В последнее время на новые автомобили производители начали чаще ставить Вариаторы (CVT) и роботизированные коробки (AMT , DCT ) . С 2000-х годов от взрослых мы слышим фразу: "Лучше классического автомата нет ничего" , "Вариаторы не надежные , не смей брать машину на вариаторе" , "робот быстро ломается , не бери" и многие другие популярные фразы. В этой статье мы расскажем вам про особенности работы каждой из видов трансмиссий , ресурс данных акпп и правда ли "байка" взрослых о вариаторах и роботах.
1. АКПП
Классический гидротрансформаторный автомат славится своей надежностью , так как ставят его давно , ходит он долго , изучен мастерами и легко ремонтируется. На картинке выше фото AT в разрезе со всеми внутренностями.
1. Гидротрансформатор:
- Функция его - Передача и усиление крутящего момента от двигателя к коробке передач. Он также позволяет автомобилю двигаться плавно при трогании с места.
2. Планетарный ряд:
- Функция - Изменение передаточного отношения. Она состоит из солнечной шестерни, сателлитов и коронной шестерни, которые могут фиксироваться и вращаться для создания различных передаточных чисел.
3. Барабан:
- Функция - Управляют захватом и блокировкой различных комбинаций шестерен в планетарной передаче для выбора нужной передачи.
4. Масляный насос:
- Функция - Обеспечивает стабильную и регулярную подачу масла на элементы трансмиссии.
- Обеспечивает необходимое давление масла для гидроблока.
- Охлаждает гидротрансформатор.
5. Электронный блок управления ( Гидроблок / Плата )
- Функция: Собирает данные от сенсоров автомобиля (например, скорость, обороты двигателя) и управляет гидравлической системой для оптимизации переключений передач.
6.Фрикционные и стальные диски:
- Функция - Работают совместно с муфтами, передают или прерывают передачу вращения. Взаимодействие этих дисков позволяет плавно включать или отключать передачи.
7. Дифференциал и промежуточная шестерня:
Дифференциал в автомобиле – это механизм, который позволяет передавать мощность и, следовательно, вращение от коробки передач к колесам, разделяя поток этой мощности на два, для каждого из колес одной оси, с возможностью изменять соотношение передаваемой к ним мощности, и, следовательно, позволяя колесам вращаться с разной скоростью.
Эти компоненты работают в комплексе, чтобы обеспечить надежную и эффективную работу автоматической коробки передач, обеспечивая плавность и удобство вождения автомобиля.
Плюсом автоматических коробок передач является его надежность. При должном обслуживании автоматы ходят до 500 000 км без капитального ремонта , если не считать проблемные акпп , которые имеют особенности конструкции либо слабые места с завода. Минус данной коробки - высокая стоимость ремонта. При поломке классического автомата чаще всего большинство деталей идет на замену:
1. Всегда меняются пакеты фрикционов и стальные диски ( иногда барабан полностью , если есть дефекты или большая выработка )
2. Гидроблок в большинстве случаев либо промывается , либо восстанавливается , либо ставят новую , так как ремонтонепригодна .
3. В 90% случаях меняется масляный насос , так как происходит выработка шестерни внутри масляного насоса и давление , подаваемое насосом уменьшается , что скажется на ресурсе всех деталей и приведет к скорому ремонту снова.
4. Всегда при ремонте АКПП меняется либо восстанавливается Гидротрансформатор ( бублик в простонародии )
5. В редких случаях меняется колокол , корпус , планетарный ряды , поддон масляный и другие элементы коробки.
В общем и целом Вы , наверное уже поняли , что ремонт классического автомата встанет вам в круглую сумму , в зависимости от модели АКПП.
2. Вариатор ( CVT )
Вариатор — это тип бесступенчатой трансмиссии (CVT), который обеспечивает плавное изменение передаточного отношения в отличие от традиционных коробок передач с фиксированными передачами. Вариаторы становятся всё популярнее благодаря их способности обеспечивать оптимальную производительность и экономичность, особенно в городских условиях. Рассмотрим основные компоненты вариатора и их функции.
1. Шкивы/Конуса (первичный и вторичный):
- Функция: Основные части вариатора. Они изменяют свой диаметр благодаря передвижению конусных дисков, регулируя передаточное отношение. Первый шкив соединён с двигателем, а второй — с ведущими колесами.
2. Металлический ремень или цепь:
- Функция: Передача крутящего момента между шкивами. Эти ремни или цепи прочны и гибки, что позволяет им легко регулировать передаточное число.
4. Масляный насос:
- Функция: Обеспечение циркуляции масла в гидравлической системе для создания нужного давления и охлаждения компонентов вариатора.
6. Планетарный ряд:
- Функция: Некоторые CVT также включают планетарный редуктор для обеспечения дополнительной функциональности и расширения диапазона передаточных чисел.
7. Гидроблок :
- Функция: Управление всеми процессами в вариаторе, включая изменение передаточного числа в зависимости от условий движения. Собирает данные с сенсоров и оптимизирует работу вариатора для максимальной эффективности.
8. Фрикционы и стальные диски:
- Функция: Используются для улучшения сцепления ремня или цепи с шкивами, что важно для предотвращения проскальзывания и обеспечения долговечности.
Преимущества вариатора включают плавное изменение передаточных чисел без рывков, повышенную экономичность топлива и улучшенное управление двигателем. Однако, как и любое техническое устройство, вариатор требует регулярного технического обслуживания для обеспечения надёжной и долговременной работы.
В ремонте вариатор намного дешевле , нежели классический автомат. В 90% случаях ремонту подлежат ремень/цепь и конуса. Происходит это из-за недостаточного давления масла в связи с задирами на масляном насосе .
Также из-за частой пробуксовки , Kick Down ( Резкий газ в пол с места ) ремень или цепь начинают стираться , оставляя задиры на конусах , из-за чего начинают пинки коробки , неровная работа акпп и многие другие проблема. Самое главное - не дать допустить обрыва ремня или цепи во избежание капитального ремонта , который обойдется вам очень дорого. При правильном эксплуатировании - ресурс вариаторов достаточно высокий. Вариаторы Jatco от Nissan , Direct Shift достаточно надежные . Ременная система ходит до 150 - 300 000 км при должном обслуживании , а цепные до 250 - 500 000 км. Так что миф о том , что вариатор - ненадежная коробка развеян.
3. Роботизированная коробка. ( DSG / PowerShift / Dl )
Роботизированная коробка передач (РКП) – это тип трансмиссии, который сочетает в себе элементы механической коробки передач с электронным или гидравлическим управлением процессов переключения передач. Основное преимущество такого типа трансмиссии заключается в том, что она позволяет автоматизировать процесс переключения передач, сохраняя при этом механизм традиционной ручной коробки передач.
Виды роботизированных коробок передач
1. Однодисковая роботизированная коробка:
- Особенность: Использует один сцепной диск, который управляется гидравликой или электроприводом. Простая конструкция, но может ощущаться задержка при переключении передач.
- Пример применения: Чаще всего в недорогих моделях автомобилей для снижения стоимости производства. Стоят в таких машинах как Skoda Rapid , Fabia , Octavia , Volkswagen Polo ,Jetta , Golf , Ford Focus 3 , Audi A1 ,A3 и другие.
Достаточно быстро выходит из строя гидроблок и сцепление , но из плюсов - недорогой ремонт коробки.
2. Двухдисковая роботизированная коробка (DSG, DCT):
- Особенность: Включает два сцепления — одно для нечётных, другое для чётных передач. Это позволяет предвосхищать переключение следующей передачи, обеспечивая плавное и быстрое переключение.
- Пример применения: Используются в более дорогих моделях и спортивных автомобилях для повышения динамики и комфорта. Ставились на автомобили Audi , VolksWagen , Skoda , Ford , Volvo и др. Славились большим ресурсом , по сравнению с сухим однодисковым роботом . До 2014 года имелись проблемы по гидроблоку и плате и быстрым выходом из строя сцеплением , но после исправления ошибок детали сделали качественнее и ресурс данной коробки 100-200 000 км. без крупных поломок.
Роботизированные коробки более подвержены поломкам и ремонту , но чаще всего ломается : Сцепление , гидроблок и плата (ЭБУ) . Ремонт не сильно дорогой , но все же в карман ударит. Правда к плюсам можно отнести низкий расход топлива , благодаря чему вы сэкономите деньги , которые и потратите на ремонт агрегата.
Какая коробка в итоге лучше ?
Нет понятия лучше коробка или хуже . У каждой коробки есть свои удачные и не удачные модели. Одна коробка дольше ходит , но дороже ремонт , другая ходит меньше , но экономите на топливе и ремонт дороже. В третьей нет пинков и переключений передач , простая дефектовка и ремонт , но нельзя буксовать и давать газ в пол. Выбирать коробку нужно исходя из вашей езды. Если вы спокойный водитель , то в ваших руках даже вариаторная коробка проживет более 300 000 км. Главное , чтобы коробка была обслужена и правильно эксплуатируйте ее и любая коробка не принесёт вам проблем. Исключение - коробки GM , SsangYong , сухой DSG от VAG и PowerShift от Ford. Но об этом в следующей статье.