Найти в Дзене

Гонщики Ф-1 разгневаны огромными штрафами за мат. Они даже не знают, куда эти деньги тратятся

Президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Мохаммед бен Сулайем продолжает демонстрировать собственное умение создавать скандалы на пустом месте. Организация бен Сулайема в том числе отвечает за все гоночные чемпионаты мира, включая Формулу-1, и в четверг с серьёзными претензиями в адрес президента ФИА выступил профсоюз гонщиков Ф-1 — GPDA. И не сказать, чтобы на пустом месте. При предшественнике бен Сулайема Жане Тодта всё было тихо-мирно, бывший босс Михаэля Шумахера спокойно решал вопросы за кулисами и избегал конфликтов. А вот бен Сулайем почему-то решил, что ему и его организации нужно постоянно демонстрировать своё «я». Очередной пример — требование к судьям штрафовать пилотов за мат на пресс-конференциях. Позволит себе кто-нибудь безобидное f*ck – ему сразу прилетит наказание от судей. Началось всё с Макса Ферстаппена на Гран-при Сингапура, который выразился в том духе, что его машина была «испорчена». В итоге Максу присудили один день неких «общественных работ» — обы
Мохаммед бен Сулайем и Льюис Хэмилтон
Мохаммед бен Сулайем и Льюис Хэмилтон

Президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Мохаммед бен Сулайем продолжает демонстрировать собственное умение создавать скандалы на пустом месте. Организация бен Сулайема в том числе отвечает за все гоночные чемпионаты мира, включая Формулу-1, и в четверг с серьёзными претензиями в адрес президента ФИА выступил профсоюз гонщиков Ф-1 — GPDA. И не сказать, чтобы на пустом месте.

При предшественнике бен Сулайема Жане Тодта всё было тихо-мирно, бывший босс Михаэля Шумахера спокойно решал вопросы за кулисами и избегал конфликтов. А вот бен Сулайем почему-то решил, что ему и его организации нужно постоянно демонстрировать своё «я». Очередной пример — требование к судьям штрафовать пилотов за мат на пресс-конференциях. Позволит себе кто-нибудь безобидное f*ck – ему сразу прилетит наказание от судей. Началось всё с Макса Ферстаппена на Гран-при Сингапура, который выразился в том духе, что его машина была «испорчена». В итоге Максу присудили один день неких «общественных работ» — обычно под этим подразумевается работа со стюардами на какой-нибудь гонке или участие в неком мероприятии ФИА.

Дальше — больше: на Гран-при Мексики Шарль Леклер рассказывал о своих мыслях во время вылета с трассы и тоже позволил себе слово на f. Монегаск сразу понял, что натворил, и принёс извинения. Однако позднее Леклеру присудили штраф в десять тысяч долларов — и это уже окончательно взбесило профсоюз гонщиков. Как пошутил один из интернет-пользователей, своими действиями бен Сулайем добился почти небывалого: полного единения пилотов Ф-1.

В итоге GPDA выпустила следующее заявление:

«Как и в любом виде спорта, участники должны подчиняться решениям судей, нравится им это или нет, даже если они не согласны с ними. Таковы правила спорта. Пилоты (наши члены) ничем не отличаются и полностью это осознают.

Наши члены – профессиональные гонщики, выступающие в Формуле-1, вершины мирового автоспорта. Они – гладиаторы, которые каждый гоночный уикенд устраивают захватывающее шоу для болельщиков.

Что касается использования ругательств, следует различать оскорбления в адрес других людей и более повседневную брань, которая может использоваться для описания плохой погоды или неодушевлённых объектов, таких как болид Формулы-1 или ситуация на трассе.

Мы призываем президента ФИА также обратить внимание на свой тон и манеру общения с нашими гонщиками или о них, будь то на публичных платформах или в других случаях. Более того, наши члены – взрослые люди, и им не требуется получать указания через СМИ по таким мелочам, как ношение украшений и нижнего белья.

GPDA неоднократно выражала свою позицию, что денежные штрафы для пилотов неуместны в нашем спорте. В последние три года мы призывали президента ФИА предоставить информацию и стратегию по распределению финансовых штрафов ФИА и раскрыть, куда направляются средства. Мы также высказывали обеспокоенность по поводу негативного влияния финансовых штрафов на имидж нашего спорта. Мы снова обращаемся к президенту ФИА с просьбой обеспечить финансовую прозрачность и прямой, открытый диалог с нами. Все заинтересованные стороны ФИА, Формула-1, команды и GPDA) должны совместно определить, как и на что расходуются средства на благо нашего спорта.

GPDA стремится к конструктивному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, включая президента ФИА, чтобы продвигать наш замечательный спорт в интересах всех, кто в нем работает, кто за него платит, кто его смотрит и кто его по-настоящему любит. И мы свою роль исполняем».

Макс Ферстаппен и Шарль Леклер - две жертвы "антимата" от ФИА
Макс Ферстаппен и Шарль Леклер - две жертвы "антимата" от ФИА

*****

Наверное, можно долго спорить, должен ли гонщик следить за языком на пресс-конференции, смотрят ли эти пресс-конференции дети и узнают ли они для себя что-то новое, что ещё не услышали в саду или школе. Кажется, пилотов больше возмущает не сам факт, что мат считается проступком, а общее отношение к себе со стороны ФИА и конкретно её президента.

И действительно — кто вдруг решил, что за одно неосторожно произнесённое слово гонщик должен выкладывать десять тысяч долларов? Да, для условного Хэмилтона и Леклера это немного, а для какого-нибудь новичка чемпионата может стать ударом по кошельку. Почему за мат требуют «десятку», а когда, к примеру, Ландо Норрис путается в правилах во время Гран-при Бразилии и без спроса уезжает на второй прогревочный круг, то пилоту «Макларена» присуждают только «пятёрку»?

Ну и центральный вопрос письма гонщиков — на каком основании ФИА не отчитывается, куда уходят деньги? Если такие глупые и в то же время драконовские штрафы просто позволяют увеличить бюджет федерации, то не стоит ли начать подозревать ФИА в стремлении выписывать побольше штрафов просто ради собственного финансового благополучия? Нет ли здесь почвы если не для коррупции, то для чего-то, что очень её напоминает?

Будет очень интересно узнать ответ бен Сулайема. Зная его, едва ли можно предположить, что президент ФИА смолчит и не выскажется публично. Но даже если будет доказано, что штрафы идут на какие-то благотворительные или образовательные цели, полагаем, гонщики Ф-1 не остановят свою атаку и потребуют реформы всей штрафной системы. В противном случае можно ожидать даже судебных разбирательств с федерацией.