Найти в Дзене
Art-eating

Пифагор Самосский

Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Пифагор родился на острове Самос. Из дома Пифагор ушел в 18 лет, почувствовав себя совсем взрослым. Физически он был крепким, готовым ко многим испытаниям. Всю свою жизнь он путешествовал по разным странам, посетил Египет, Фракию, Рим, где слушал разных ученых людей, приобщался к чужой мудрости. Несколько лет Пифагор провел в плену у персидского царя, который приблизил его к себе и любил с ним вести беседы на научные темы. Пифагор между тем продолжал учиться у персидских магов совершать различные чудеса. По словам античных авторов, он встречался чуть ли не со всеми известнейшими мудрецами той эпохи - греками, персами, халдеями, египтянами, поэтому впитал в себя самые передовые знания того времени, был посвящен во все мистерии - тайные доктрины - греков и варваров. Пифагор был первым, кто наз

Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Пифагор родился на острове Самос. Из дома Пифагор ушел в 18 лет, почувствовав себя совсем взрослым. Физически он был крепким, готовым ко многим испытаниям. Всю свою жизнь он путешествовал по разным странам, посетил Египет, Фракию, Рим, где слушал разных ученых людей, приобщался к чужой мудрости. Несколько лет Пифагор провел в плену у персидского царя, который приблизил его к себе и любил с ним вести беседы на научные темы. Пифагор между тем продолжал учиться у персидских магов совершать различные чудеса. По словам античных авторов, он встречался чуть ли не со всеми известнейшими мудрецами той эпохи - греками, персами, халдеями, египтянами, поэтому впитал в себя самые передовые знания того времени, был посвящен во все мистерии - тайные доктрины - греков и варваров. Пифагор был первым, кто назвал себя философом, и мир обязан ему этим термином. До него умные люди называли себя мудрецами, что означало человек, который знает. Пифагор был скромнее. Он ввел в обращение термин философ - тот, кто пытается найти, выяснить. На 40-м году жизни Пифагор поселился наконец в южноиталийской колонии, городе Кротоне, где и основал общество своих последователей. Его школу называли по-разному: философско-научной и в то же время религиозно-магической, в которой обучались посвященные, или эзотерики, в отличие от остальных, непосвященных, которых называли экзотерики. Именно в его школе зародилась числовая теория и учение о бессмертии и переселении человеческих душ. (матемпсихоз). Вот здесь-то и начинается подлинное новшество, привнесенное в представления греков пифагорейской теорией. Душа после смерти человека переселяется в другое тело — так говорили Пифагор и его последователи. Иногда переселение происходит немедленно после кончины, но иногда душа некоторое время (порой даже достаточно долгое) находится в Аиде, и только после этого ей дается новая «оболочка». Затем опять смерть — и опять переселение… И так до бесконечности. При каждом новом воплощении душа теряет память о предыдущих. Поэтому все мы каждый раз живем как бы впервые. Основатель пифагореизма утверждал, что только для него самого было сделано исключение, что он-де детально помнит свои прежние жизни. Потому-то и имеет возможность поведать людям великую истину о метемпсихозе. «О себе он говорил (по словам Гераклида Понтийского), что некогда он был Эфалидом и почитался сыном Гермеса; и Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему и живому и мертвому память о том, что с ним было. Поэтому и при жизни он помнил обо всем, и в смерти сохранил ту же память. В последствии времени он вошел в Евфорба, был ранен Менелаем; и Евфорб рассказывал, что он был когда-то Эфалидом, что получил от Гермеса его дар, как странствовала его душа, в каких растениях и животных она оказывалась, что претерпела она в Аиде и что терпят там остальные души. После смерти Евфорба душа его перешла в Гермотима, который, желая доказать это, явился в Бранхиды (святилище близ Милета. — И. С.) и в храме Аполлона указал щит, посвященный богу Менелаем, — отплывая от Трои, говорил он, Менелай посвятил Аполлону этот щит, а теперь он уже весь прогнил, оставалась только обделка из слоновой кости. После смерти Гермотима он стал Пирром, де-лосским рыбаком, и по-прежнему всё помнил, как он был сперва Эфалидом, потом Евфорбом, потом Гермотимом, потом Пирром. А после смерти Пирра он стал Пифагором и тоже сохранил память обо всем вышесказанном» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VIII. 4-5).

Его теория переселения бессмертных душ оказала большое влияние на эзотерическое учение в иудаизме - Каббалы. Каббала - Религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в талмудическом иудаизме. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание, содержащегося в Торе божественного откровения. учение об эманациях и влияниях тонкого мира на мир землян. Каббала состоит из очень многих устных и письменных книг, объясняющих Тору, или Пятикнижие. Кроме тайных теорий Творения мира и человека Каббала дает практические упражнения — как при помощи молитв, ритуалов и концентрации внимания достичь Высших миров и Бога.

Тетраграмма Каббалы
Тетраграмма Каббалы


Философия Пифагора указывает на его глубокое знакомство как с восточными, так и с западными эзотерическими традициями. Он изучал секретные учения Моисея и был посвящен в египетские, вавилонские и халдейские мистерии, а также в знание браминов Элефанта и Эллоры.

Как отмечает Шуре, Пифагор был адептом первой степени и обладал уникальной способностью к непосредственному восприятию. У него был доступ к оккультным знаниям и духовным истинам. Благодаря своим интуитивным навыкам, развитой духовности и острому наблюдению, а также глубокому пониманию физической природы и философского мышления, он смог создать основу для истинной науки.

Изучая древний алфавит Торы и Каббалы, состоящий из 22 букв, Пифагор обнаружил, что этот скрытый и загадочный алфавит стал прототипом для всех аналогичных систем, включая ведийские и санскритские символы. Он утверждал, что арийский алфавит, называемый браманами "Ваттан", относится к первой человеческой расе. По его словам, Моисей упоминает этот алфавит в 19 стихе второй главы Сефер-Берешит.

Пифагор делал следующие заключения:

1. Эта основная азбука, "Кабалим", принадлежит арийцам;

2. Алфавиты подобного типа нельзя относить к семитическим, так как они не принадлежат какой-либо из этих народностей.

ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО

Ядром философии Пифагора стала концепция чисел. Он пришел к убеждению, что в основе всего мироздания лежит числовая схема.

Теория чисел была подробно изложена в трудe «Hieros Logos» («Священное слово»), который дошел до нас благодаря пифагорейцам. Эта дисциплина, известная жрецам древних египетских храмов, была развита Пифагором, который положил в основу каждого числа определенный принцип, закон или силу Вселенной. Он утверждал, что основа всего сущего заключается в первых четырех числах, так как, комбинируя их через сложение или умножение, можно получить все остальные числа.

Изучение космоса и осознание его структуры стали ключевыми аспектами работы Пифагора. Он первым употребил термин «космос» для обозначения Вселенной, что означает порядок или структуру, и развил концепцию о космосе как гармоничном и упорядоченном целостном явлении, подчиняющемся законам гармонии и чисел. В его учении число воспринималось как основа звуковой гармонии, зависящей от математических принципов. Звуковая гармония, по его мнению, является отражением универсальной гармонии, выражаемой через музыку.

От анализа музыкально-числовых отношений в космосе Пифагор пришел к концепции Гармонии сфер, или Музыки сфер, художественно представленное в сумме первых четырех чисел: 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Это число включает основные музыкальные интервалы, такие как октава (2:1), квинта (3:2) и кварта (4:3). Для Пифагора музыка являлась производной божественной науки математики, а ее гармонии определялись математическими пропорциями, подчеркивающими взаимосвязь между числом и природой. Таким образом, Пифагор открыл новый взгляд на мир, где числа и гармония формируют основополагающие принципы реальности.

Музыкальный ритм формируется с помощью чисел. Пифагор продемонстрировал, что основные музыкальные интервалы — октава, квинта и кварта — могут быть представлены соотношениями между числами 1, 2, 3 и 4. Например, деление струны пополам (1/2) создает октаву, деление на три части (2/3) приводит к квинте, а деление на четыре (3/4) дает кварту. Это иллюстрирует единство струны, которая включает все ноты, представленные в виде долей от единицы. Высота звука коррелирует с длиной струны, и это простое объяснение вдохновило пифагорейцев на более глубокие исследования, стремясь свести все явления Вселенной к числовым отношениям и выявить математические принципы, которые их упорядочивают.

Пифагор утверждал, что Вселенная выражена числами от одного до четырех, которые, будучи сложенными, дают 10 — источник всего сущего. Сумма этих чисел (1 + 2 + 3 + 4 = 10) составляет священное число, символизирующее целостность и совершенство мироздания, в котором небесные тела поддаются тем же законам гармонии. Это стала основой концепции Музыки сфер. Важность этих чисел Пифагор продемонстрировал с помощью тетрактиса — фигуры, которую пифагорейцы свято почитали и перед которой демонстрировали благоговение, поскольку она представляла собой универсальный порядок и гармонию в природе.

Тетрактис Пифагорейцев, образующий хексаграмму (правильный шестиугольник) с точкой в центре ("седьмой день Творения"). Шесть из девяти равносторонних треугольников составляют куб.
Тетрактис Пифагорейцев, образующий хексаграмму (правильный шестиугольник) с точкой в центре ("седьмой день Творения"). Шесть из девяти равносторонних треугольников составляют куб.

Тетрактис Пифагора, античная формула вселенной греческих магов [рис 3], был украден у арийцев, в эпоху позднего средневековья, семитскими каббалистами и стал известен нам как иудейский сефер сефирот- древо жизни [ рис 4]. Это объясняет многое, например, "иудейскую" символику телемитов и теософов [рис 5, 6].

-4

Первые четыре числа символизируют универсальную музыку и Космос как:
(1) Единство (монада)
(2) Диада – Предел мощности/Неограниченный (перас/апейрон)
(3) Гармония (триада)
(4) Космос (Тетрада).[4]
Четыре ряда складываются в десять, что было единством более высокого порядка (Декада).
Тетрактис символизирует четыре классических элемента—воздух, огонь, воду и землю. Тетрактис представлял собой организацию пространства:
первая строка представляла нулевые измерения (точку)
вторая строка представляла одно измерение (линию из двух точек)
третий ряд представлял два измерения (плоскость, определяемая треугольником из трех точек). Четвертый ряд представлял три измерения (тетраэдр, определенный четырьмя точками). Молитва пифагорейцев показывает важность Тетрактиса (иногда называемого "Мистической тетрадой"), так как молитва была обращена именно к нему.

В древнееврейском тетрактисе буквы Тетраграмматона вписаны в десять положений тетрактиса справа налево. Утверждается, что Каббалистическое Древо Жизни с его десятью сферами эманации каким-то образом связано с тетрактисом

При чтении Таро различные положения тетрактиса обеспечивают представление для прогнозирования будущих событий путем обозначения в соответствии с различными оккультными дисциплинами, такими как алхимия.

Пифагорейцы считали, что математика представляет собой точный способ, с помощью которого Бог создал и установил Вселенную. Таким образом, числа предшествуют гармонии, поскольку их постоянные законы регулируют все гармонические соотношения. Тем не менее, гармонию можно выразить через числа. Основой философии Пифагора стало понятие гармонии, в рамках которого он развивал идею закономерности и упорядоченности в мире.

ТАБЛИЦЫ ПИФАГОРА

Помимо таблицы умножения, Пифагор рассказывал избранным ученикам своей знаменитой школы и о других таблицах. Нумерологических. Таблица же умножения - всего лишь частный случай. Пифагорейская нумерология – единственная, которая дожила до наших времен практически в полном объеме и до сих пор используется для предсказаний будущего, определения жизненного пути и многого другого. Её расчеты наиболее доступны и приспособлены под русский язык, в отличие от Китайской или Каббалистической нумерологии, где расчеты необходимо проводить по древним алфавитам и календарям.

-8

Пифагор не оставил сочинений, в связи с чем точная реконструкция его первоначального учения, а также отделение от более поздних напластований весьма затруднительны. Пифагору приписывали все открытия пифагореистов. Вне зависимости от авторства тех или иных утверждений, учение Пифагора стало основой для открытий в области математики, астрономии, теории музыки. Пифагореизм оказал воздействие на философию Платона, а через платонизм на философию Нового и Новейшего времени. О влиянии учения Пифагора на развитие науки и их собственные открытия говорили среди прочих Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) "Отношение Пифагора к числам и гармонии." Selenadia. Дата обращения: 11.04.2022. URL: https://selenadia.livejournal.com/216790.html.

2) "Тетрактис." Wikipedia. Дата обращения: 11.04.2022. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Tetractys.

3) "Все есть число". Barucaba. Дата обращения: 11.04.2022. URL: https://barucaba.livejournal.com/319678.html.