Президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Мохаммед бен Сулайем продолжает демонстрировать собственное умение создавать скандалы на пустом месте. Организация бен Сулайема в том числе отвечает за все гоночные чемпионаты мира, включая Формулу-1, и в четверг с серьёзными претензиями в адрес президента ФИА выступил профсоюз гонщиков Ф-1 — GPDA. И не сказать, чтобы на пустом месте.
При предшественнике бен Сулайема Жане Тодта всё было тихо-мирно, бывший босс Михаэля Шумахера спокойно решал вопросы за кулисами и избегал конфликтов. А вот бен Сулайем почему-то решил, что ему и его организации нужно постоянно демонстрировать своё «я». Очередной пример — требование к судьям штрафовать пилотов за мат на пресс-конференциях. Позволит себе кто-нибудь безобидное f*ck – ему сразу прилетит наказание от судей. Началось всё с Макса Ферстаппена на Гран-при Сингапура, который выразился в том духе, что его машина была «испорчена». В итоге Максу присудили один день неких «общественных работ» — обычно под этим подразумевается работа со стюардами на какой-нибудь гонке или участие в неком мероприятии ФИА.
Дальше — больше: на Гран-при Мексики Шарль Леклер рассказывал о своих мыслях во время вылета с трассы и тоже позволил себе слово на f. Монегаск сразу понял, что натворил, и принёс извинения. Однако позднее Леклеру присудили штраф в десять тысяч долларов — и это уже окончательно взбесило профсоюз гонщиков. Как пошутил один из интернет-пользователей, своими действиями бен Сулайем добился почти небывалого: полного единения пилотов Ф-1.
В итоге GPDA выпустила следующее заявление:
«Как и в любом виде спорта, участники должны подчиняться решениям судей, нравится им это или нет, даже если они не согласны с ними. Таковы правила спорта. Пилоты (наши члены) ничем не отличаются и полностью это осознают.
Наши члены – профессиональные гонщики, выступающие в Формуле-1, вершины мирового автоспорта. Они – гладиаторы, которые каждый гоночный уикенд устраивают захватывающее шоу для болельщиков.
Что касается использования ругательств, следует различать оскорбления в адрес других людей и более повседневную брань, которая может использоваться для описания плохой погоды или неодушевлённых объектов, таких как болид Формулы-1 или ситуация на трассе.
Мы призываем президента ФИА также обратить внимание на свой тон и манеру общения с нашими гонщиками или о них, будь то на публичных платформах или в других случаях. Более того, наши члены – взрослые люди, и им не требуется получать указания через СМИ по таким мелочам, как ношение украшений и нижнего белья.
GPDA неоднократно выражала свою позицию, что денежные штрафы для пилотов неуместны в нашем спорте. В последние три года мы призывали президента ФИА предоставить информацию и стратегию по распределению финансовых штрафов ФИА и раскрыть, куда направляются средства. Мы также высказывали обеспокоенность по поводу негативного влияния финансовых штрафов на имидж нашего спорта. Мы снова обращаемся к президенту ФИА с просьбой обеспечить финансовую прозрачность и прямой, открытый диалог с нами. Все заинтересованные стороны ФИА, Формула-1, команды и GPDA) должны совместно определить, как и на что расходуются средства на благо нашего спорта.
GPDA стремится к конструктивному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, включая президента ФИА, чтобы продвигать наш замечательный спорт в интересах всех, кто в нем работает, кто за него платит, кто его смотрит и кто его по-настоящему любит. И мы свою роль исполняем».
*****
Наверное, можно долго спорить, должен ли гонщик следить за языком на пресс-конференции, смотрят ли эти пресс-конференции дети и узнают ли они для себя что-то новое, что ещё не услышали в саду или школе. Кажется, пилотов больше возмущает не сам факт, что мат считается проступком, а общее отношение к себе со стороны ФИА и конкретно её президента.
И действительно — кто вдруг решил, что за одно неосторожно произнесённое слово гонщик должен выкладывать десять тысяч долларов? Да, для условного Хэмилтона и Леклера это немного, а для какого-нибудь новичка чемпионата может стать ударом по кошельку. Почему за мат требуют «десятку», а когда, к примеру, Ландо Норрис путается в правилах во время Гран-при Бразилии и без спроса уезжает на второй прогревочный круг, то пилоту «Макларена» присуждают только «пятёрку»?
Ну и центральный вопрос письма гонщиков — на каком основании ФИА не отчитывается, куда уходят деньги? Если такие глупые и в то же время драконовские штрафы просто позволяют увеличить бюджет федерации, то не стоит ли начать подозревать ФИА в стремлении выписывать побольше штрафов просто ради собственного финансового благополучия? Нет ли здесь почвы если не для коррупции, то для чего-то, что очень её напоминает?
Будет очень интересно узнать ответ бен Сулайема. Зная его, едва ли можно предположить, что президент ФИА смолчит и не выскажется публично. Но даже если будет доказано, что штрафы идут на какие-то благотворительные или образовательные цели, полагаем, гонщики Ф-1 не остановят свою атаку и потребуют реформы всей штрафной системы. В противном случае можно ожидать даже судебных разбирательств с федерацией.