Найти в Дзене
Взгляд учителя Елены

Это был странный спектакль, но это не значит, что плохой. Новые спектакли Санкт-Петербурга

Новый театральный сезон в этом году открылся в сентябре. И это был спектакль на еврейскую тему. 1. БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Дом Кочневой. Два часа мы провели в еврейской семье. Отец (прекрасно играет Г. Спириденков) переживает за дочь, которой пора выходить замуж; дочь, которая ждёт мужчины, от которого она могла бы родить детей; её подруга, Бася, с 5 детьми, которых надо чем-то кормить при пьющем муже; сын, приехавший навестить семейство из Кишинева и встретиться с подругой. Все они "блуждающие звезды". А звезды, как известно, не падают, а блуждают. В таком скромном спектакле (ни особых декораций, ни спецэффектов и все за 700 р) много еврейских интонацией, присказок и песен. "Адиёт!" — любят евреи это словечко. Посмеялись, но в конце погрустила. Сын, чтобы выучиться на агронома (евреев не пускали в учебные заведения), вынужден быть отказаться от своей веры и перейти в христианство. Девушка его горько плачет в финале, отец и вовсе изгоняет из дома как заблудшего сына. Нет, не согласна я с Шо

Новый театральный сезон в этом году открылся в сентябре. И это был спектакль на еврейскую тему.

1. БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Дом Кочневой.

Два часа мы провели в еврейской семье. Отец (прекрасно играет Г. Спириденков) переживает за дочь, которой пора выходить замуж; дочь, которая ждёт мужчины, от которого она могла бы родить детей; её подруга, Бася, с 5 детьми, которых надо чем-то кормить при пьющем муже; сын, приехавший навестить семейство из Кишинева и встретиться с подругой.

Все они "блуждающие звезды". А звезды, как известно, не падают, а блуждают.

В таком скромном спектакле (ни особых декораций, ни спецэффектов и все за 700 р) много еврейских интонацией, присказок и песен. "Адиёт!" — любят евреи это словечко.

Посмеялись, но в конце погрустила.

Сын, чтобы выучиться на агронома (евреев не пускали в учебные заведения), вынужден быть отказаться от своей веры и перейти в христианство. Девушка его горько плачет в финале, отец и вовсе изгоняет из дома как заблудшего сына.

Нет, не согласна я с Шолом-Алейхемом.

В 21 веке вера не должна разъединять людей. И что есть вообще вера? Сколько из-за этих вер войн и жестокости?

Не звучат эти монологи отца сегодня.

Мир большой, мир разный. И мы тоже разные, и изгонять сыновей только потому, что они выбрал науку, а не веру предков, более чем абсурдно.

Несколько цитат.

— Папа, ты что-то натворил?

— Дочка, я еврей, это уже преступление во все времена.

***

Забрался червяк в хрен и думает, что ничего слаще не ел.

***

В Америку едут все, у кого разбито сердце.

2. КРАСНЫЙ ПЛАТОК. Театральный центр на Коломенской.

Мама моих учениц 2010 года выпуска, встретив меня на улице летом, сказала:

— А приходите к нам на спектакль... Хороший спектакль получился.

Собраться театральной компанией удалось только в октябре, а перед этим я решила что-нибудь почитать о жизни того, кому посвящен спектакль.

Выбрала почти случайную книгу, интуитивно. "Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс" Глоцера. Книга, представляющая собой воспоминания жены Хармса, оказалась небольшая. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что спектакль поставлен по этой книге.

-2

Не знаю, как бы я восприняла спектакль, если бы не была подготовленной, но мои попутчики сказали, что изначально было немного скучновато, но второе отделение, где Хармса арестовывают и где он в итоге умирает в тюрьме Кресты, уже проняло некоторых до слез.

В программке указано, что спектакль посвящается Роману Виктюку. И почерк Виктюка здесь угадывается. Оказалось, что режиссер спектакля считает Виктюка своим учителем.

Играют спектакль две актрисы: Ася Шибарова и Людмила Курепова (кажется, в жизни они подруги), а за кадром только звучит голос Кирилла Кяро (как бы Хармс).

И теперь самое главное: почему "красный платок"? Прочитав книгу, я не совсем это поняла, но спектакль мне это разъяснил. Вам я уж не буду рассказывать, вдруг вы всё же решите посмотреть.

И еще было немного жаль, что в спектакле не прозвучали слова Марии Дурново, которая после войны оказалась за границей и не захотела вернуться в СССР. Она сказала так:

— Я не вернусь, потому что никогда не прощу того, что они СДЕЛАЛИ с Даней.

Режиссер спектакля Аида Хорошева в финале вышла на сцену и сообщила, что в 60-е годы Хармс был реабилитирован.

Да, да, а кому от этого стало легче? Кстати, сейчас все может снова измениться. Признают за ним какую-нибудь вину.

Еще в августе, гуляя по центру после выставки Димы Маркова, опять же случайно или неслучайно (ведь уже тогда я запланировала этот спектакль) увидела на улице Маяковского дом и памятную доску: здесь жил Хармс. Хармс, к которому можно по-разному (как к Маяковскому) относиться, но изъять из истории искусства не получится.

Ул. Маяковского, 11
Ул. Маяковского, 11

3. СЦЕНЫ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ. Открытое пространство.

Это был странный спектакль, но это не значит, что плохой

Весной я рассказывала, что "Открытое пространство" теперь имеет свою площадку, очень милую и уютную.

Весной мы смотрели там спектакль "Ромео и Джульетта". Это была одна история, а вот "Сцены супружеской жизни" совсем другая.

Спектакль идет без антракта 1 ч 40 мин. На сцене ( сцена ли? такая импровизированная квартира-студия, где от от кровати до кухонного стола два шага), так вот в этой квартире всё как в жизни: ждут папу с работы, режут салат из свежих овощей (аромат по залу), тщательно пережёвывают сосиску, ведут разговоры под еду о школе и прошедшем дне.

Фотографировать можно
Фотографировать можно

Потом наступает ночь (кровать большая, что ж ей даром пропадать), они лежат под одеялом, он в трусах, она в сорочке. Она говорит, что устала, он, что тоже устал, но старается же.

Но что-то в этой семейной (мама, папа, дочка) не то. Вроде бы обычная семья, но как будто в пространстве этой квартире им тесно. Они надоели друг другу. Обвиняя другого в разбитой жизни, они доводят себя сначала до расставания, потом до развода и в итоге до..

Почему странный? Со стороны это кажется долгим, утомительным, тянущимся и бездинамичным. Но разве не похоже это на семейную жизнь?

Веришь в эту жизнь, в несчастливость героев. Веришь ещё и потому, что артисты в жизни тоже семья: Анатолий Журавин, Алла Данишевская, и Лия Журавина (девчушка хорошо играет).

Любителям классических постановок этот спектакль не подойдет. Очень натуралистично, как у Достоевского: веришь в каждую ступеньку и порожек. Когда в полной тишине героиня открывала бутылку пива, а потом наливала в пивной бокал, раздался аппетитный вздох в зале. Зритель поверил!

А вообще это грустная, конечно, история. О том, как сберечь и любовь, и отношения, не возненавидеть друг друга через 10 лет супружеской жизни.

-5

Вы открыли театральный сезон?

Спасибо за внимание.