Найти в Дзене
Bigcity.art

Самый острый репортаж о Cosmoscow

Куратор и исследователь искусства Илья Крончев-Иванов принял на себя роль светского хроникера и специально для bigcity.art написал репортаж о прошедшей ярмарке современного искусства Cosmoscow.
Свежо, вкусно и пикантно!
В этом году Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow прошла не в Экспоцентре (как этого все ожидали), а в только что открывшемся Тимирязев центре, по соседству с которым расположились аграрная Тимирязевская академия, опытные сады, фермерские пруды, чернозём и Музей коневодства, который мы с художницей года Cosmoscow и ценительницей лошадей Александрой Гарт, конечно же, не могли не посетить.
В общем, площадка правда удивила! Некоторые коллекционеры, чтобы не стоять в пробках, даже спустились в метро (так в подземке можно было встретить коллекционера Козлова в Marni и Margiela). Все гости следовали к выставочному залу через уличный проход со светящимися колосьями, а завсегдатаи местной «Пятёрочки» дивились светским гостям ярмарки! Ржится рожь, овес овсит
Оглавление

Куратор и исследователь искусства Илья Крончев-Иванов принял на себя роль светского хроникера и специально для bigcity.art написал репортаж о прошедшей ярмарке современного искусства Cosmoscow.
Свежо, вкусно и пикантно!

На Cosmoscow на метро

12-я международная ярмарка Cosmoscow. Фото: Cosmoscow
12-я международная ярмарка Cosmoscow. Фото: Cosmoscow


В этом году Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow прошла не в Экспоцентре (как этого все ожидали), а в только что открывшемся Тимирязев центре, по соседству с которым расположились аграрная Тимирязевская академия, опытные сады, фермерские пруды, чернозём и Музей коневодства, который мы с художницей года Cosmoscow и ценительницей лошадей Александрой Гарт, конечно же, не могли не посетить.

Коллекционер Антон Козлов (слева). Фото: @kozlovcollection
Коллекционер Антон Козлов (слева). Фото: @kozlovcollection


В общем, площадка правда удивила! Некоторые коллекционеры, чтобы не стоять в пробках, даже спустились в метро (так в подземке можно было встретить коллекционера Козлова в Marni и Margiela). Все гости следовали к выставочному залу через уличный проход со светящимися колосьями, а завсегдатаи местной «Пятёрочки» дивились светским гостям ярмарки! Ржится рожь, овес овсится, всё растёт и колосится!

Открытия

Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи». Фото: Cosmoscow
Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи». Фото: Cosmoscow


В этом году художественный принцип парето (20 процентов интересного и качественного искусства на 80 салонного и дурного) не просто проявил себя, а даже увеличил свою процентную долю в лучшую сторону. Помимо из года в год держащих высокую планку качества показываемого искусства галерей: Anna Nova, pop/off/art, szena, iragui, PA Gallery, XL Gallery и Alina Pinsky (у последней пары было по два стенда!), особенно удивили нижегородские галереи — Futuro и 9Б. Именно они, на мой взгляд, стали открытием года.

Арт-группа NONSNS на стенде галереи Futuro. Фото: @katerina_tarakina
Арт-группа NONSNS на стенде галереи Futuro. Фото: @katerina_tarakina


Например, галерея Futuro превратила стенд в тотальную инсталляцию, посвящённую изобразительной природе современной живописи (царице ярмарок) и отношению коллекционера с искусством. Арт-группа NONSNS представила самое смелое и дорогое произведение на ярмарке — живописный холст в стиле хромакей за 100 000 000 рублей — в соседстве с живописным проектом Сергея Карева и объектом, мимикриющим под кресло коллекционера, Леонида Костина. Все гости стенда невольно становились участниками масштабной экспериментальной социальной скульптуры, в которой границы между «искусством» и «неискусством», символической ценностью и номинальной стоимостью зыбко исчезали.

Арт-группа «Провмыза» на стенде галереи 9Б. Фото: @nastasya_kiklina
Арт-группа «Провмыза» на стенде галереи 9Б. Фото: @nastasya_kiklina


Галерея 9Б также совершила смелый и практически невозможный поступок, показав созданный специально для ярмарки проект классиков отечественного видеоарта — группы «Провмыза» (участники Венецианской биеннале, выставок в Центре Помпиду и в Центре Сен-Жерве в Женеве). Сложная и ресурсозатратная съёмка, продакшн которой был полностью покрыт галереей (что обычно делают крупные музеи и фонды, поэтому «Провмыза» практически была исключена из живого рыночного полюса системы искусства), производит правда ошеломительный эффект. Увидеть на российской ярмарке искусство мирового музейного уровня — это нонсенс! Спасибо галерее 9Б за это!


«Анфан террибль»* ярмарки

Стенд года «Галерея Jessica» Фото: Cosmoscow
Стенд года «Галерея Jessica» Фото: Cosmoscow


Отдельным поводом обсуждения стала как всегда галерея Jessica, чей стенд в виде шоссе с билбордами (инсталляция Ивана Чемакина), на одном из которых изображен её портрет, получил официально звание «Лучшего» в этом году. Мы стали свидетелями феноменальной вспышки новой сверхярчайшей кометы на небосклоне российской арт-неба — не зря тематически один из двух стендов галереи был связан с космизмом, а в день превью сама Джесс предстала в сверкучим серебряном платье и золотых ботфортах. Вспыхнув в апреле этого года, Jessica Gallery совершила невозможный полет — не имея год работы и собственного выставочного пространство, она всё равно попала на ярмарку, обойдя даже некоторые негласные правила (но ведь для комет нет ничего невозможного!). На ярмарке взяла себе сразу два стенда и стала «Лучшим», находясь не в Основной секции. Но ведь искусство — это всегда исследование невозможного!

Дашка Монашка на стенде галереи Fabula. Фото: @fabula_gallery
Дашка Монашка на стенде галереи Fabula. Фото: @fabula_gallery


Также выделились самая модная и озорливая современная галерея Fabula, представляющая настоящее ультрасовременное искусство нашего века тик-токов и рилсов. Искусство, которое находит ценность в «поверхностном» и поэтизирует «поверхности», но уже не реальные, как это было у импрессионистов, а дигитальные. И от этого здесь уже всё будто бы сложнее, но все также бессмысленно и беспощадно. В этот раз основательницы галереи Лена Фадеева и Алина Чичикова представили стенд в стиле модного тренда офискора. И это был верный ход! Огромный диван в центре стенда, кулер с водой, столик, цветы, скрывающими от потоков зевак жалюзи с изображениями от Дашки Монашки и, конечно, картинки, на которые нужно смотреть и не думать. Разве это не, то что нам нужно сейчас? Когда происходит тотальный пи**ец — хочется отключить мозг.

* от фр. enfant terrible — «ужасный ребёнок».


Разочарование


Как это всегда бывает на ярмарке более половины искусства можно назвать современным салоном. Искусство, которое боится быть искусством, ДПИ, вторичка и не актуальные картинки. Видимо, в этом году это стало настолько заметно, что даже коллекционер Антон Козлов опубликовал в сторис крик души, в котором призывал «каждому настоящему коллекцонеру, музейщику и галеристу» (чтобы это не значило) «рьяно противостоять» тенденции «декоративизации». И правда, разочарованием года, конечно стал, масштабный стенд с утками (Ugly Ducks), которые видимо подвезли для пополнения коллекции Тимати, потому что у него уже есть все Bearbrick


Если не Гарт, то кто?

В этом году «Художником года» по мнению фонда Cosmoscow стала Александра Гарт. Для одного телеграмм канала меня спросили — «Если бы не Гарт была художником года, то кто?». Недолго думая, я поддался провокации. По моему искреннему мнению, это звание могли бы занять художники арт-группа NONSNS Мария Челоянц и Гоша Голицын, которые на сегодняшний день являются главными «панками» от мира институционального современного искусства. За последние годы они создали проекты специально для Музея современного искусства Garage (серия перформансов в формате ток-шоу) и Дома культуры ГЭС-2 (проект живописи в стиле хромакей и произведений искусства по цене музейного сувенира). Кстати, на ярмарке представлен огромный хромакейный холст, который художники создали как раз для выставки в ГЭС-2 «Краткая история отсутствия».

Арт-группа NONSNS на стенде галереи Futuro. Фото: @roma_of_superposition
Арт-группа NONSNS на стенде галереи Futuro. Фото: @roma_of_superposition

Привлекая внимание блогеров-миллиоников, модных дизайнеров , стилистов и гостей ярмарки, работа стала настоящей «притчей во языцех». «Это у вас тут самая дорогая работа на ярмарке? Ну вы смелые!» - говорили коллекционеры, подходя к основательнице галереи Futuro Анастасии Пановой, на что она парировала: «Смелым можно будет назвать того, кто её купит». Раунд! А купив картину с номиналом в 100 000 000 рублей, «смелый» коллекционер приобретёт не только работу с хорошим провенансом и «всю живопись мира», но и гарантированное попадание в историю искусства. Могу сказать, что желающие уже есть и им нужно лишь немного подкопить.

Текст: Илья Крончев-Иванов