Найти в Дзене

Священники и монахи как герои кино новейшей России: ч.11

В советском кино вопрос духовности находился под строгим запретом, и в новой России эту тему пришлось осваивать фактически с нуля. В статье киноведа, доцента Всероссийского государственного института кинематографии и программного директора международного кинофестиваля «Радонеж» Татьяны Викторовны Москвиной-Ященко, а также искусствоведа и члена отборочной комиссии этого же кинофестиваля Татьяны Ивановны Мальцевой рассматривается, как изменялись образы священников и монахов в отечественном кино – как в игровом, так и в документальном, на протяжении последних 36 лет. Кино как часть массовой культуры вообще не может не быть товаром. И это предполагает снижение пафоса нравственной проблематики, упрощение конфликтов, вульгаризацию идей. Девальвацию образа священнослужителя сегодня в первую очередь можно проследить в игровых сериалах. Первый «православный сериал» «Спас под березами» (2003) режиссера Леонида Эйдлина был жанрово заявлен как «телевизионный роман в двенадцати главах». Таковым он

В советском кино вопрос духовности находился под строгим запретом, и в новой России эту тему пришлось осваивать фактически с нуля. В статье киноведа, доцента Всероссийского государственного института кинематографии и программного директора международного кинофестиваля «Радонеж» Татьяны Викторовны Москвиной-Ященко, а также искусствоведа и члена отборочной комиссии этого же кинофестиваля Татьяны Ивановны Мальцевой рассматривается, как изменялись образы священников и монахов в отечественном кино – как в игровом, так и в документальном, на протяжении последних 36 лет.

Кадр из кинофильма Настоятель
Кадр из кинофильма Настоятель

Штучный товар и массовая культура

Кино как часть массовой культуры вообще не может не быть товаром. И это предполагает снижение пафоса нравственной проблематики, упрощение конфликтов, вульгаризацию идей. Девальвацию образа священнослужителя сегодня в первую очередь можно проследить в игровых сериалах.

Первый «православный сериал» «Спас под березами» (2003) режиссера Леонида Эйдлина был жанрово заявлен как «телевизионный роман в двенадцати главах». Таковым он и получился. Разные жизненные истории совершаются внутри и вокруг вновь возвращенного Церкви храма XVI века и созданной в нем православной общины. Эти истории стали главами романа, который пишет Федор Валяев (Георгий Тараторкин), в прошлом литератор, а ныне ночной сторож храма. Все события концентрируются в поле зрения главного героя — настоятеля храма отца Георгия (Юрий Беляев). От совета или поступка этого доброго пастыря зависят судьбы всех героев. Добротность сюжета и достоверность образов основана на работе сценариста Виктора Ольшанского и режиссера-документалиста Никиты Воронова.

Кадр из сериала «Монастырь»
Кадр из сериала «Монастырь»

Сценарий сериала «Батюшка» (2008) режиссера Василия Мищенко о восстановлении храма в глубинке был также написан профессионалами — Аркадием Высоцким, Давидом Ройтбергом и Александром Друговым. Образ отца Афанасия в исполнении Льва Борисова можно назвать идеальным среди всех российских сериалов. В коротких эпизодах, где появляется отец Афанасий, мы видим всю непростую, но значительную жизнь этого батюшки. Он притягателен и понятен. Главный же герой Роман Малышев (Виктор Павлюченков) — бывший боцман, при восстановлении храма тоже ставший священником, — становится прообразом всех батюшек из будущих криминальных драм и боевиков. В борьбе за справедливость он помогает раскрыть немало преступлений, но еще понимает несовместимость служения Богу и вмешательства в мирские дела.

А вот заглавный герой сериала «Отец Матвей» (2014) режиссера Валерия Девятилова уже с первых дней приезда в маленький город вынужден помимо службы в храме расследовать криминальные события, связанные с прихожанами. Именно детективная интрига становится основной в сюжете, а образ священника более похож на образ сыщика-любителя. Впрочем, священнослужитель в исполнении Владимира Калганова получился искренним и обаятельным.

Отец Андрей (Егор Пазенко) в сериалах «Настоятель» (2010) Армена Назикяна и «Настоятель-2» (2011) Игоря Москвитина и вовсе становится «криминальным» священником, этаким «братком в рясе». Бывший питерский авторитет вступает в борьбу с преступным миром городка, куда приехал стать настоятелем храма вместо погибшего духовника.

В сериале Армена Назикяна «Настоящий» (2023) отец Александр в исполнении того же Егора Пазенко — уже не раскаявшийся разбойник, а бывший спецназовец. Но сюжетные линии героев все равно выстраиваются по шаблону криминальных лент. Священнослужитель, проповедующий слово Божие, отходит на второй план. Его место занимает привычный герой боевика, пусть и в рясе.

Большинство современных сериалов, использующих религиозную тематику, можно смело назвать околоцерковными в прямом и переносном смысле. Это и «Окаянные дни» (2020) о пандемии коронавирусной инфекции, снятые в формате скринлайф-альманаха. И «Чики» (2020) о проститутках из южнорусского города, решивших начать новую жизнь. Местный приход здесь выступает лишь частью фона — впрочем, Церковь изображена достоверно, а образ священника на редкость глубок и человечен.

Кадр из сериала «Монастырь»
Кадр из сериала «Монастырь»

Самый спорный из сериалов — одиозный «Монастырь» (2022) Александра Молочникова — тянет даже на звание антицерковного продукта. Авторы ставят проблемы духа и плоти, земного и небесного в монашеской жизни, но при этом сами любуются пленительностью блуда. Главная героиня Маша (Анастасия Ивлеева), тусовщица и распутница, соблазняет юного послушника Юрия (Марк Эйдельштейн), а в финале, как можно решить по намекам, завязывает отношения с его дедом, отцом Варсонофием (Филипп Янковский). Это трактуется как счастливая развязка, хотя если монах действительно готов нарушить обеты, налицо его духовная гибель. Вся жизнь в женском монастыре ставится авторами с ног на голову, и закрученный сюжет выходит на уровень кощунства. Что это — очередное невежество неофита? Представители Церкви, ознакомившись со сценарием, отказались предоставлять для съемок действующий монастырь; реакция на вышедший фильм также была весьма резкой.

Сатира на все стороны социальной и церковной жизни в сериале «Конец света» (2022) режиссера Александра Незлобина допускает еще и игру с сатанизмом. Тьма в лице сатаны (Юрий Колокольников) здесь побеждает Свет, который несет священник отец Петр (Григорий Калинин). Тема Апокалипсиса, заявленная авторами, сознательно строится на параллелях с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но если у Булгакова Бог присутствует хотя бы в главах романа Мастера, в сериале Ему уже нет места. Это не «конец света», предшествующий Второму пришествию Иисуса Христа, а скорее «начало тьмы».

Особняком среди сериалов о Церкви и священнослужителях стоит историческое полотно «Раскол» (2011) Николая Досталя по сценарию писателя Михаила Кураева. В драме из 20 серий режиссер без назидания и оценок сумел рассказать о тяжелейшем периоде XVII века, до сих пор полностью недооцененном в русской истории. Создатели не принимают сторону ни Патриарха Никона (Валерий Гришко), ни протопопа Аввакума (Александр Коротков). В ходе философско-богословского осмысления событий доминирующей становится идея всепрощения, но принадлежит она не церковной, а государственной власти в лице молодого царя Федора Алексеевича (Иван Соловьев).

Патриарх и протопоп до смертного часа остаются непримиренными. Актерам сложно трактовать образы этих людей, ведь в обществе и Церкви до сих пор нет консенсуса о национальной трагедии XVII века. Авторы делают лишь один вывод: за секуляризацией страны последовал приход к власти императора Петра I c еще более радикальными реформами государственной и церковной жизни.

Конец одиннадцатой части.
Материал подготовлен в рамках специального проекта «Священник XXI века» совместно с интернет-журналом «Татьянин день» для портала Богослов