Найти в Дзене

Нина Берберова - разборки с Чайковским

Ни одна книга не давалась мне так тяжело, как эти 200 страниц. Читала её порционно, перемежая то пустым дамским детективом, то Достоевским. Писалась книга в то время, когда ещё живы были некоторые современники Чайковского. Писательница беседовала с ними, и беседы были откровенными и оживлёнными. В это время уже опубликован дневник композитора и его переписка с Н.Ф. фон Мекк. Это и было предпосылкой написания книги, но больше, пожалуй, то, что она открыла в предисловии: С первых страниц, где ещё только беззаботное детство, у меня возникло чувство неприятия. Пока только лёгкое, туманное, неуловимое. Такой Чайковский мне откровенно не нравился. И позже, даже отставив в сторону его тайную жизнь, вся остальная жизнь казалась нелепой, какой-то "достоевской". В книге много о музыке, о друзьях и не совсем друзьях из музыкального мира. Часто мелькают названия произведений композитора. По ассоциации в уме должны зазвучать знакомые мелодии. Но нет... тишина. Зато перед глазами божественная Шуран

Ни одна книга не давалась мне так тяжело, как эти 200 страниц. Читала её порционно, перемежая то пустым дамским детективом, то Достоевским.

Писалась книга в то время, когда ещё живы были некоторые современники Чайковского. Писательница беседовала с ними, и беседы были откровенными и оживлёнными. В это время уже опубликован дневник композитора и его переписка с Н.Ф. фон Мекк. Это и было предпосылкой написания книги, но больше, пожалуй, то, что она открыла в предисловии:

-2

С первых страниц, где ещё только беззаботное детство, у меня возникло чувство неприятия. Пока только лёгкое, туманное, неуловимое. Такой Чайковский мне откровенно не нравился. И позже, даже отставив в сторону его тайную жизнь, вся остальная жизнь казалась нелепой, какой-то "достоевской".

В книге много о музыке, о друзьях и не совсем друзьях из музыкального мира. Часто мелькают названия произведений композитора. По ассоциации в уме должны зазвучать знакомые мелодии. Но нет... тишина. Зато перед глазами божественная Шуранова в роли фон Мекк. А смотрела-то больше пятидесяти лет назад. Однако в книге это некрасивая старуха... в 45 лет.

В письмах Надежда Филаретовна и Чайковский вроде бы единомышленники и друзья. Только вот по прихоти писательницы постоянно витает между ними денежный вопрос. Словно намекает она, что композитора интересует в первую очередь денежное содержание.

Да какие там намёки. Последний пассаж расставляет все точки. Это уже когда Чайковский признанный гений, имеющий хороший доход, устоявшееся благополучие.

-3

И знаете, закрывая книгу я подумала: "Лучше бы я этого не читала".

Написано в рамках марафона на канале Библио Графия

PS: на этом фоне выгодно выглядят публикации о Чайковском на канале культшпаргалка. Логично, обосновано, со знанием дела.