Найти в Дзене
Universe Club Magazine

Альбом умер: стриминг и эпоха синглов — что мы потеряли?

Оглавление

Все мы слышали слово «альбом», но вы когда-нибудь задумывались, что это и зачем нужно?

Кто-то предположит, что назвать альбомом можно любой сборник песен, лишь бы их было определённое количество — допустим, больше 10 штук. Другие скажут, что для того, чтобы сборник песен можно было назвать альбомом, в нём должен быть какой-то общий концепт, идея или тематика, а все треки должны быть как-то связаны между собой. Как, например, у Канье (Йе) Веста.

И те, и другие будут правы…и не правы одновременно!

Для того, чтобы лучше понять, какие музыкальные форматы бывают, зачем они нужны, и почему важно слушать треки именно в составе альбома, а не отдельно от него, мы и написали эту статью.

Для начала нам нужно отмотать время к тому моменту, когда мечты о привычных для нас стриминговых сервисах, ещё даже не начали посещать головы массового слушателя...

Шеллак💅

В начале XX века главным техническим форматом в музыкальной индустрии были пластинки из шеллака (да, того самого💅). Крутились такие «блины» со скоростью 78 оборотов в минуту, и содержали аж до 6(!) минут музыки — по три на каждую сторону. Музыка издавалась потреково, в виде синглов: отдельные треки было дешевле создавать и продавать их получалось лучше, чем сборники.

Пластинка из шеллака
Пластинка из шеллака

Что-то наподобие альбомов тоже существовало: это были бокс-сеты с разными пластинками в схожей музыкальной тематике, но исполнители были разные. Эти «прото-альбомы» не были цельными музыкальными произведениями, поэтому их скорее можно отнести к разряду компиляций или кавер-альбомов. Что говорить, даже у культовых The Beatles первые два альбома больше чем наполовину состояли из чужих песен…

Всё начало меняться в начале 50-х годов.

Виниловая революция

Из-за сурового ограничения по длине записи, которую можно было поместить на пластинку, и хрупкости шеллака (пластинки просто крошились при транспортировке), многие музыкальные компании искали более подходящий материал и способы увеличить общий хронометраж записи.

Обе эти критические проблемы были решены, когда производители попробовали винил. На пластинках из него помещалось уже до 46 минут музыки, и, что самое главное, — новый материал был достаточно прочен для того, чтобы забыть о проблемах с транспортировкой.

Новая 12-дюймовая пластинка, крутящаяся со скоростью 33 оборота в минуту, получила долгоиграющее название «лонгплей» (LP). По сей день названия этого и укороченного формата (EP) используются музыкантами как обозначения для своих релизов.

Разница между музыкальными форматами наглядно
Разница между музыкальными форматами наглядно

В это же время начали набирать популярность авторские жанры музыки (например, блюз), где автор музыки и исполнитель — один человек. Творческая свобода позволила артистам концептуализировать свои релизы, альбомы превратились в цельные произведения. Некоторым даже не хватало хронометража в 45 минут, тогда изобрели Double LP — сборник из двух пластинок общей длительностью до полутора часов. Такие релизы считались апофеозом карьеры артиста и для них специально откладывали самые лучшие хиты.

Несмотря на появление множества более универсальных форматов записи, рынок виниловых пластинок процветает и в наше время: продажи растут экспоненциально из года в год, а в США на виниле продаётся почти 40% всей музыки. Однако прогресс не стоял на месте…

Кассеты, микстейпы и плейлисты

До сих пор прослушивание музыки было занятием светским и домашним: громоздкие проигрыватели просто не было возможности брать с собой.

С появлением кассет в 1963 году это ограничение исчезло — компактный формат позволял слушать любимые композиции в дороге, в том числе, в машинах (представляете, как раньше ездили в полной тишине?). Помимо этого очевидного преимущества сильно упростился способ записи, теперь можно было скопировать материал в домашних условиях в считанные минуты.

Создатели кассет, сами того не подозревая, открыли Ящик Пандоры — теперь музыку стало можно пиратить. Проблема стала настолько массовой, что дистрибуторы даже пытались вводить налог на пустые кассеты и ограничивали их продажу до пары штук в одни руки.

Было? :)
Было? :)

Пиратство — это вообще отдельная большая тема для разговора, возможно, мы как-нибудь напишем статью и про это. В этом материале хотелось бы отметить, что несмотря на все негативные аспекты, пиратство подарило нам новые музыкальные форматы — микстейпы и плейлисты, популярные по сей день.

Микстейпом в хип-хоп культуре называли сборники из музыки разных композиторов, объединённой поэзией автора.

Несколько неудачных экспериментов спустя (например, попытку издавать музыку на дискетах), музыкальная индустрия была готова к новому прорыву — появлению самого навороченного физического носителя.

Компакт-диски — «СиДишки»

Идею CD-дисков как замены предыдущим форматам представила в 1974 году компания Phillips (примечательно, что лавры за изобретение кассет тоже принадлежит ей). В 1982 году она в тандеме с Sony запустили диски в массовое производство, также был представлен первый CD-плеер (который стоил около 1000$, даже на тот момент космический прайс!).

Первый в мире CD-плеер
Первый в мире CD-плеер

Новый формат стал ещё дешевле и компактнее, появилась возможность записывать музыку в более высоком качестве без аналоговых помех. Альбомы тоже никуда не делись и вовсю выпускались на свежих носителях, но не всё было так гладко.

В начале 80-х появилось исследование, которое описывало сильное влияние подростков на рыночную экономику. Эту привлекательную нишу решил занять первый молодёжный музыкальный телеканал MTV. Фокус на коммерциализацию музыки усилился, её художественная ценность отошла на второй план по сравнению с её продающей способностью. Стали появляться чисто развлекательные жанры музыки, такие как teen pop — он фокусировался на регулярном выпуске синглов с сопровождающими музыкальными клипами. Такой формат не требовал у детей продолжительного внимания и позволял легко рекламировать практически любой товар.

-5

Смерть физических носителей и стриминг

Полюбившиеся потребителям CD-диски стали последним физическим носителем: с появлением интернета и новых форматов сжатия музыкальных файлов (MP3, например) у людей попросту отпало желание слушать музыку в другом виде.

В 2007 году представили первый IPhone, в следующем —появился Spotify, позволявший слушать музыку даже не скачивая её; а сейчас слушателю даже не нужно тратить время на выбор музыки — алгоритмы рекомендаций, основанные на машинном обучении всё сделают за вас, и миллионы пользовательских плейлистов на любой случай тоже оказались весьма сподручными.

Так выглядела одна из первых версий Spotify
Так выглядела одна из первых версий Spotify

Популярность и доступность стриминговых сервисов усложнила задачу артистам: теперь сохранение внимания публики и регулярное создание инфоповодов — единственный способ собрать хорошие прослушивания.

Альбомы всё ещё существуют, но модель их выпуска претерпела множество изменений. Теперь артисты вынуждены подогревать интерес к предстоящему масштабному релизу, планомерно выпуская синглы. Доходит до того, что большая часть наполнения альбома оказывается издана до самого релиза. Если выпускать альбомы традиционным способом, нормальные прослушивания соберут от силы 3-4 композиции, остальные же останутся без внимания.

Понимание этой тенденции провоцирует артистов на эксперименты: так, например, Lil Yachty собирал альбом по мере выпуска синглов. Выложил новый трек — добавил в плейлист-альбома, и так по кругу. Такой подход подхватили и другие артисты, ведь таким образом каждый трек получает примерно одинаковое внимание.

При таком подходе видно приблизительно равномерное распределение прослушиваний между синглами
При таком подходе видно приблизительно равномерное распределение прослушиваний между синглами

К сожалению, художественная ценность современных альбомов тоже страдает: сейчас почти нет смысла создавать какие-то сюжетные линии, проходящие через весь альбом: слушатель, которому попадётся один случайный трек из пластинки, ничего не поймёт, и ему будет попросту скучно это слушать. Гораздо выгоднее сделать сборник из 20 примерно одинаковых хитов, чтобы они попали в разные плейлисты по одному и собрали адекватные прослушивания.

Статистика по продажам альбомов за 2018 год показывает упадок в почти 26% по сравнению с предыдущим годом. Перекладывая это на деньги, получается, что слушатели потратили на альбомы на 500 000$ меньше. Музыкальная индустрия осознала этот факт и предпринимала попытки остановить разрушения. В том же 2018 году представители музыкального бизнеса Великобритании объединились, чтобы запустить общенациональную кампанию: Национальный день альбома.

-8

Это было большое событие. Множество лейблов и популярная сеть музыкальных магазинов Великобритании объединили усилия, об этом рассказывали на всех радиоканалах BBC. Идея заключалась в том, чтобы воссоздать атмосферу Дня музыкального магазина — инициативы, которая ежегодно приводит к росту продаж физических носителей музыки по обе стороны Атлантики. 

Угадайте, что произошло? Несмотря на все усилия, продажи альбомов в Великобритании упали на неделе, посвящённой Национальному дню альбома.

Заключение

Несмотря на очевидную невыгодность, многие крупные артисты продолжают выпускать музыку именно в формате лонгплеев. Изобретаются новые способы сохранить внимание слушателя чуть-чуть подольше — между треками делают бесшовные переходы, выпускаются кинематографичные трейлеры, в которых автор старается раскрыть тему релиза и привлечь внимание к прослушиванию его целиком.

Редакция UCM считает, что прослушивание альбома — неповторимый и уникальный опыт, это определённо стоит того, ведь так можно погрузиться в мысли и чувства артистов глубже, и каждый добавленный трек будет значить для вас что-то большее, чем просто очередной хит...

Спасибо, что прочитали эту статью! Подписывайтесь на наш телеграм-канал UCM: в нём мы публикуем дополнительные материалы к статьям, анонсируем новые и развлекаем вас, как можем❤️