себя психологически от нее».

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

А также то, что «попытка свести другого человека с ума или закрепить его безумие опирается главным образом на «бессознательное стремление обеих сторон к тем удовольствиям, которые предлагает «безумный» симбиотический режим отношений».

Последняя группа мотивов носит более доброкачественный и/или защитный характер. В ее основе лежит «желание найти родственную душу, чтобы смягчить невыносимое одиночество», ибо любое индивидуальное безумие, в первую очередь, делает человека страшно одиноким.

Г. Сирлз подчеркивает соблазнительность такого рода симбиотических отношений, которые позволяют каждой стороне наслаждаться ощущениями инфантильного удовольствия, а также разделять фантазии о всемогущей матери.

Он полагает, что нам всем (включая и терапевтов) свойственно «отрицать приятный аспект симбиотической связи [что] отчасти объясняет упорную живучесть иррациональной, порочащей концепции «шизофреногенной матери».

«То есть может оказаться, что нас так сильно притягивает, на бессознательном уровне, то удовольствие, которое предлагает такая мать со своим симбиотическим режимом отношений, что мы вынуждены отрицать наши регрессивные стремления в этом направлении и поэтому осознанно воспринимаем и в научных статьях описываем ее как ну совершенно непривлекательную «шизофреногенную мать», близкие отношения с которой были бы чистым адом».

По-сути, Г Сирлз говорит о том, что «бегство в психоз» – это бегство в безграничное удовольствие, связанное с блаженным слиянием с архаической матерью.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Это притягивает так же сильно как и пугает. Страх перед этим ужасающим удовольствием и порождает концепт мерзкой «шизофреногенной матери» – для защиты от бегства в её [божественные] объятья.

Эта концепция кстати, неплохо объясняет почему многие шизофреники держатся за свой психоз, ненавидят реальность, не хотят лечиться или прекращают терапию даже отдавая себе отчёт, что это ввергнет их в полное безумие и дезинтеграцию.

Инфантильное удовольствие связанное с отсутствием границы между мной и миром, ощущение единства («океаническое чувства»), о котором в один голос говорит мистики самых разнообразных религий и культов – очень приятное переживание, полностью и радикально стирающие ощущение одиночества и заброшенности во Вселенной.

© Автономов Денис, 2024

Источники:

https://bpspsychub.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.2044-8341.1959.tb00463.x

Информация о Гарольде Сирлзе в Википедии https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BB%D1%81,_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4

#психоз

#психоанализ

#шизофрения

#симбиоз