Ирина и Григорий десять лет жили в браке, и за всё это время женщина так и не смогла принять странные традиции в семье мужа. Они были связаны с поздравлением свекрови в День рождения сына. Она не просто требовала к себе внимания в этот день, но и ждала дорогие подарки, считая такое положение правильным.
- Это же я подарила миру такого замечательного человека, поэтому заслуживаю уважения и рассчитываю на подарки, - любила напоминать о себе Маргарита за пару недель до Дня рождения Григория.
- Вообще-то, во всём мире принято делать подарки именно имениннику, - отбивалась Ирина. - Мне кажется, у вас сложилась какая-то странная традиция делать наоборот.
- Если тебе так проще, давай будем считать десятое ноября не Днём рождения Гриши, а моим назначением на роль Матери.
Ирина была готова принимать такие странности свекрови, если бы они носили шуточный характер или подразумевали незначительные траты. Но она постоянно заказывала дорогие подарки, и аппетиты постоянно увеличивались.
- Два года назад ты дарил матери телефон, в прошлом году – новую плазму, в этом она желает поехать на море, - психовала Ирина. - В следующем году может потребоваться путёвку на Марс?
- Не обижайся, просто у нас в семье давно заведена такая традиция, и я не вижу в ней ничего плохого, - усмехался Григорий. - В студенческие годы я дарил матери чисто символически цветы и конфеты. Сейчас мы можем себе позволить такие траты, и я не вижу в этом проблемы. Мне приятно порадовать мать.
- А проблема есть, - настаивала женщина. - Во всём мире принято поздравлять и дарить подарки имениннику, а не наоборот.
- Давай будем считать нас оригинальными людьми, - предлагал Григорий. - Тут дело в другом: мы шутим по этому поводу, а на самом деле матери оказываем поддержку, это нормально.
- Если на то пошло, то у меня тоже есть любимая и заботливая мама, - напоминала Ирина. - И я тоже родила двоих детей, но мы почему-то должны на руках носить и задаривать только твою мать.
Григорий списывал недовольство и претензии жены на ревность, обещая исправиться. Но каждый год ситуация повторялась, ставки росли и Маргарита уже просто считала сына и невестку обязанными делать дорогие подарки. Пока у них не было особенных материальных проблем, основной причиной споров и разборок являлся моральный аспект истории. А потом Григорий остался без работы в банке, и семье пришлось экономить даже на собственных тратах. Мужчина старательно искал новую работу, Ирина взяла дополнительную ставку в своей больнице, но денег всё равно не хватало.
- В этом году на твой День рождения я хочу получить в качестве подарка новый кухонный гарнитур, - рассказывала Маргарита. - Я понимаю, что до даты ещё два месяца. Но кухня требует предварительного заказа, поэтому и решила озвучить заранее.
- Если вы забыли, Гриша уже несколько месяцев сидит без работы, - с трудом сдерживалась Ирина. - Мы не можем сейчас сделать такую покупку даже для себя, не говоря уже о подарках.
- Для себя вы можете покупать, что угодно, - парировала женщина. - Но вы прекрасно видели, что мне нужно делать ремонт на кухне. Раз от вас не дождёшься помощи, приходится прямым текстом заявлять о своих потребностях.
Ирина была в бешенстве и после ухода свекрови мужу грандиозный разнос устроила.
- В этом году у нас ворох своих проблем и забот, а твоя мать такие требования выставляет, - возмущалась Ирина. - Почему ты один раз не поставишь её на место и не закроешь этот вопрос?
- Ну, у нас почти двадцать лет существует такая традиция, и прерывать её не хотелось бы, - мялся мужчина.
- Тогда давай оставим детей без зимней одежды, я пятый год похожу в одном и том же пальто, а ещё возьмём кредит и будем выполнять прихоти твоей матушки, - кричала Ирина.
- Я скоро найду работу, и всё будет нормально, - оправдывался Григорий.
- Конечно, ты найдешь работу, и скорей всего, всё будет хорошо, - соглашалась жена. - Только с меня хватит этих запросов твоей матери, на которые нам несколько месяцев приходиться пахать. Она не сделала ничего, чтобы отличалось от миллионов других матерей и хватит муссировать эту тему.
- Но мне приятно радовать мать, и я не считаю её запросы наглыми, - отбивался Григорий.
- Если тебе хочется её порадовать, значит, купишь цветы и торт, - настаивала Ирина. - У нас сейчас нет лишних денег и возможностей заказывать гарнитуры и просто выбрасывать деньги на ветер.
Григорий переживал и не знал, как правильно выкрутиться из ситуации, в которой оказался. Он старательно искал работу и даже временно устроился водителем на транспортное предприятие. Но за короткое время собрать средства на новую кухню казалось нереально, а имеющиеся запасы давно иссякли.
- Значит, теперь твоя жена вмешивается в наши отношения и диктует свои правила? - ухмылялась Маргарита, когда поняла, что новой кухни не будет.
- При чём тут моя жена? - отбивался Григорий. - Ты же прекрасно знаешь о материальных трудностях из-за отсутствия у меня нормальной работы.
- И что теперь, нужно остановить жизнь? - не понимала Маргарита.
- Нужно просто немного сбавить обороты, - просил мужчина. - Раньше у меня была возможность делать дорогие подарки, теперь её нет.
- Но ты же нашёл новую работу и вполне можешь оформить рассрочку, - не понимала логику Маргарита.
- Я нашёл менее денежную работу, а ещё дети растут и их потребности увеличиваются, да и нам самим нужно делать в квартире ремонт, - объяснял свою позицию Григорий.
- Раз ты отказываешься от традиций, тогда и мне нечего делать на твоем Дне рождения, - выпалила она. – Дожили до того, что Мать уже просто никому не нужна.
У Григория закончились доводы в разговоре с родительницей. Он отчаянно надеялся на то, что она услышала его аргументы и примет их во внимание.
- Давай устроим просто семейный ужин без особенной помпезности, - просил Григорий жену за неделю до Дня рождения.
- Хорошо, я приготовлю небольшой стол, пригласим родителей и пару друзей, - соглашалась Ирина.
- Не уверена, что смогу прийти, у меня другие дела, - недовольно сказала Маргарита позвонившему с приглашением сыну.
- Ты только из принципа отказываешься прийти к нам в гости? - расстроился Григорий.
- Принципы тут не при чём, - высказывалась Маргарита. - Я мириться с таким раскладом не собираюсь и не готова идти в дом, где ко мне нет уважения и нормального отношения, как к Матери.
Григорий отключил телефон и неожиданно осознал усталость от запросов матери. Она всегда растила его с чувством долга по отношению к себе. Даже имея собственную семью, мужчина продолжал дарить матери дорогие подарки, помогать деньгами и при первом зове бросаться на помощь. Она считала это нормальным и в его День рождения не удосуживалась купить в качестве подарка хотя бы пачку кофе. Он всё пытался купить признание матери, а когда стал не способен это сделать, оказался виноватым.
- Твоя мать почтит нас визитом? - интересовалась Ирина, накрывая на стол.
- Не знаю, она не дала прямого ответа, - признавался Григорий. - Я пригласил, но она обижена.
Ира понимала переживания мужа, который первый раз за долгие годы не носился с подарком для матери, а просто ждал от неё самого элементарного поздравления. Жена с детьми подарили Григорию новый телефон, тёща с тестем принесли набор инструментов, а друзья вручили деньги.
Маргарита в гости к сыну не явилась. Она нарядилась с утра и ожидала его появления на пороге с цветами, подарком и обещанием исправить поведение. В таком случае она даже была готова снизойти до прощения и почтить праздник своим присутствием. Но Гриша не приехал, она напрасно прождала целый день и только вечером отправила сыну поздравительное сообщение на телефон. Потом женщина расстроенно пила успокоительные средства и обвиняла во всех несчастьях невестку.
Гриша целый день пытался улыбаться гостям, но на душе скребли кошки. Он не понимал, чем заслужил такое отношение к себе и мечтал об элементарной капле внимания и заботы, которые можно было получить от матери, не покупая их подарками, а просто так.