Найти в Дзене
Art-eating

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЖОЗЕФА КЭМПБЕЛЛА И В.Я.ПРОППА

Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой» или по-другому герой с тысячами лиц разрабатывает теорию мономифа, согласно этой теории герой всегда проходит один и тот же путь, преодолевает одни и те же препятствия, хоть и в разных условиях/мирах, на этом строятся мифы, сказки, комиксы, фильмы, сериалы. Джозеф Кэмпбелл доказывает, что в основе киноиндустрии лежит героический миф, так как миф делает историю усваиваемой, а структура его почти всегда одинакова и заложена в нашем бессознательном. В начале XX века Карл Густав Юнг выдвинут теорию «коллективного бессознательного». Он утверждал, что в уме каждого человека содержатся общечеловеческие первообразы, архетипы. Теория Юнга объясняет почему мифы народов, никогда не соприкасавшихся друг с другом, схожи. Сказки — упрощенный вариант героического мифа. В образах (архетипах) Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, предр

Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой» или по-другому герой с тысячами лиц разрабатывает теорию мономифа, согласно этой теории герой всегда проходит один и тот же путь, преодолевает одни и те же препятствия, хоть и в разных условиях/мирах, на этом строятся мифы, сказки, комиксы, фильмы, сериалы. Джозеф Кэмпбелл доказывает, что в основе киноиндустрии лежит героический миф, так как миф делает историю усваиваемой, а структура его почти всегда одинакова и заложена в нашем бессознательном. В начале XX века Карл Густав Юнг выдвинут теорию «коллективного бессознательного». Он утверждал, что в уме каждого человека содержатся общечеловеческие первообразы, архетипы. Теория Юнга объясняет почему мифы народов, никогда не соприкасавшихся друг с другом, схожи. Сказки — упрощенный вариант героического мифа. В образах (архетипах) Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства и мыслить определенным образом относительно объекта или ситуации. И тогда Кэмпбелл создает 17-ти этапную схему пути героя:

  • 1 этап «ЗОВ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ»: герою дают знак, что пора отправиться в путешествие.
  • 2 этап «ОТКАЗ ОТ ЗОВА»: Себе и односельчанам герой кажется самым обыденным человеком, призыв к путешествию он считает явной ошибкой, так что пытается улизнуть от судьбы. Если отвержение зова — не минута слабости, а окончательное решение «героя», то он обрекает себя на прозябание в тесном мирке обыденности, скуку и мелкие страхи. В мифах такое происходит редко, в реальной жизни — намного чаще.
  • 3 этап «ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩЬ»: наставник, учитель.
  • 4 этап «ПЕРЕХОД В ДРУГОЙ МИР»: Это момент, когда герой пересекает границу между своим безопасным мирком и «зоной действия более мощных сил», неизведанной и опасной.
  • 5 этап «ВО ЧРЕВЕ КИТА»: Часто мифических героев проглатывают огромные звери или рыбы. В брюхе зверя герой обнаруживает нечто ценное, например, целый мир с лесами и реками, полями и городами, либо просто полезный артефакт, после чего разрубает брюхо зверя и освобождается, к удивлению односельчан, заочно похоронивших его. Итак, в конце первой фазы герой переживает «ложную смерть», в результате наступает окончательный разрыв с обыденным прошлым.
  • 6 этап «ДОРОГА ИСПЫТАНИЙ»:Собственно, первые испытания на пути героя. На этом этапе мы обычно узнаем, чего стоит герой сам по себе — без посторонней помощи. Здесь же он демонстрирует и слабые стороны.
  • 7 этап «ВСТРЕЧА С БОГИНЕЙ»:«Встреча с богиней (которая воплощена в каждой женщине) является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни».
  • 8 этап «ЖЕНЩИНА КАК ИСКУШЕНИЕ»:На этом этапе герой встаёт лицом к лицу с тайными желаниями, которые могут помешать выполнить миссию и которые часто — но не всегда! — олицетворяются женщиной.
  • 9 этап «ПРИМИРЕНИЕ С ОТЦОМ»: Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Это не единственная возможная трактовка, и сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью.
  • 10 этап «АПОФЕОЗ»: Это блаженство героя, когда все трудности уже позади, а возвращение домой ещё только предстоит. Нирвана Будды, познавшего наконец мудрость десяти тысяч миров. А на бытовом языке — пиршество на поле славной битвы.
  • 11 этап «СОКРОВИЩЕ»: Часто то, ради чего затевалось путешествие, выражено материально: меч, склянка с эликсиром, растение и так далее.
  • 12 этап «ОТКАЗ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ»: Герой навсегда остается пировать с богами, лишая своих соотечественников шанса на лучшую жизнь.
  • 13 этап «ВОЛШЕБНОЕ БЕГСТВО»: герой с артефактов сбегает из логова злодея.
  • 14 этап «СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ»: Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент — в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий.
  • 15 этап «ВОЗВРАЩЕНИЕ»: Сложность здесь в том, чтобы в обыденном мире сохранить сокровище, добытое в мире «волшебном», а по-простому — не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Для многих героев древних мифов это испытание становилось более сложным, чем собственно завоевание сокровища.
  • 16 этап «ПОВЕЛИТЕЛЬ ДВУХ МИРОВ»
  • 17 этап «СВОБОДА ВЫБОРА»: Речь идет о счастливой жизни «бога» среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…»

Разумеется, в применении к киносценариям, эту схему нужно упрощать, а где-то, наоборот, усложнять актуальными деталями.