Приветствую Вас, дорогие мои читатели и подписчики моего канала ! Сегодня предметом нашего исследования, а точнее обзора, станут высказывания известных людей различных эпох о понятии Времени. Как вы все знаете, моя первая статья-исследование на канале была именно о сути и природе понятия Времени. Сегодня же мы поизучаем цитаты и высказывания знаменитых учёных и философов, расположим их в хронологическом порядке и сравним с моей той самой, первой публикацией. Цель - понять насколько наши мысли о Времени, базирующиеся на современной научной картине Мира, близки или далеки от того, как понимали Время известные люди различных эпох. Ну что готовы, мои дорогие? Поехали!
И начнём мы, пожалуй, с древних греков и римлян, поскольку они довольно стройно и логично излагали свои мысли устно и письменно, причём, мы с вами изучим те их цитаты, которые наиболее близки к современному пониманию.
1. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ, жил в период 544-483 гг. до н.э. и оставил после себя учение, полное глубоких размышлений о природе бытия и изменчивости мира. Гераклит считал, что время подобно реке: « Все течет и ничто не пребывает; все уступает место и ничто не остается неизменным». Гераклит учил, что все в мире находится в состоянии постоянного движения и изменения. Выражение «все течет» (panta rhei) стало одним из самых известных его афоризмов.
2 . Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ из Афин, основатель платонической школы мысли и традиции платонизма в европейской философии. Ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон: " Итак, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени служит вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжении целокупного времени. Такими были замысел и намерение бога относительно рождения времени; и вот, чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Что касается круговоротов прочих светил, то люди, за вычетом меньшинства, не замечают их, не дают им имен и не измеряют их взаимных числовых отношений, так что, можно сказать, они и не догадываются, что эти необозримо многочисленные и несказанно многообразные блуждания также суть время." Источник: (Платон. Тимей // Соч. в 3-х тт. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. 38b–c).
3 . Антифо́нт, также Антифо́н (480 год до н. э. — 411 год до н. э.) — древнегреческий философ-софист, ритор, логограф и политик V века до н. э., учитель знаменитого историка Фукидида.
"Время есть мысль или мера, а не сущность."
4 . Зенон Китийский - (ок. 334 до н.э., Китион,Кипр — ок. 262 до н.э. Афины) — древнегреческий философ, основоположник стоической школы.
" Время - это расстояние движения."
5 . Публий Овидий Назон - Publius Ovidius Naso; 43 до н. э. — 17 или 18 год н. э.) — древнеримский поэт.
"Все изменяется, ничто не исчезает. Всепожирающее время. Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире. И кольцо стирается со временем."
6 . Аристотель - (384—322 годы до нашей эры) — древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, один из величайших мыслителей прошлого, ученый-энциклопедист, стоявший у истоков современной науки и обобщивший в своих трудах опыт классической эпохи древнегреческой философии и оказавший огромное влияние на развитие всей европейской и мировой культуры. Аристотелем разработана одна из первых универсальных моделей мироздания и целостная система научных знаний, охватывающая самые разные сферы человеческой жизни; круг понятий, очерченный Аристотелем, а также терминология, которую он ввел, до сих пор используются в философском лексиконе и во многом определяют ориентиры и горизонты современного научного мышления.
" Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему...
Мы не только измеряем движение временем, но и время движением вследствие их взаимного определения, ибо время определяет движение, будучи его числом, а движение - время…
Так как время - мера движения, то оно будет и мерой покоя, ибо всякий покой существует во времени. Следовательно, время есть или движение или нечто связанное с движением, а так как оно не движение, ему необходимо быть чем-то связанным с движением. Время есть мера движения и нахождения [тела] в состоянии движения, причем оно [время] измеряет движение путем отграничения некоторого движения..."
7 . Тит Лукреций Кар - Лукреций; родился, предположительно, около 99 года до н. э., - римский поэт и философ.
"Также и времени нет самого по себе, но предметы
Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,
Что происходит теперь и что воспоследует позже.
И неизбежно признать, что никем ощущаться не может
Время само по себе, вне движения тел и покоя."
8 . Августин Аврелий - Иппонийский (также известный как Блаженный Августин, епископ Иппонийский (Гиппонский); 354-430 г.г.) - богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке.
"Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом рассказать? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре, как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно, понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничего не происходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не происходило, не было бы будущего времени… И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?"
9 . Джордано Бруно - (имя при рождении Филиппо Бруно, по месту рождения имел прозвище Ноланец; 1548-1600) - итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов.
" Время есть некая длительность, которая, хотя разумом может быть воспринята и определена отвлеченно, однако не может быть отделена от вещей... Всякая длительность есть начало без конца и конец без начала. Следовательно, вся длительность есть бесконечное мгновение, тождество начала и конца…
Не может быть такого во Вселенной времени, которое было бы мерой всех движений... При единой длительности целого различным телам свойственны различные длительности и времена."
10 . Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677) - имя при рождении Барух Спиноза - нидерландский философ-рационалист и натуралист . Один из главных представителей философии Нового времени.
" Вечность – атрибут, под которым мы постигаем бесконечное существование Бога, напротив, длительность – атрибут, под которым мы постигаем существование отдельных вещей так, как они пребывают в длительности.
Длительность – атрибут, под которым мы постигаем существование сотворенных вещей так, как они пребывают в действительности... Время не состояние вещей, но только модус мышления... служащий для объяснения длительности. Мы не можем себе представить до творения никакого времени и никакой длительности. Время и длительность начались вместе с вещами, ибо время есть мера длительности или же, скорее, только модус мышления."
11 . Рене Декарт - фр. René Descartes, 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
""Но одни качества или атрибуты даны в самих вещах, другие же -- только в нашем мышлении.Так, время, которое мы отличаем от длительности, взятой вообще, и называем числом движения, есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим, ибо мы не предполагаем в вещах движущихся иного рода длительности, чем в неподвижных; это явствует из того, что, если в течение часа движутся два тела, одно медленнее, другое скорее, мы не насчитываем больше времени в отношении к одному из тел, чем в отношении к другому, хотя бы в последнем движение было бы гораздо более значительным. A чтобы объять длительность всякой вещи одной мерой, мы обычно пользуемся длительностью известных равномерных движений, каковы дни и годы, и эту длительность, сравнив ее таким образом, называем временем, хотя в действительности то, что мы так называем есть не что иное, как способ мыслить истинную длительность вещей."
12 . Пьер Гассенди - (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством.
" Время представляет собой случайное качество вещей: это ясно прежде всего из того, что оно не есть нечто существующее само по себе, но лишь приписывается вещам мышлением или разумом, поскольку вещи мыслятся с точки зрения того, в состоянии ли они сохраняться дальше или должны прекратить свое существование, может ли быть их жизнь более или менее продолжительной, и имеют ли они, имели или будут иметь бытие. Конечно же далеко от желаемого, когда я говорю, что воспринимаю время или длительность как некоторое течение, которое никогда не начиналось, которое продолжает существовать в настоящем и никогда не прекратится, которому нельзя помешать и которое нельзя ни замедлить, ни ускорить. Я, по крайней мере, знаю одно-единственное время, которое, конечно (я этого не отрицаю), может называться или считаться абстрактным, поскольку оно не зависит от вещей, так как существуют вещи или нет, движутся они или находятся в состоянии покоя, оно всегда течет равномерно, не подвергаясь никаким изменениям. Существует ли кроме этого времени какое-то другое, которое могло бы называться или считаться конкретным постольку, поскольку оно связано с вещами, т.е. поскольку вещи длятся в нем, я никоим образом не могу знать."
13 . Готфрид Вильгельм Лейбниц - (1.7.1646, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.
" Движение (равно как и время) никогда не существует, если рассмотреть это со всей строгостью: оно никогда не существует как целое, не имея сосуществующих частей. Таким образом, в нем нет ничего реального, кроме того преходящего, что должно быть предписано силе, стремящейся к изменению. К этому и сводится все, что заключено в телесной природе помимо того, что принадлежит геометрии, а именно протяжению. (Прим.: под силой следует подразумевать энергию, под действием – работу.)"
Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком существования, а время – порядком последовательностей. Ибо пространство, с точки зрения возможности, обозначает порядок одновременных вещей, поскольку они существуют совместно, не касаясь их специфического способа бытия. Когда видят несколько вещей вместе, то осознают порядок, в котором вещи находятся по отношению друг к другу.
Для опровержения мнения тех, которые считают пространство субстанцией или по крайней мере какой-то абсолютной сущностью, у меня имеется несколько доказательств... Но если пространство не что иное, как этот порядок, или отношение, и если оно без тел не что иное, как только возможность давать им определенное положение, то именно эти два состояния – первоначальное и обращенное – ни в чем не отличаются друг от друга. Их различие содержится лишь в нашем химерическом предположении реальности пространства самого по себе.
Так же дело обстоит со временем. Допустим, кто-нибудь спросил бы, почему Бог не создал все на один год раньше: допустим дальше, что он сделал бы из этого вывод о том, что Бог совершил что-то, для чего нельзя найти основание, по которому он действовал так, а не иначе. На это можно возразить, что подобный вывод был бы справедлив, если бы время являлось чем-то вне временных вещей, ибо тогда, конечно, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи – при предположении сохранения их последовательности – должны были бы быть поставлены скорее в такие, чем в другие мгновения. Но как раз это доказывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют свое существование только в последовательном порядке самих вещей, а так как этот порядок остается неизменным, то одно из двух состояний, например, то, в котором все совершалось бы на определенный промежуток времени раньше, ничем не отличалось бы от другого, когда все совершается в данный момент, и различить их было бы невозможно."
14 . Исаак Ньютон - (1643 - 1727) - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики и математического анализа.
" Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью.
Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год. Абсолютное время различается в астрономии от обыденного солнечного времени уравнением времени. Ибо естественные солнечные сутки, принимаемые обычно за равные для измерения времени, на самом деле между собой не равны. Это неравенство и исправляется астрономами, чтобы при измерениях движений небесных светил применять более правильное время. Возможно, что не существует [в природе] такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенной точностью. Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени измениться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли или их совсем нет, поэтому она надлежащим образом и отличается от своей доступной чувствам меры, будучи из нее выводимой при помощи астрономического уравнения. Необходимость этого уравнения обнаруживается как опытами с часами, снабженными маятниками, так и по затмениям спутников Юпитера."
15 . Томас Гоббс - ( 05.04.1588 г., г. Малмсбери – 04.12.1679 г., г. Хардуик), английский философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, Гоббс создал законченную систему механистического материализма.
" Время есть образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается раньше и позже, или последовательность… Мы измеряем время движением, а не движение временем."
16 . Джон Локк - (29.08.1632 – 28.10.1704). Яркий представитель раннего Просвещения Джон Локк получил известность как выдающийся педагог, философ, теоретик-правовед, религиовед, родоначальник эмпирической и ассоциативной психологии, общественный и государственный деятель, один из отцов европейского политического либерализма.
" Приобретение некоторой меры для этой общей продолжительности , по которой он мог бы судить о ее различной величине и рассматривать определенный порядок, в котором существуют вещи... Такое рассмотрение продолжительности как ограниченной известными периодами и обозначенной определенными мерами, или эпохами ..., и есть то, что мы называем собственно временем."
17 . Георг Вильгельм Фридрих Гегель - (1770-1831) - немецкий философ. Одна из самых важных фигур в немецком идеализме и один из основоположников западной философии, его влияние распространяется на весь спектр современных философских проблем, от эстетики до онтологии и политики, как в аналитической, так и в континентальной традиции.
" Время не есть... как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке, увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Так как вещи конечны, то они находятся во времени, а сами вещи представляют собой временное. Их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время. Само время вечно в своем понятии, ибо оно не какое-то определенно время и также не настоящее, а время как время составляет его понятие. Но последнее, как и вообще всякое понятие, само есть вечное, а потому также и абсолютное настоящее. Вечности не будет. Вечности не было, а вечность есть."
18 . Иммануил Кант - Immanuel Kant; 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — прусский философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
" Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания. Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний. Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не можем устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени. Следовательно, время дано a priori. Только в нем возможна вся действительность явлений. Все явления могут исчезнуть, само же время (как общее условие их возможности) устранить нельзя."
19 . Дэвид Юм - (имя при рождении - Дэвид Хоум; 1711-1776) - философ эпохи шотландского Просвещения, историк, экономист, библиотекарь и эссеист, который сегодня наиболее известен своей очень влиятельной системой философского эмпиризма, скептицизма и натурализма.
" Идеи пространства и времени не отдельные или отчетливые идеи, но лишь идеи способа или порядка существования объектов. Или, другими словами, невозможно представить пустое пространство или протяжение без материи, а также время без последовательности или изменений в каком-либо реальном существовании. Хотя все возникает во времени, однако ничто реальное не производится временем.
Бесконечное число реальных частей времени, следующих друг за другом и исчезающих одна за другой, это такое очевидное противоречие, что допустить его мог бы только человек, рассудительность которого под влиянием научных занятий понесла ущерб, вместо того, чтобы стать еще совершенней."
20 . Жан Батист Ламарк - (1744-1829) - французский учёный-естествоиспытатель. Стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».
" Время или длительность представляет не что иное, как имеющую предел или не имеющую его непрерывность движения, либо существования вещей."
21 . Николай Иванович Лобачевский - ( 1792 - 1856) - русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.
" Движение одного тела, принимаемое за известное в сравнении с другим, называется временем."
22 . Эрнст Мах - (1838—1916) — австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма.
" 1.Существование пространства и времени неразрывно связано с существованием физических тел. Удаление всех физических тел прекращает существование пространства и времени. 2.Причиной существования инерциальных систем отсчета является наличие далеких космических масс.
3.Инертные свойства каждого физического тела определяются всеми остальными физическими телами во Вселенной и зависят от их расположения."
23 . Анри Пуанкаре - (1854-1912) - французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук (1906), член Французской академии (1908) и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1895).
" «1) Абсолютного пространства не существует; мы познаем только относительные движения ... 2) Не существует абсолютного времени; утверждение, что два промежутка времени равны, само по себе не имеет смысла и можно принять его только условно. 3) Мы не способны к непосредственному восприятию не только равенства двух промежутков времени, но даже простого факта одновременности двух событий, происходящих в различных местах ... 4) Наконец, наша евклидова геометрия есть лишь род условного языка; мы могли бы изложить факты механики, относя их к неевклидову пространству, которое было бы основой, менее удобной, но столь же законной, как и наше обычное пространство ... »."
24 . Анри Бергсон - (1859-1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900-1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года «в знак признания его богатых и жизнеутверждающих идей и выдающегося мастерства, с которым они представлены».
" Если я хочу приготовить себе стакан подслащенной воды, то чтобы я ни делал, мне придется ждать пока сахар растает. Этот незначительный факт очень поучителен. Ибо время, которое я трачу на ожидание, – уже не то математическое время, которое могло бы быть приложено ко всей истории материального мира, если бы оно вдруг развернулось в пространстве. Оно совпадает с моим нетерпением, т.е. с известной частью моей длительности, которую нельзя произвольно удлинить или сократить. Это уже не отношение; это принадлежит к абсолютному."
25 . Герман Минковский - (1864-1909) - немецкий математик, разработавший геометрическую теорию чисел и геометрическую четырёхмерную модель теории относительности.
"Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность."
26 . Альберт Эйнштейн - (1879 - 1955) - физик-теоретик, один из основателей теоретической физики, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике в 1921 году.
" Нельзя сказать, что время имеет абсолютный, т.е. независимый от состояния движения системы отсчета смысл. Это и есть произвол, который содержался в нашей кинематике. Чтобы придать понятию времени физический смысл, нужны какие-то процессы, которые дали бы возможность установить связь между различными точками пространства... пространственные и временные данные имеют не фиктивное, а физически реальное значение. Не следует придавать абсолютного значения понятию одновременности. Два события, одновременные при наблюдении из одной координатной системы, уже не воспринимаются как одновременные при рассмотрении из системы, движущейся относительно данной системы."
27 . Джон Эллис Мак-Таггарт - (3.9.1866, Лондон, — 18.1.1925, там же), английский философ-идеалист. Дж. М. Э. Мак-Таггарт попытался разгадать загадку времени, используя только логику. Он предложил два способа описания временной последовательности событий: «В-серию» и «А-серию».
"В-серия: события располагаются в линейном порядке «раньше-позже», образуя статичную картину, лишенную изменений. Но время немыслимо без изменений, поэтому В-серия не может адекватно отразить его сущность.
А-серия: события распределяются по трем категориям: прошлое, настоящее и будущее. Карточки с событиями перемещаются из будущего в настоящее, а затем в прошлое. Однако для выполнения такого расположения уже необходимо существовать во времени, что создает логический парадокс."
Таким образом, ни В-серия, ни А-серия не могут удовлетворительно описать время, что, по мнению Мак-Таггарта, свидетельствует о его иллюзорности.
28 . Эдмунд Гуссерль - (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии.
" Анализ (о)сознания времени – давний крест дескриптивной психологии и теории познания. Первым, кто глубоко ощутил огромные трудности, которые заключены здесь и кто бился над ними, доходя почти до отчаяния, был Августин. Главы 14-28 книги XI “Исповеди” даже сейчас должны быть основательно проштудированы каждым, кто занимается проблемой времени. Ибо гордое знанием Новое время не может здесь похвалиться блистательными достижениями или значительно более важными результатами, чем этот великий мыслитель, столь ревностно сражавшийся с этой проблемой. Вместе с Августином можно сказать и сейчас: “Si nemo a me quaerat, scio, si quaerenti explicare velim, nescio”.
Естественно, что такое время, знаем мы все: оно есть наиболее известное. Однако, как только мы делаем попытку отдать себе отчет об (о)сознании времени, установить верное отношение между объективным временем и субъективным сознанием времени и понять, каким образом временная объективность, следовательно, индивидуальная объективность вообще может конституироваться в субъективном сознании времени, и как только мы делаем попытку подвергнуть анализу также чисто субъективное сознание времени, феноменологическое содержание переживаний времени, мы вовлекаемся в сферу весьма специфических трудностей, противоречий, смешений."
29 . Марио Бунге - (1919 - 2020) - аргентинский философ и физик .
" Идеям греков, вернее идеям Аристотеля и Лукреция о времени, не посчастливилось. Новая наука восприняла почти архаическую идею времени, а именно абсолютное время Ньютона, которое само по себе "протекает" равномерно. Только немногие, в частности Спиноза и Лейбниц, придерживались реляционной точки зрения на время, согласно которой без изменений не существует никакого времени. Но это обратное движение философии компенсировалось прогрессом науки..."
30 . Ханс Рейхенбах - (1891 — 1953) — немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности.
" Для решения проблемы времени не существует других способов, кроме методов физики. Физика гораздо более других наук связана с природой времени. Если время объективно, то физик должен установить этот факт, если имеется становление, то физик должен познать его, однако если время лишь субъективно и бытие безвременно, тогда физик должен иметь возможность игнорировать время в своем истолковании реальности и описывать мир без ссылок на время. Утверждение Парменида, что время является иллюзией, утверждение Канта, что время субъективно, и утверждение Гераклита и Бергсона, что все течет, недостаточно обоснованы. Они не учитывают того, что о времени говорит физика. Исследование природы времени без изучения физики – безнадежное предприятие. Если имеется решение философской проблемы времени, то оно зафиксировано в уравнениях математической физики.
Возможно, более точным было бы сказать, что решение следует искать между строк физических исследований. Физические уравнения формулируют специфические законы в наиболее общей форме, но философский анализ связан с высказываниями об уравнениях, а не с их содержанием… По этим причинам философские исследования физики ведутся не на языке самой физики, а на метаязыке, который говорит о языке физики… утверждение, что физика якобы "опространствует" время, является следствием глубокого заблуждения. Специфическая природа времени, отличная от природы пространства, отражается в фундаментальных уравнениях физики… Ниже будет показано, что физика может дать оценку потоку времени и становлению… Даже значение таких терминов, как "время" и "становление", может быть понято только таким здравым смыслом, который ассимилировал достижения научного мышления.
31. Владимир Вернадский - (1863 – 1945), российский ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель теоретических основ современной науки «Экологии».
" Что такое пространство и время? Вот те вопросы, которые столько веков волнуют человеческую мысль в лице самых сильных ее представителей. И если бы мы, отрешась по возможности от всех тех представлений о пространстве и времени, которые господствуют в философии, запутавшейся в сложных явлениях человеческих впечатлений, здравого смысла, обыденного знания, перенесли решение этого вопроса на более абстрактную почву, может быть, мы достигли бы какого-нибудь результата.
Бесспорно, что и время и пространство отдельно в природе не встречаются, они неразделимы. Мы не знаем ни одного явления, которое не занимало бы части пространства и части времени. Только для логического удобства представляем мы отдельно пространство и отдельно время, только так, как наш ум вообще привык поступать при разрешении какого-нибудь вопроса.
В действительности ни пространства, ни времени мы в отдельности не знаем нигде, кроме нашего воображения. Что же это за части неразделимые – чего? Очевидно, того, что только и существует, это – материи, которую мы разбиваем на две основные координаты: пространство и время."
32 . Вернер Гейзенберг - (1901 - 1976) — немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике.
" Время возникло вместе с миром. Оно, стало быть, принадлежит этому миру, и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было никакого времени."
33 . Артур Эддингтон - (1882—1944) — выдающийся английский астрофизик, измеривший кривизну пространства вокруг Солнца.
" Мы встречаемся с двумя по сути дела разными вопросами. Первый вопрос: какова истинная природа времени? Второй вопрос: какова истинная природа той величины, которая под видом времени играет весьма существенную роль в классической физике?"
34 . Освальд Шпенглер - (1880-1936) - немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор книги «Закат Европы».
" Все, что было сказано о времени в “научной” философии, психологии, физике, - все мнимые ответы на вопрос, который не следовало и ставить: что такое “есть” время – никогда не касается самой тайны, но исключительно сложившегося в пространственности, заменяющего его фантома, в котором жизненность направления, его самостоятельное движение заменено абстрактным представлением расстояния , механическим, измеримым, делимым и обратимым воспроизведением по существу своему невоспроизводимого; тут дело идет о таком времени, которое можно свести к таким математическим выражениям, как: vt, t 2 , -t, не исключающим даже возможности величины времени, равной нулю, или отрицательного времени. Современная теория относительности, которая готовится свергнуть механику Ньютона, т.е. в сущности опровергнуть его формулировку проблемы движения , допускает случаи, когда обозначения “ранее” и “позднее” становятся обратимыми; математическое обоснование этой теории (Минковским) применяет мнимые единицы для целей измерения. Несомненно, здесь даже не возникает вопрос об области жизни, судьбы, живого, исторического времени. Попробуем заменить в любом философском или физическом тексте слово “время” словом “судьба” и мы сразу почувствуем, в каких дебрях заблудился рассудок и насколько невозможной является “группа пространство и время”. Что не пережито и не прочувствовано, что только продумано , неизбежно принимает пространственные качества. Физическое и кантово время представляет собой линию... Этим и объясняется, почему ни один из философов-систематиков не умел ничего предпринять по отношению к понятиям прошедшего и будущего."
35 . Константин Циолковский - (1857 – 1935 гг.) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля, основоположник современной космонавтики.
" Я не отрицаю благодетельную роль искусственного понятия времени во всех природных процессах и явлениях, но я категорически отрицаю существование времени в природе, вне человека, то есть отрицаю его объективность и необходимость его участия там, где его нет…
Время может быть как параметром, так и оператором, оно может быть явным и неявным, оно может входить в уравнения как переменная величина... Оно всегда будет тем, что вы из него сделаете, или тем, что понадобится физику или математику. Оно может быть всем, чем угодно, ибо его не существует, а все несуществующее многообразно, ибо умозрительно…
Мы никогда не видим времени, не ощущаем его хода или его действия на те или иные предметы, но многое приписываем действию времени и часто приписываем без всякого смысла или логики…
Конечно, человек не раз задавал себе вопрос, что же это за странная категория, имеющая безусловную реальность только в то мгновение, о котором говорим – теперь. Все будущее, и тем более, прошлое представляется с этих позиций несуществующим, недосказанным и метафизическим. Окружающий нас мир с этих позиций ограничен некоторой крупицей материи, находящейся на тончайшем острие, которое торчит из ниоткуда, а кругом – пустота: ни прошлого, ни будущего. Только – вечное теперь. Хочется спросить: что же это за острие? Или подвеска? И что такое ниоткуда? Можно ли представить себе время и пространство без вещества? Например, можно ли вообразить себе пустое пространство и время? Это вопрос темный. Но мы думаем, что самое пространство и время как бы составлены из вещества. Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Мирового потока времени, этого странного "явления" никто и нигде не видел, не ощущал и не мог даже указать, где следует его искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто..."
36 . Ри́чард Фи́ллипс Фе́йнман (Фа́йнман) (англ. Richard Phillips Feynman; 1918 — 1988) — выдающийся американский учёный. Основные достижения относятся к области теоретической физики. Один из создателей квантовой электродинамики. В 1943—1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике (1948), а также т. н. метод диаграмм Фейнмана (1949) в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Реформатор методов преподавания физики в вузе. Лауреат Нобелевской премии по физике
" Разберем сначала, что мы понимаем под словом время . Что же это такое ? Неплохо было бы найти подходящее определение понятия "время". В толковом словаре Вебстера, например, "время" определяется как "период", а сам "период" - как "время". Однако пользы от этого определения мало. Но и в определении "время – это то, что меняется, когда больше ничего не изменяется" не больше смысла. Быть может, следует признать тот факт, что время – это одно из понятий, которые определить невозможно, и просто сказать, что это нечто известное нам: это то, что отделяет два последовательных события!"
37 . Джулиан Барбур( род. В 1937 г.) - британский физик,доктор философии:
Выпущенная в 1999 году книга Джулиана Барбура «Конец времени» отстаивает идею построения физической картины мира, отрицающей время: противоречивой точки зрения, утверждающей, что времени, как мы его себе представляем, в ином виде, кроме как, в виде иллюзии, не существует, и, что комплекс проблем теоретической физики возникает вследствие нашей веры в существование времени. «Изменения лишь создают иллюзию времени, когда существование каждого отдельного мгновения, благодаря его свойствам, представляется законченным и целым». Он называет такие мгновения множественностью «Теперь». Всё это иллюзия: нет ни движения, ни изменений. Он доказывает, что эта иллюзия времени является нашим истолкованием, что он называет «вместилищами времени», представляющими собой «всякую фиксированную структуру, создающую или кодирующую внешние признаки движения, изменения или истории».
38 . Ли Смолин (род.6 июня 1955 г.) - Один из самых известных современных физиков-теоретиков. Автор более 150 публикаций, посвященных теории струн, петлевой квантовой гравитации, космологии, теории элементарных частиц. Член Американского физического общества и Королевского общества Канады. В 2008 году получил премию Клопстега (Klopsteg Memorial Award, присуждается Американской ассоциацией преподавателей физики), а в 2015-м — премию в области космологии Buchalter Cosmology Prize.
Написал несколько научно-популярных книг, в которых рассматриваются философские вопросы, поднимаемые современной физикой и космологией: «Жизнь космоса» (1997), «Три дороги к квантовой гравитации» (2001), «Неприятности с физикой» (2006), «Возвращение времени» (2013).
"Ключевой проблемой теоретической физики в настоящий момент является сочетание общей теории относительности и квантовой механики в единую теорию природы, которая может, наконец, заменить ньютоновскую теорию, свергнутую в начале этого века. И действительно, основным препятствием для этого является то, что эти две теории описывать мир в терминах различных представлений о времени. Поскольку никто не хочет возвращаться назад и основывать это объединение на старом Ньютоновском понятии времени, то ясно, что проблема состоит в том, чтобы принести Лейбницевское относительное понятие времени в квантовую теорию. Это, к сожалению, не так просто. Проблема состоит в том, что квантовая механика позволяет многим различным и очевидно противоречащим событиям существовать одновременно, пока они существуют в своего рода теневой или потенциальной действительности. (Чтобы объяснить это, мне потребовалось бы написать еще такое же эссе о квантовой теории.) Это также относится и к часам — как кошка в квантовой теории может существовать в состоянии, в котором она потенциально жива и потенциально мертва, так и часы могут существовать в состоянии, в котором они одновременно работают как обычно и работают назад. Таким образом, если бы была квантовая теория времени, то она должна была бы иметь дело не только со свободой выбора различных физических часов, чтобы измерить время, но с одновременным существованием, по крайней мере потенциально, многих различных часов. Как сделать первое, мы узнали от Эйнштейна; а вот второе до сих пор было слишком непостижимо для нашего воображения.
Таким образом, проблема того, что такое время, остается нерешенной. Но вот что плохо, теория относительности, кажется, требует других изменений в понятии времени. Одно из них касается моего вводного вопроса, может ли время начаться или закончиться, или оно течет вечно. Для теории относительности время может действительно начаться и остановиться. Одно обстоятельство, при котором такое случается, находится в черной дыре."
39. Карло Ровелли (1956 г.р.) - итальянский физик-теоретик, специалист в области квантовой гравитации, автор нескольких научно-популярных книг. В "Сроке времени" он предлагает неожиданный взгляд на такой, казалось бы, привычный нам всем феномен, как время. Время, утверждает он, не универсальная истина, а иллюзия, это просто наше ощущение последовательности событий, их причинно-следственных связей. Время есть форма нашего взаимодействия с миром. Тайна времени, вероятно, в большей степени связана с тем, что такое мы сами, чем с тем, что такое космос.
40 . Казарян Валентина Павловна - 1941 г.р., доктор философских наук, профессор, заслуженный профессор, преподаватель МГУ.
" Можно назвать, по крайней мере, две трудности, с которыми сталкиваются исследователи, пытаясь оценить вклад физических теорий в понимание времени. Первая трудность известна давно, она фигурирует по настоящее время в формулировке, данной в свое время Августином: если время представить как делимое до бесконечности, то “настоящее” стягивается в точку с нулевой продолжительностью. Оно исчезает, а вместе с ним исчезают и другие модусы — прошлое и будущее, поскольку они определяются относительно настоящего, следовательно, исчезает время.
Вторая трудность (или особенность) понимания времени характерна для XX века — это направленность течения времени. В реляционной концепции направление течения времени связывается (непосредственно или опосредованно) с процессом становления — переходом события от небытия к бытию; в то же время физические теории формулируют законы, инвариантные относительно инверсии знака времени, то есть безразличные к направлению его течения.
В терминологическом плане философское понятие времени и физический термин "время" ничем не отличаются друг от друга. Это обстоятельство связано с тем, что в истории философии и науки было принято считать, что время есть нечто единое, универсальное, однозначное, и поэтому нет никакого смысла вводить новые термины...
Терминологическая неясность явилась источником многих недоразумений. В некоторых работах термин "время" в физике (физическое время) стал отождествляться с понятием времени в философии. Отсутствие различных терминов в физике и философии – одна из причин временного отождествления переменной физики с философским понятием времени."
Ну что, мои дорогие читатели и подписчики? Утомил я Вас "недлинной" публикацией? Надеюсь что она будет полезной и образовательной, особенно для тех, кто интересуется проблемами изучения Времени.
Друзья, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал и конечно же ждите новые и интересные статьи!
.