Найти в Дзене
Марина Морозова

Красный день календаря с приветом из детства

Не стала вчера публиковать эту статью, чтобы не вызывать гнев тех, для кого 7 ноября до сих пор тот самый красный день календаря из детского стишка Маршака. Тех, для кого День Великой Октябрьской Революции – до сих пор святой день. Простите меня, дорогие, не могу разделить ваших чувств. Лично для меня 7 ноября – это очередная, множественная, увы, трагическая дата в истории моей страны… Можно ли было обойтись без нее? Остаться с Николаем Вторым или с Временным правительством? Нет, конечно. Ко времени 25 октября 1917-го было уже все предрешено. Стала ли эта дата спасением для России? Если таким кровавым, то сомневаюсь я…. Скорее спасением стал декабрь 1922-го, учреждение Советского Союза со Сталиным во главе. Почему-то мне кажется, что к этому времени Сталин понял, что они, революционеры, натворили и начал спасать… как мог, как умел, с тем ресурсом, который ему к тому времени достался. И, конечно, опять через кровь, через колено. Но, в отличии от тех, кто лез на кованые ворота Зимнего и

Не стала вчера публиковать эту статью, чтобы не вызывать гнев тех, для кого 7 ноября до сих пор тот самый красный день календаря из детского стишка Маршака. Тех, для кого День Великой Октябрьской Революции – до сих пор святой день. Простите меня, дорогие, не могу разделить ваших чувств. Лично для меня 7 ноября – это очередная, множественная, увы, трагическая дата в истории моей страны…

Можно ли было обойтись без нее? Остаться с Николаем Вторым или с Временным правительством? Нет, конечно. Ко времени 25 октября 1917-го было уже все предрешено. Стала ли эта дата спасением для России? Если таким кровавым, то сомневаюсь я…. Скорее спасением стал декабрь 1922-го, учреждение Советского Союза со Сталиным во главе. Почему-то мне кажется, что к этому времени Сталин понял, что они, революционеры, натворили и начал спасать… как мог, как умел, с тем ресурсом, который ему к тому времени достался. И, конечно, опять через кровь, через колено. Но, в отличии от тех, кто лез на кованые ворота Зимнего и потом топил царские печи картинами дворца, не разрушая до основания, а созидая….

История не знает сослагательного наклонения. Не вправе мы судить из сегодняшнего дня как нужно было, как правильно было.

Кем бы я была, если бы не этот октябрь 17-го? Дворян у меня не было в роду от слова совсем. Господи, да и купцов тоже не было, как не было и каких-нибудь завалящих мещан… Крестьяне, да такие, из самых низов и в том сословном обществе Российской Империи у меня бы не было вообще никаких шансов… ни на что бы не было шансов – ни на образование, ни на карьеру. Получается, 1917-й, это шанс? Да, шанс. Вот только мой отец, 1940-го года рождения, тоже этого шанса не имел, хотя и родился при Советской власти. Колхоз без паспорта и без каких либо прав. Бабушка, чтобы дать сыну хоть какое-то образование, отправила его пешком в город, за 120 км., наказав добираться тайными тропами. А, если поймают, велела скулить и жаловаться, что мамка велела. Мамку ослушаться никак нельзя, поэтому прошу понять и простить. А учиться бабушка отправила на курсы тракториста!!! Не институт, не академия, а курсы тракториста, хоть какое-то повышение личного статуса по сравнению с профессией скотника.

Когда в детстве я в праведном гневе спрашивала отца: «За что ты Советскую власть не любишь?», он всегда отмахивался от меня, как от глупой дуры со словами «Повзрослеешь, сама поймешь». Не думаю, что он боялся во мне заполучить Павлика Морозова, к тому времени, когда я начала ему задавать этот вопрос, уже никаких репрессий за неправильные разговоры не было. О том, что я когда-нибудь стану Морозовой, нам обоим и в голову прийти не могло))))) Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, человек должен сам повзрослеть и сам себе ответить на какие-то вопросы. А не получать их от кого-то.

Думаете, я ответила? Да фиг там!!! Мой отец, умнейший и образованнейший человек, не смотря на 7 классов образования и курсы тракториста, всю жизнь прожил в деревне. Никто не давал ему шанса выбраться из деревни, что стало для него идеей фикс: его дети должны жить в городе, должны все получить высшее образование! «Я навоз отворочал за вас за всех, за все поколения вперед». Это его слова. Одному из моих братьев, который остался жить в деревне, не стал поступать в институт, отец не простил этого до самой смерти. То, что у брата вполне достойная жизнь, хороший достаток, счастливая семья, отца не успокаивало: брат не попытался добиться чего-то большего. Чего большего? Да Бог его знает, но обязан был и все тут….. Я с двумя другими братьями уехала из деревни, мы все получили высшее образование и вот мы были гордостью отца. Советская власть тут не при чем. Это родительский комплекс и способы его реализации, я уверена, и у моей бабушки и моего отца были бы при любой власти. Плоха ли была Советская власть тем, что не позволяла людям, подобным моему отцу, уехать из деревни в город в поисках иллюзорной лучшей доли? Может быть, оторвавшись от своих корней, отец в городе спился бы, в беготне за той самой долей, у него не было бы ни времени, ни сил на самообразование, чтобы стать, в итоге, кем он на самом деле стал для нас, для его четверых детей. Да и были ли у него мы, эти самые дети?....

Вот так, на примере своей собственной судьбы, судьбы своей семьи сама себе подтверждаешь это самое утверждение про сослагательное наклонение в истории. Остается только перенести это на историю страны. Глупость несусветная все эти «как было бы, если бы…»

Вообще-то свою статью я собираюсь посвятить вовсе не тому, что произошло тогда в Петрограде и какое значение это имело. Мне пришлось написать такое долгое вступление лишь для тех, кто до сих пор обожествляет данное безбожное (в смысле последующего атеизма)событие.

Моя статья про свое, про личное, про то, что сейчас невозможно и, возможно, именно потому, что невозможно, так согревает…

Тот самый «красный день календаря» - это только детство и приятная, как всё, что с детством у любого человека связано, память.

Демонстрации я любила первомайские, вот они, действительно, были праздничными. Даже сейчас, когда попадаются видео праздничных парадов на 7 ноября, мне становится холодно, глядя, как маршируют по красной площади солдаты в шинелях и сапогах. Бедные, это ж сколько они стояли, прежде, чем пройти торжественным маршем перед мавзолеем? Как же они там наверняка мерзли?

У нас в Сибири, во времена моего детства, уже окончательно наступала зима. Именно воспоминание о 7 ноября для меня сейчас подтверждение глобального потепления климата)))) Сейчас у нас первый снежок едва-едва выпал, и не факт, что еще пару раз не растает, пока окончательно зима не наступит. А тогда, в это же самое время зима была окончательной и бесповоротной, поэтому отец, пользуясь выходным этого красного дня, занимался забоем живности. Не было тогда морозильных камер, вот и ждали окончательно установившейся минусовой погоды.

Боже, как я любила нашу веранду, которая на зимний период превращалась в мясную лавку: туши говяжьи, туши свиные, подвешенные на крюках, чтобы не дать возможность полакомиться мышам и крысам. Далее в ряд висят гусиные, утиные и кроличьи тушки. И их офигеть как много – не сосчитать (казалось мне тогда). Куриных тушек не помню, видимо, их съедали в течение всего года. На высоком очень длинном столе в эмалированных тазах ливер, кишки, кровь. Отдельно таз с «запчастями» для холодца. А еще гора капустных кочанов, которые мама замораживала специально для голубцов. Обязательно, в этот день «свежанина» - жареное мясо и «кровянка» - жареная с луком кровь. Поздно вечером отец в компании с теми, кто ему помогал, напивался вдрызг и это было окончанием «красного дня календаря». Компания была обязательной, т.к. отец сам забить животину не мог, всегда звал «специалистов» и их следовало напоить, накормить и мяса с собой дать. Мы с братом особенно любили забой свинюшки и всегда ждали, когда осмолят и отрежут нам по свиному уху. Подсолить и хрумкать....мммм... Когда не так давно я рассказала об этом деликатесе своей городской подруге, ее чуть не стошнило))))))

Потом для меня начиналась мясная каторга. Самое ненавистное – кишки для колбасы. Мама, зная мою брезгливость, первичную обработку делала сама, а вот потом уже заставляла меня. И, ненавидя эту работу, я мыла кишки тщательно, зная, что схалтурь я, колбасу можно будет только скормить собакам. Колбасу делали разную – кровяную, ливерную, еще какую-то под названием «зельц». Потом начиналась каторга под названием «фарш». Мясорубку крутили по очереди мы с Сережкой, т.к. Алешка был еще совсем маленьким, а Толи у нас еще тогда совсем не было. Эта мясорубка нам так не нравилась, что мы с Сережкой умудрялись разодраться, потом огрестись за драку от мамы и все равно продолжать ее крутить. Фарш мама формировала в колобки, примерно, 2 кг весом каждый и выносила туда же, на веранду, замораживаться.

Потом начиналась третья каторга – пельмени. Их лепили всей семьей и вот это я уже любила, потому что папка лепил пельмени с нами и это было очень интересно. «Пап, расскажи про это» или «Пап, а вот про это еще раз расскажи». Причем, рассказы были по сериям: про отцовское детство (очень хулиганистое и от этого необыкновенно занимательное), пересказ какой-то прочитанной книжки или исторические беседы. А, еще были какие-то деревенские сплетни о живущих здесь и сейчас. И все это, не важно – из какой серии, было безумно интересно. Из-за этих отцовских рассказов, пельмени лепились с удовольствием. Их тоже выносили на веранду, замораживали, потом складывали в огромный бумажный мешок, который почему-то назывался «почтовским». Всю зиму нужно было лишь выскочить на веранду, зачерпнуть ковшиком пельмешков и вуаля, ты накормлен…

Потом начиналось грустное – приезд отцовских братьев за мясом. Два его брата жили в городе и каждый год, в ноябре, они приезжали, типа в гости, но я была уверена, что эти сволочи едут за нашим мясом)))))) Приезжали они с огромными рюкзаками, а уезжали еще и набитыми мясом мешками. Дядьки были не такими уж и плохими, все это мое «сволочи» было не от жадности, а от обиды: я знала, насколько каторжной была жизнь моих родителей и все детство мне было обидно за отца – почему братья не могут приехать летом и помочь с сенокосом, например? Мне даже в голову не приходило, что отец мог позвонить и сказать: приезжайте за мясом (скорей всего, именно так и было), я была уверена, что сволочи просто нухом чуюют – пора ехать)))) Наша мясная веранда ощутимо пустела после отъезда братьев и исчезало сказочное ощущение изобилия… Исчезало, или сводилось к минимуму время отцовских рассказов, все сводилось к «отстань, некогда» и оставалось только ждать следующего года, очередной мясной каторги или того самого красного дня календаря….

Но зато впереди была целая зима. А про нее я уже писала вот здесь….

мои личный раритет
мои личный раритет
1986 год. Я уже студентка. С 7 ноября поздравляли только бабушки и дедушки....
1986 год. Я уже студентка. С 7 ноября поздравляли только бабушки и дедушки....