Найти в Дзене

"Я хочу в школу": бестселлер Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского

- …давайте сразу послушаем ребят. Что вы скажете в своё оправдание? - Понимаете, мы за школу что угодно сделать можем… Она нам как дом была, как семья. Ясно?! Мы туда каждое утро хотели! Вот ваши дети хотят в школу?» Тот случай, когда я искала книги, способные увлечь моего не читающего ребенка, и на сутки сама выпала из реальности. Я следила за перипетиями ребят из экспериментальной 34-й школы, то смеясь, то рыдая, не отрываясь на бытовые дела вплоть до последней страницы. Такую потрясающую школу организовал один богатый инвестор, который сам не получил должного образования и хотел для собственного сына другой жизни и другого детства. Он не поскупился, обеспечив учреждение самыми лучшими учителями, самым лучшим оборудованием, чтобы - у детей была и киностудия, где они бы снимали фильмы, - и радиостанция для ведения передач, -и снаряжение для походов, - и проекторы для научных работ, - и секции танцев, боевых искусств и прочая, и прочая… С преподавателями здесь можно общаться на «ты» и

- …давайте сразу послушаем ребят. Что вы скажете в своё оправдание?

- Понимаете, мы за школу что угодно сделать можем… Она нам как дом была, как семья. Ясно?! Мы туда каждое утро хотели! Вот ваши дети хотят в школу?»

Тот случай, когда я искала книги, способные увлечь моего не читающего ребенка, и на сутки сама выпала из реальности. Я следила за перипетиями ребят из экспериментальной 34-й школы, то смеясь, то рыдая, не отрываясь на бытовые дела вплоть до последней страницы.

Такую потрясающую школу организовал один богатый инвестор, который сам не получил должного образования и хотел для собственного сына другой жизни и другого детства. Он не поскупился, обеспечив учреждение самыми лучшими учителями, самым лучшим оборудованием, чтобы

- у детей была и киностудия, где они бы снимали фильмы,

- и радиостанция для ведения передач,

-и снаряжение для походов,

- и проекторы для научных работ,

- и секции танцев, боевых искусств и прочая, и прочая…

С преподавателями здесь можно общаться на «ты» и общаться по-дружески, на равных, нет классов, но есть группы, в которые психологи школы подбирают учеников для дальнейшей совместной работы над проектами. Географию учат не по учебникам, а во время походов с палатками, сплавов по рекам, покорения гор.

И вот это потрясающее место, куда дети хотят даже во время каникул, потому что там интересно, закрывают, а детей распределяют по обычным городским школам.

-2

И наших героев шокирует не только потеря своей любимой школы и любимых учителей, но и те реалии, с которыми они столкнулись в школах городских. Начинается их персональный ад. Одноклассники им кажутся глупыми, с преподавателями они не могут найти общий язык. Маленькая Анечка решает, что в ее классе собрали детей с очень плохой памятью, раз их всех заставляют учить один и тот же стих и потом по очереди его рассказывать. Юлька шокирована, что если на контрольной работе решить все варианты, потому что задания очень простые, а времени слишком много, то получишь «двойку», потому что ты решил «не свой вариант», этого от тебя никто не просил.

Поэтому гениальные, всесторонне развитые ученики 34-й школы начинают бурную деятельность сразу по двум направлениям: пытаются социализироваться в текущих условиях и вернуть свою альма-матер.

Хотите узнать, что у них получится?

Книга прекрасна со всех сторон.

Она написана хорошим языком и для современных детей, которые во многих моментах узнают какие-то свои жизненные ситуации, а, может, и кого-то из одноклассников.

Она показывает, что учеба может быть многогранна и увлекательна, а ученики – послушны и заинтересованы в новых знаниях. Ученики, которые готовы пойти на всё – на флешмобы, агитации, даже мошенничество – лишь бы вернуть обратно родную школу.

Но есть и другая ее грань…

Эти такие замечательные дети находились в максимально тепличных условиях, где понимающие учителя и неограниченные возможности. А мир вокруг совсем иной: школам недостает финансирования, учителя настолько задушены отчетами и проверками, что у них просто нет моральных и физических сил на детей, дети не глупые, а просто не обученные думать, причем думать нестандартно. 

«Учить, когда тебя слушают, может любой дурак. Настоящая педагогика начинается там, где тебя слышать не хотят», – говорит Впалыч, любимый учитель наших героев из 34-й школы.

У меня эта фраза неизменно (а читала книгу я неоднократно) вызывает слезы. Во время моей учебы, четверть века назад, у меня было 2 прекрасных учителей: по русскому языку и по физике. Первый - все правила преобразовывал в стихи и басни для более легкого запоминания, которые я помню до сих пор и делюсь уже со своим ребенком. Второй – приносил на уроки машинки, водяные мельницы, кубики, колбочки, чтобы, бегая по классу промеж рядов с самолетиком в руках, наглядно нам показывать те или иные физические явления.

-3

Но даже если на всю школу найдется десяток таких учителей – энтузиастов, они не смогут закрыть грудью своих учеников от всё возрастающей бюрократии, от цифровизации и нелепых требований Минобразования. Нет хэппи-энда и в блестящей, на мой взгляд, книге «Я хочу в школу» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского, что делает ее тем более актуальной и современной.

Это не сказка, где добро побеждает зло, это наша реальность, рассказанная детьми и для детей.