Найти в Дзене
Sarov_walks

Заметки из Питера

Осенний отпуск провел в Питере, но открыл его для себя с новой стороны. Когда дворцы и набережные уже сто раз посмотрены, самое время познакомиться с советским наследием. Тем более, что ленинградская архитектура мне, как саровчанину, почти родная. За новый облик северной столице в советские годы отвечал Ленинградский проектный институт, в котором так же разрабатывались генпланы, типовые серии домов и проекты общественных зданий для закрытых городов. Так что знакомиться с советской архитектурой Питера я отправился с надеждой увидеть какие-то переклички с архитектурой Сарова. Модернизм не то, что ожидаешь увидеть в центральных районах Петербурга. Но, во-первых границы действия жестких регламентов не всегда очевидны, а во-вторых как бы не следили за сохранением исторической среды, всегда бывают исключения. На юге Петроградского района я полюбовался Дворцом Спорта «Юбилейный». Оглядываясь на то, что я увидел и прочитал о Ленинргадском модернизме, кажется, что это здание - отличная иллюс
Оглавление

Осенний отпуск провел в Питере, но открыл его для себя с новой стороны. Когда дворцы и набережные уже сто раз посмотрены, самое время познакомиться с советским наследием. Тем более, что ленинградская архитектура мне, как саровчанину, почти родная.

За новый облик северной столице в советские годы отвечал Ленинградский проектный институт, в котором так же разрабатывались генпланы, типовые серии домов и проекты общественных зданий для закрытых городов. Так что знакомиться с советской архитектурой Питера я отправился с надеждой увидеть какие-то переклички с архитектурой Сарова.

Модернизм на Петроградке

Модернизм не то, что ожидаешь увидеть в центральных районах Петербурга. Но, во-первых границы действия жестких регламентов не всегда очевидны, а во-вторых как бы не следили за сохранением исторической среды, всегда бывают исключения.

На юге Петроградского района я полюбовался Дворцом Спорта «Юбилейный». Оглядываясь на то, что я увидел и прочитал о Ленинргадском модернизме, кажется, что это здание - отличная иллюстрация подхода питерских архитекторов. Здание с новаторской вантовой конструкцией свода деликатно прячется за пилонами, объединенными сверху широкой полосой - что придает фасаду схожесть с классической колоннадой. По высоте оно тоже скромное (22 мтера), чтобы не нарушать «небесную линию» Петербурга (23,7 метра).

На севере Петроградского района меня ждало открытие – удивительный жилой дом 1960-х годов, построенный среди многоэтажного квартала для одного человека.

Здесь была скульптурная мастерская Аникушина. Форма здания следует за функцией, получая выразительный силуэт и огромное окно в центральном объеме, где располагается мастерская.

Ближе к исторической части острова, у Каменноостровского проспекта модернизм соседствует с модерном. Модернистский дом может вплотную примыкать к доходному дому начала века, а советская гостиница дополняться декоративным панно в технике сграффито, сделанным на брандмауэре соседнего дома, продолжая на новом витке архитектурной мысли идею синтеза искусств.

Когда рассматриваешь здания 1960-х годов, складывается впечатление, что почти сразу после декларируемого отказа от излишеств, начался поиск новых форм декоративного оформления фасада там, где это было возможно. Общественные здания, несмотря на аскетичность архитектуры стараются украшать. Так, например на аскетичном но все еще, отсылающем к классической форме портика, фасаде здания Ботанического музея появляется лепнина с изображением разных растений.

Классический портик угадывается и в фасаде здания Ленинградского телевидения (сейчас там сидит «Пятый канал»). Подобная упрощенная классика характерна для зданий переходного периода, когда новый язык модернизма еще не сложился.

Процесс перехода к новому стилю был сложен для архитекторов-классицистов, часто готовые проекты приходилось "раздевать", теряя какую-либо уникальность. Здания получались схематичными, как например ТЮЗ на Пионерской площади - по структуре и по расположению в среде, повторяющий классические театры, но упрощенный до голой функции.

Тенденция эта отразилась и на Сарове, но у нас эта архитектура представлена мало: это несколько жилых домов в районе проспекта Ленина, потерявших лепнину и например библиотека Маяковского, хотя там декор на фасаде еще присутствует, но сама за ним архитектура уже другая.

Модернизм в Центре

Еще одна любопытная постройка этого переходного периода, которую удалось посмотреть – Некрасовский (Мальцевский) рынок, как и ТЮЗ находится уже не в Петроградском районе, а ближе к центру.

С одной стороны здание очень передовое: прорывная конструкция купола, перекрывающего огромный зал без колонн и перегородок, световые фонари и стены почти целиком из стеклоблоков, снова входящих в моду, с другой стороны – колонны и симметрия. По высоте здание старается не спорить с окружением – итак уже слишком сильный контраст. В первом варианте проекта еще были скульптуры и витражи, но хотя классических украшений здесь нет, нельзя сказать, что не подумали о деталях.

Самое смелое модернистское здание в центре Питера, которое мне попалось эту поездку, – ТКК «Карнавал», корпус Дворца Пионеров. Здание 1980-х годов сделали подчеркнуто контрастным не имитируя исторические стили, чтобы не оно не смотрелось фальшиво, однако оно очень аккуратно спрятано в глубине квартала, выходящего на Невский проспект.

Административный центр в Сарове и в Питере

Опять вернемся к сравнениям с центром Сарова, где в конце 1970-х модернизмом приправили центр города. Исторический центр, впрочем, у нас сформирован в эпоху сталинского неоклассицизма и такого пиетета как в Питере застройка площади не вызывала, так что здание вовсе не прячется.

Его строительство пришлось на период зрелого модернизма – единственной связью с классической традицией остались, разлиновывающие фасад, вертикали пилястр и пропорции горизонтальной разработки объемов здания. Похожий прием с пилястрами, хотя и более необычный, мне встретился на фасаде здания вычислительного центра ЦСУ СССР на Петроградской стороне.

Саровскую администрацию еще можно сравнить с административными зданиями, строившихся в 1970-е у Смольного. (Сюда я, правда, доехать не успел). Только вот в Сарове архитекторы позволили себе чуть больше – поиграли с объемами и добавили динамики, разместив украшение с гербом не на оси площади. В Ленинграде здания тяжеловесные и монументальные, но так же спорят с архитектурным окружением. Однако. и там, и там здания подстраиваются под масштаб, не возвышаясь над остальным ансамблем. В Сарове, вместо того, чтобы наращивать высоту, архитекторы создают глубокий план и добавляют внутренний дворик, опять-таки оформленный колоннами, пусть и квадратного сечения.

Авангард и новая архитектура

Конечно, я охотился не только за модернизмом, и закончить эту часть несколько сумбурных заметок из отпуска хотел бы недавно реконструированным Левашовским хлебозаводом.

Хрестоматийный образец архитектуры авангарда - сложносочиненная композиция с круглыми объемами обусловленная технологическим процессом и горизонтальные полоски ленточного остекления. Теперь это бизнес-центр с выставочным пространством и рестораном. Насколько я понял, реконструкция исторического здания и благоустройство общественной площади перед ним была обязательством девелопера, построившего рядом с реконструированным хлебозаводом новый клубный дом по проекту Герасимова.

Новые дома, кстати, вполне симпатичные, что-то между неоклассикой и неомодернизмом: намеренно упрощенные формы колонн, четкая геометрия, неклассический декор и разные фактуры камня, подчеркивающие сеточку фасада собранного будто из типовых элементов. Чувствуется перекличка с ленинградским стилем 1960-х годов.