Несмотря на то, что в идеологии КНДР ключевая мысль заключается в равенстве между жителями, на деле социальные уровни у всех оказываются разными. Более того, людей разделяет на страты само государство на законодательном уровне.
Эта система носит название сонбун, что буквально переводится на русский язык как "социальное происхождение". В зависимости от того, в какой группе находится северокореец, становятся понятны его перспективы не только в образовании и карьере, но и в личной жизни.
Что такое сонбун?
В 1957-м году Политбюро ЦК ТПК принял резолюцию, после которой началась тотальная проверка политической биографии, происхождения и текущего семейного положения абсолютно всех совершеннолетних граждан КНДР. После тщательного анализа людям приписывалась группа в системе сонбун.
Эта систему нельзя назвать полностью уникальной - похожий опыт в 1950-х годах пытались осуществить в Китае. Однако северокорейская система отличалась тем, что была очень детально проработана и имела куда более высокие шансы на жизнь. В последствии так и произошло - на долгое время сонбун на долгое время и по сей день продолжает выполнять свою главную функцию , которая заключается в том, чтобы поощрять приближенных к власти и поддерживающих режим, во всех смыслах ограничивая при этом внешних и внутренних врагов (или потенциальных врагов).
И эта система работает. Или работала.
Как рассчитывается сонбун?
На самом деле параметры, по которым рассчитывается сонбун, строго секретны. Однако в медийное поле регулярно просачиваются некоторые критерии, по которым граждан оценивают по той или иной группе.
Некоторые данные, которые относятся к нашему времени, противоречат сами себе, а потому более логично взять другой временной отрезок - 1990-е годы.
Итак, к 1990-м годам у гражданина КНДР было три основных параметра, по которым оценивался сонбун.
Первый - чхульсин сонбун - это социальное происхождение, который, по сути, определяется местом работы родителей гражданина, их достижениями. Отчет берется за период, начиная с рождения гражданина, заканчивая его 17-тилетием (возраст, когда ему, собственно, и присвается сонбун).
Второй статус - сахве сонбун. Это социальное положение, то есть статус гражданина, который определяется его текущим местом работы и уже его собственными достижениями.
Третий статус самый интересный, поскольку житель Северной Кореи абсолютно никак не может на него повлиять. Речь идет о кечхын - "социальном слое", который определяет социальную категорию гражданина. Изменить его, как правило, нельзя, и если гражданин родился в определенном социальном слое, то это навсегда фиксируется в документе.
Обновляется сонбун каждые два года. В 1990-е года, впрочем, как и сейчас, категорий было очень много - порядка 25 штук. Однако все их можно объединить в три больших категории - "основной слой", "колеблющийся слой" и "враждебный слой".
"Основной слой" означает, что претензий никаких к жителю КНДР нет, по сути, перед ним открыты все возможности, до которых он способен дотянуться. В "колеблющийся" слой входят граждане, чьи предки состояли в оппозиционных группах, или сотрудничали с японскими или южнокорейскими властями. Это также могут быть и выходцы из других стран (причем неважно, симпатизируют ли они режиму или нет). Список очень большой, но суть ясна - доверять таким гражданам у власти нет повода, впрочем, как и не доверять. К "враждебному слою" относились бывшие предприниматели, политзаключенные, члены внутренней партии и другие граждане, которые совершили недопустимое.
В наше время, кстати, таких категорий уже пять.
Как сонбун влияет на жизнь северокорейцев?
В целом сонбун влияет на шансы получить хорошую работу или высшее образование. Человек с хорошим сонбуном получает шанс переехать в Пхеньян, если у него получиться реализовать себя как хорошего сотрудника.
Если северокореец нарушает закон, то степень наказания тоже будет отталкиваться от сонбуна.
Еще один момент - раньше на сонбун гражданина смотрели, как на его личный статус. В Северной Корее присутствует традиция, которая пользовалась большой популярностью в СССР - детям мужей и жен рекомендовали их родители. И история, когда предки оказывались против свадьбы из-за низкого сонбуна будущего мужа или жены - не редкость.
Актуален ли сонбун в 2024-м году?
Сформировать более-менее точную статистику, согласно которой можно было бы определить, к какой категории сонбун относится большинство граждан КНДР, невероятно сложно. Во-первых, как писалось выше, сонбун обновляется каждые 2 года, и изменения могут быть радикальными. Во-вторых, оценок и факторов изменений очень и очень много, и периодически они противоречат сами себе.
Вопросов к сонбуну очень много, причем задают их не только обычные граждане КНДР (не говоря уже и врагах Северной Кореи), но и люди у власти, которым критиковать режим не совсем выгодно. Проблем у этой системы очень много, и основная - сонбун морально устарел.
Как уже писалось выше - такая система была необходима для того, чтобы определять, кто друг, а кто враг. Кого можно допускать к управлению страной в той или иной степени, а кого нельзя поселять в Пхеньяне или в приграничные города. Эта система хорошо справлялась, но сейчас она просто-напросто неактуальна, так как блокирует социальные лифты и сильно усложняет путь просто человека от бедности к признанию.
Из-за потрясений, которая пережила КНДР за последние 30 лет, экономическая и политическая системы сильно поменялись. Страна стала либеральней - все чаще закрываются глаза на предпринимательскую деятельность (потому что без нее экономического роста в стране не будет), а это важный аспект. Сын помещика или сын политзаключенного могут принести одинаковую экономическую пользу от страны, так зачем же последнему заламывать руки?
К тому же некоторые параметры, которые до сих пор снижают сонбун, являются преимуществом в настоящей Северной Корее. Например, за связи за рубежом статус снижается, однако на деле они могут помочь гражданину создать, например, собственное производство и улучшить качество жизни.
К слову, несмотря на неактуальность системы, вряд ли от нее будут отказываться в ближайшем будущем. Несмотря на либерализацию экономики страны, Ким Чен Ын все еще пристально следит за сохранением идеологии, а сонбун хоть и несовершенен в наше время, но может рассказать о потенциальном враге режима многое.