Найти в Дзене

Священники и монахи как герои кино новейшей России: ч.12

В советском кино вопрос духовности находился под строгим запретом, и в новой России эту тему пришлось осваивать фактически с нуля. В статье киноведа, доцента Всероссийского государственного института кинематографии и программного директора международного кинофестиваля «Радонеж» Татьяны Викторовны Москвиной-Ященко, а также искусствоведа и члена отборочной комиссии этого же кинофестиваля Татьяны Ивановны Мальцевой рассматривается, как изменялись образы священников и монахов в отечественном кино – как в игровом, так и в документальном, на протяжении последних 36 лет.

Кадр из кинофильма Пациенты
Кадр из кинофильма Пациенты

Достоверность документального

В нашем обзоре невозможно обойти стороной неигровое кино. Особенно сегодня, когда на «цифру» снимается множество документальных фильмов.

Взрыв кинодокументалистики в конце 80-х годов вернул отечественному кинематографу лавры первого в мировом кинопроцессе. Появилось много новых имен, но и известные режиссеры игрового кино, такие как Никита Михалков, Александр Сокуров и Сергей Дебижев, обратились к документалистике. Авторы обнаруживают в истории и современности ярких героев, судьбы которых выразительнее многих надуманных сюжетов игрового кинематографа.

Кадр из фильма «Крым Небесный»
Кадр из фильма «Крым Небесный»

Величественные кинофрески художника-дизайнера Сергея Дебижева «Крым Небесный» (2020) и «Святой Архипелаг» (2022) открывают зрителю смысл веры через личный опыт автора и героев. Эти фильмы, как развернутая во времени живописная картина, становятся своеобразным явлением культуры. Новые технологии фиксируют ранее недоступные человеческому глазу природные объекты. Съемки из космоса помогают включить в повествование планетарный масштаб. В фильме «Крым Небесный» гений места представлен как «живое сердце» Земли, в котором таится мощная энергия прекрасного творения Божьего. Здесь дышит красотой все, что попадает в кадр: горы, море, леса, тропинки, болота, пустыни, потухшие вулканы, соляные озера. Многие места непроходимы, не обжиты человеком. Но каждый кадр запечатлевает их с нежностью и любовью. Эстетика становится не только формой, но и содержанием ленты. В «Святом архипелаге» Сергей Дебижев пошел вглубь созерцания, попытался ответить для самого себя на вопрос: что есть духовная жизнь человека? Ведь когда стоишь у стен Соловецкого кремля и видишь валуны размером с внедорожник, из которых сложены башни и стены, как отмечал автор, берет оторопь. И возникают другие смыслы. Не те, что при разговоре с мобильником в руках. Возникает зримое присутствие вечности — безбрежные дали, огромное небо, тихая северная красота, музыка Вячеслава Бутусова, звучащая изнутри. Русская история, с радостью побед и кровью, соотносится с библейским сотворением мира. Момент сотворчества угадывается каждым монахом Соловков, попавшим в кадр.

В нынешнем году Дебижев снял фильм «Крест», открывающий историю главного символа мировой культуры, который пронизывает искусство, архитектуру и повседневную жизнь каждого верующего. У фильма очень широкая география — от Иерусалима до Эфиопии. Авторы пытаются понять, как христианство изменило картину мира и что собой представляет крест как сакральный символ. Трилогию Сергея Дебижева впору рассматривать современным богословам и художникам с позиций тварной, человеческой, и отсветов нетварной, божественной красоты.

Кадр из кинофильма Война и вера
Кадр из кинофильма Война и вера

В конце ХХ века в отечественном неигровом кинематографе возникло катехизаторское направление — фильмы об основах веры, православных праздниках и святынях. Лучшими катехизаторскими, на наш взгляд, можно назвать два произведения. Первое — лента «Форпост» (2007) Михаила Шадрина о настоятеле Свято-Вознесенского мужского монастыря на границе с Румынией отце Михаиле Жаре (ныне митрополит Банченский Лонгин), отце трех кровных и двадцати девяти приемных детей. Второе — трилогия «Одинокий рай» (2002), «Русский заповедник» (2008) и «Трезвитесь» (2012) режиссера Валерия Тимощенко об отце Викторе Салтыкове (впоследствии — иеромонахе Иоакиме) и матушке Наталье Бухаровой — педагоге, авторе учебника «Святыни Отечества». Супруги несколько десятилетий служили на приходе села Жарки Юрьевецкого района Ивановской области — самого бедного населенного пункта в регионе, куда приезжало молиться множество народа.

Программный «Монастырь» (2014) украинского режиссера Александра Столярова рассказывает о возрождении Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Автор стал известен благодаря экспериментальному игровому фильму «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», где прототипом героя стал греческий монах Паисий Святогорец — ныне прославленный святой. А украинский телеканал «Интер» в 2018 году, накануне очередного витка раскола, успел заснять и показать тысячелетнюю историю первого монастыря на Руси в грандиозном документальном проекте «Киево-Печерская Лавра. Фотография тысячелетия» Антона Никитина и Ольги Марикуцы. Судьба этой обители в XX веке, когда она не раз разрушалась и снова возрождалась для монашеского служения, повторяется и сейчас, только более изощренно и жестоко.

«Русалим. В гости к Богу» (2012) Александра Казакевича и Владимира Шуванникова — один из новаторских фильмов в жанре паломнического кино. В нем чувствуется глубоко личное отношение режиссера к герою рассказа, архимандриту Антонину (Капустину), находившему в середине ХIX века участки на Святой Земле для Русской духовной миссии. Это развернутый репортаж с места событий: в объектив кинокамеры попадают паломники, насельницы Горненского монастыря, пастыри Хеврона, хранители Гроба Господня... В таких работах преодолевается фрагментарность современного мироощущения, восстанавливается целостность взгляда на жизнь, возникает чувство соборности с героями.

Кадр из кинофильма Поп
Кадр из кинофильма Поп

Каждый год центральные и региональные студии снимают фильмы о святых ХХ века. В дилогии Алексея Колесникова «Я к вам травою прорасту» (2005) речь идет о тех, кто был расстрелян на полигоне НКВД «Объект Бутово» во время Большого террора. С августа 1937 по октябрь 1938 года там погибло 20 762 человека, среди которых 375 священно- и церковнослужителей, казненных за веру. В 2018 году появилась полнометражная работа Наталии Гугуевой «Свидетели любви» о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Их судьбы помогает раскрыть Новомученического храма в Бутове протоиерей Кирилл Каледа — сам внук святого, расстрелянного на полигоне. Шесть лет спустя Гугуева выпустила фильм «Верные» о тех, кто остался с семьей императора Николая Второго в последние дни его жизни.

С 1988 года документалисты успели запечатлеть на пленке и живых святых. В одном из лучших фильмов о годах репрессий, «Надеющиеся на тя да не погибнем» (1991) Виктора Шкурко, который рассказывает о втором обретении мощей преподобного Серафима Саровского, авторы сняли духовных чад святого — мучеников, прошедших советские лагеря, гонения, ссылки и «претерпевших до конца».

С богословской точки зрения еще предстоит осмыслить, как относиться к живому святому на экране. «На старых лентах, запечатлевших прошлое нашей страны, мы видим государя императора со всей семьей, великих князей, духовенство и других, — отмечал епископ Бронницкий Тихон (Емельянов, ныне митрополит Владимир и Суздальский) в 1998 году на IV съезде Союза кинематографистов России. — Пройдет совсем немного лет, и многие из них пройдут крестный путь, станут мучениками и исповедниками, защитниками Отечества от безбожия… Поистине можно сказать, что при самом своем появлении российское кино было освящено этими образами будущих русских святых. Такого уникального святого начала не знает киноискусство ни одной из других развитых кинематографических стран».

Кадр из кинофильма Остров
Кадр из кинофильма Остров

Именно на царской хронике выстроила образ дореволюционной России Джемма Фирсова в фильме «Государь Император Николай II. Кинохроника 1896–1916 гг.». Режиссер как бы устраняется, не привносит свое, а стремится раскрыть материал в безыскусной простоте, свойственной первым киносъемкам. В конце монтажной фразы рапид замедляет движение и останавливает кадр, чтобы мы могли вглядеться, запечатлеть ушедшее мгновение. Завершается черно-белый фильм переходом от лица цесаревича Алексия к его изображению на иконе, которая постепенно проявляется в красках… По сути, сама эта лента — икона с клеймами, окно в иное измерение.

Можно сказать, что неигровой кинематограф, пережив любительский период с обилием восстановленных куполов и колоколен, горящими свечками и крестными ходами, вошел в пору зрелости. Все у профессионалов нашло свое место в зависимости от творческой задачи — без излишеств и лишних монтажных склеек.

Конец двенадцатой части.
Материал подготовлен в рамках специального проекта «Священник XXI века» совместно с интернет-журналом «Татьянин день» для портала Богослов