Найти в Дзене
Ника

История хутора Ново-Ташлинский

1 часть.

20 марта 1919 года была образована Автономная Башкирская Советская республика (столица Тимясово). За территориальную единицу деления берется кантон (сродни району). И ряд хуторов (Ново-Ташлинский, Ишкильдинский, Ново-Симбирка,Федосеевка и др.) входят в состав Зилаирского кантона.

В 1926 году советское правительство вновь меняет границы.

В марте 1926 года из Зилаирского кантона передаются ряд поселений в Оренбургскую губернию. Переданы населенные пункты: хутор Казанский, Федоровский, Бакинский, Ново-Симбирский, Ишкильдинский, Федосеевский, Антинганский и Ново-Ташлинский.

В мае 1927 года вновь меняются границы между Оренбургской губернией и Башкирской Автономной республикой. Из Зилаирского контора Оренбургской губернии передается ряд земель.

14 мая 1928 года нашу губернию упразднили и включили ее территорию в состав Средневолжской области.

И только 7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК постановил выделить Оренбуржье из Средневолжского края, так образовалась Оренбургская область и хутор Ново-Ташлинский вошел в Оренбургскую область.

Хутор Ново-Ташлинский основан в конце 19 века, расположен по реке Ташла. Основным населением были мордва и русские, переселившиеся из центральной России, Поволжья. Второе название (неофициальное)- Мордовское, по основному национальному составу его жителей. Хутор Ново-Ташлинский на этот период (1926 г.) входил в состав Ново-Симбирского сельсовета, Хайбуллинского района.

Согласно переписи населения 1926 года на хуторе проживали 591 человек, соответственно 282 мужчины и 309 женщины. Это было крепкое село, основным занятием было животноводство и растениеводство. Но в селе были выходцы из Мордовии, которые были хорошими валяльщиками. Из шерсти овец к зиме валяли валенки, без которых нельзя пережить холодные уральские зимы. Каждую осень из Мордовии приезжали мужчины и валяли валенки. Хорошим мастером был и Пучкин дядя Семен, он валял в своей старой избе, которая примыкала к новому, светлому просторному дому. Обували все село. Валенки были легкие, ровные и мягкие. Валенки дяди Семена у моей покойной мамы хранились всю жизнь. В семье Пучкиных, дяди Семена и тети Веры, росли 4 прекрасных сына.

Рядом с Пучкиными жили Тарасовы Федор Никитович и тетя Катя. Федор Никитович - участник ВОВ, он прошел тяжелый путь через Гоби на Хинган, война с Японией (1945), вернулся в родное село. Федор Никитович имеет благодарственное письмо от И.В.Сталина. В их семье тоже 4 ребенка, 2 сына и 2 дочери. Тарасов Ф.Н. был прекрасным кузнецом и работал на нашей кузнице. Сами ковали детали к косилкам, комбайнам, тракторам - кузница работала с раннего утра. Находилась между двумя улицами села, на возвышенности, рядом с током.

Захаркины, тетя Маруся и дядя Коля, он работал трактористом в колхозе, а это было очень почетно. У них росли дочка и сын.

Дом Касаевых, тети Лиды и дяди Лени, был просторный, крытый железом.Тетя Лида очень хорошо шила и обшивала женщин села.

Рядом с Касаевыми стоял дом Щербаковых, дядя Вася работал электриком, свет в дома приходил из местной подстанции. Тетя Нюся работала дояркой. У них росли дочь Зина и сын Петя.

Около дома Щербаковых, справа Юдин Василий, Щербаков Петр, Валявин Михаил, Щербакова Зина и Щербакова Анна Николаевна.
Около дома Щербаковых, справа Юдин Василий, Щербаков Петр, Валявин Михаил, Щербакова Зина и Щербакова Анна Николаевна.

Рядом с домом Щербаковых стоял высокий, светлый крытый профлистом дом Бакановых, Михаила и Тамары (работала учителем в нашей школе), на фото с учениками нашей школы.

Ученики хутора Ново-Ташлинский.
Ученики хутора Ново-Ташлинский.

О каждом из жителей села можно рассказать только хорошее. На 1927 год хутор состоял из 104 хозяйств. В каждом дворе держали корову, овец, коз, свиней и конечно птицу. Рядом с селом протекала река Ташла, поэтому в каждом дворе разводили гусей, иногда стадо гусей насчитывало 30 или 40 голов. Гусей оставляли для разведения и держали всю зиму гусака (хозяина двора, охранника) и 2 или 3 гусыни. Мы, дети, очень боялись гусака, который гонял детей от гусят, охранял двор.

В каждом селе есть свои особенности в строительстве и оформлении домов, расположении улиц. Есть такие особенности и в Ново-Ташле. Улицы по одной стороне, амбары и сараи деревянные. В Ново-Ташле изгороди и веранды плели из ивы. Сенцы плели из ивы и для утепления обмазывали глиной, затем белили. Белеными были и дома, весной внешний вид преображался, дома мазали и белили и они стояли красивые, белые, воздушные. А некоторые амбары, кузница, и склады построены из камня.

Рядом с Бакановыми жили Молотковы, дом был небольшой и после пожара дядя Яша и тетя Шура переехали в просторный дом напротив. Там они жили и растили детей. Рядом с Молотковыми жили Касаевы, дядя Гриша и тетя Лена, у них было 2 сына Саша и Олег. Когда Касаевы переехали в город их дом купила молодая семья Литовских, Петр и Татьяна. С ними жила мама Петра баба Марфа, она лечила заговорами (от испуга, грыжи и т.д.), она помогала просто от души, никогда ничего не брала, пользовалась уважением односельчан.

Дом Зоровых под шифером, тетя Зоя и дядя Федя, я их помню уже на пенсии. В их семье росли Алексей, Михаил, Татьяна и Мария. Леша играл на гитаре и по вечерам около клуба пел песни, мы подпевали и с удовольствием слушали его. Следующий дом Баранковых. И на этой улице, ближе к кузнице, стоял маленький дом бабушки Дуси. Под окнами рос клен, даже после того как дом был разрушен, клен продолжал расти.

Наш дом стоял напротив Пучкиных, большой пятистенок, сруб привезен из Зилаира, а металл на крышу отец привез из Магнитогорска. Папа сам построил светлый, просторный, на высоком фундаменте, дом. Рядом с нами жила баба Графена Касаева, маленький, крытый соломой, домик. Рядом стоял дом Пиксаевых, Семена и Елены. Большой, заросший пустырь отделял дома Молотковых, Тарасова Михаила и т. Клавы и Касаевых. В семье Тарасовых росли 2 сына и 2 дочери.

Вода была далеко, надо было спуститься к реке, перейти железный мостик через реку и насладиться горной водой. Родник был чистый и вода в нем очень вкусная, вытекала из горы. Каждую весну мужчины собирались и чистили родник, прокладывали тропинку к нему, ставили на место мостик, который сдвигало весенней водой. Вся верхняя улица брали воду из родника.

Бани в селе ставили ближе к воде, вдоль дорожки к реке так, чтобы половодьем не затопило и воду в баню носить недалеко. Река была полноводной, а сейчас вместо реки течет ручей. Вдоль реки разработаны огороды, вода для полива рядом, и жители часто, вместе с детьми, сажали, поливали огороды. Далеко по реке были слышны разговоры и смех жителей села. В каждом огороде сажали смородину и крыжовник, который собирали ведрами и готовили на зиму варенье, сушили для пирогов и компота.

Отдельной улицей располагались 3 больших, светлых дома. Дом Константиновых, рядом Андреевы, дядя Коля и тетя Нюра, у них были 2 детей - Татьяна и Виктор. Тетя Нюся жила на хуторе до последнего, все разъехались, а тетя Нюся была верной своей родине и жила в селе до последнего. Официально исключен из списков в 2008 году, а в 2002 году на хуторе насчитывалось 3 человека.

Рядом с Андреевым стоял дом Долголенковых, дяди Коли и тети Нины. В селе росли 3 дочери Татьяна, Надежда и Людмила. Дядя Коля работал шофером, а тетя Нина - дояркой.

Около Долголенковых находился сельский магазин, продавцом работала вначале Касаева тетя Лена, а после их отъезда продавцом работала Беларунова тетя Таня.

При въезде в село, между улицами, стояла школа, вокруг которой был школьный сад. А рядом сельский колодец, воду из колодца брали все жители села. А рядом через реку был висячий мост, он опирался на каменные опоры, выложенные по берегам реки. Иногда во время половодья мост сносило льдом, но его опять налаживали. Мост связывал село с большим миром, да ещё с фермами и конюшней, которые были на склоне горы, на другом от села, берегу. Здесь, справа от дороги на горе, находилась заправка и стоянка тракторов и другой техники.

1. В данной работе использованы материалы Регионального интерактивного энциклопедического портала "Башкортостан"- автор Ф.Г.Нугаева, обновлен 22.08.2023 г.

Автор работы Пелих Н. Н.