Это не находка режиссера Дмитрия Крымова или Хабенского в спектакле "Сережа".
Кстати, зачем так назвали спектакль? Для нового поколения, которое не знает повесть Веры Пановой и не видело фильм "Сережа", который я пожизненно буду смотреть с трепетом и придыханием с первого до последнего кадра?
Ничего святого нет для людей, поставивших спектакль, уж, извините, скажу со всей пролетарской прямотой.
Не надо бы трогать то, что сделали до вас талантливые люди, чувствующие человеческую душу, а не делающие деньги на имени МХАТа.
Ведь к вам идут. Билеты покупают. Партер, 3-й ряд - 20 000 рублей кресло. 12-й - 11 500. Бельэтаж - 5 500. Галерка под потолком - 2500-3000.
А фильму "Сережа" в его время дали третью категорию. И все равно картину посмотрели миллионы людей.
Может, это были другие люди?
Какая волшебная находка, какое откровение - надеть на обманутого мужа большие настоящие рога. Креатив, за которые стоит платить такие деньги, да?
Но вот беда - в ранней молодости я смотрела спектакль сына Георгия Товстоногова Александра в московском ТЮЗе. Назывался он "Три мушкетера". И это было то самое феерическое зрелище, которое несколько лет спустя вся страна увидела в фильме, где д’Артаньяна сыграл Михаил Боярский.
А у меня в глазах еще стоял Владимир Качан - на сцене МТЮЗа.
Это был другой голос. И другой д’Артаньян. Которого я не забуду никогда.
Хотя пошла я в театр в подачи своей старшей коллеги по отделу информации "МК" Наташи Батаен, которая написала тогда большой подвал о спектакле "Мой друг д’Артаньян" и главным героем там был актер Олег Вавилов, за которого потом Наташа вышла замуж.
Они с Качаном играли в очередь главную роль.
Так вот - на всю жизнь у меня в памяти осталась одна удивительная сцена из этого спектакля. Настоящая находка режиссера.
Воркуют на сцене на фоне вешалки с рогами Констанс и д’Артаньян.
А когда они убегают в кулису - некто в темноте сбрасывает черный плащ, который сливался с черным задником сцены. И мы видим, что это была не вешалка, а несчастный Бонасье. И он трагически произносит, не снимая рогов для плащей и пальто:
- Я рогат. Я рогат...
Он так замаскировался, чтоб убедиться в измене жены.
Зал падал от смеха и горечи за обманутого мужа.
А то, что показывают зрителю МХАТа - не знаю, как и назвать.
Впрочем, как написал кто-то из зрителей, купивших билет:
- Я знал, что Льва Толстого там не увижу.
Зато на рога на голове Хабенского посмотрел.
Буквальное прочтение того, что происходит веками во многих семьях, должно впечатлить именно в таком виде.
Никак иначе.
Находка однако.
Слава Богу, Толстой не не дожил.
---------------
На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen
Чтоб не теряться в случае чего.