Найти в Дзене
УЛА керамика

Чем покрасить керамику, чтобы точно получилось красиво? Ангоб.

Приветствую вас! Задумала серию статей, где расскажу всё, что знаю об ангобах, глазурях, и покраске керамики в целом. Потому что для новичка в керамике это идеальный способ получить качественную покраску. Ангоб – это жидкая светлая глина с добавлением красящего пигмента. Ангобы можно купить как уже готовые, так и намешать самому. Делать ангоб самостоятельно оправданно в том случае, если он используется в больших количествах. При малом расходе проще купить готовый. - множество разных расцветок, от ярких до пастельных; - цвет в реальности всегда (или почти всегда) совпадает с тем, что на сайте производителя / продавца; - их легко наносить на поверхность, кисть с ангобом не «залипает»; - можно покрывать большие площади; - позволяют делать тонкие линии, которые не расплываются после обжига; - не смешиваются при наслоении разных цветов друг на друга. То есть можно рисовать, к примеру, более тёмные элементы поверх светлых, или наоборот, не опасаясь, что в обжиге они сольются воедино; - испол
Оглавление

Приветствую вас! Задумала серию статей, где расскажу всё, что знаю об ангобах, глазурях, и покраске керамики в целом.

Рисунок на слоне выполнен ангобами
Рисунок на слоне выполнен ангобами

Начнём с ангобов.

Потому что для новичка в керамике это идеальный способ получить качественную покраску. Ангоб – это жидкая светлая глина с добавлением красящего пигмента. Ангобы можно купить как уже готовые, так и намешать самому. Делать ангоб самостоятельно оправданно в том случае, если он используется в больших количествах. При малом расходе проще купить готовый.

Ангобная подложка на стакане
Ангобная подложка на стакане

Плюсы ангобов:

- множество разных расцветок, от ярких до пастельных;

- цвет в реальности всегда (или почти всегда) совпадает с тем, что на сайте производителя / продавца;

- их легко наносить на поверхность, кисть с ангобом не «залипает»;

- можно покрывать большие площади;

- позволяют делать тонкие линии, которые не расплываются после обжига;

- не смешиваются при наслоении разных цветов друг на друга. То есть можно рисовать, к примеру, более тёмные элементы поверх светлых, или наоборот, не опасаясь, что в обжиге они сольются воедино;

- используется как подложка под глазурь, чтобы скрыть возможные дефекты глазурного покрытия;

- может являться стоппером для потёчных глазурей – не даст глазури утечь с изделия и прилипнуть к полке в печи во время обжига;

- если оставить ангоб без глазури, то после обжига он будет матовый, немного шершавый. Если покрыть сверху прозрачной глазурью – цвета станут ярче, и поверхность будет глянцевая, гладкая. Этот эффект можно использовать в декоре, играя с комбинацией матовое/глянцевое;

- ангоб – прекрасное средство для декорирования. Им можно рисовать, как красками; тампонировать, создавая текстурную поверхность; а можно нанести из калячницы рельефный узор;

- ангоб, по сути своей являясь глиной, не прилипает к полке в печи во время обжига, в отличие от глазури. Поэтому можно смело обжигать целиком окрашенные ангобом изделия без дополнительных приспособлений – ничего не прилипнет, и не испортится.

Минусы ангобов:

- требует определённой толщины слоя. В слишком тонком пигмент выгорит, и ангоб поменяет цвет или обесцветится вовсе. В толстом слое - отскочит от поверхности изделия.

- нужно приноровиться к нанесению, чтобы ангоб не «полосил». Обычно накладывают несколько тонких слоёв, каждый раз меняя направление движения кисти.

- итоговый результат можно увидеть только после обжига. Цвет ангоба до обжига гораздо бледнее, чем после. К тому же, некоторые цвета и вовсе другие. Например, синий ангоб до обжига светло-сиреневого цвета. По этой же причине не получится смешать ангобы, как обычные краски. Цвета после обжига могут получиться совсем неожиданные.

- непищевой. Если не покрыть ангоб прозрачной глазурью, то использовать вещь как посуду нельзя. К тому же, матовый ангоб будет накапливать пыль в порах, и грязниться.

Разноцветные ангобы затёрты в углубления рельефного рисунка, и покрыты прозрачной глазурью
Разноцветные ангобы затёрты в углубления рельефного рисунка, и покрыты прозрачной глазурью

Ангобы бывают на разные температуры. При выборе обязательно сверьтесь, чтобы ангоб подходил по температурному диапазону к вашей глине. При недожоге ангобы не приобретают цвет, остаются бледными и невзрачными, и нестабильными. А при пережоге сильно пузырят, вскипают. Будьте внимательны! Бывает такое, что разные цвета ангобов из одной серии оказываются на разные температуры. Это зависит от используемого пигмента. Обязательно сверяйте диапазон обжига на каждом выбранном цвете.

Также следует внимательно ознакомиться с инструкцией по нанесению. Бывают ангобы, которые можно наносить как по сырцу, так и по утелю. А бывают такие, которые можно только по сырцу.

По сырцу ангобы наносят обычно сразу после лепки, чтобы ангоб высыхал вместе с изделием, и не случилось отскока ещё на этапе сушки. Если нанести ангоб на уже высохшее изделие, велик риск того, что ангоб не приклеится, и отшелушится с поверхности.

Чаще всего ангобный рисунок сверху защищают прозрачной глазурью. Есть несколько вариантов, когда это сделать:

  1. Нанести ангоб по сырцу, обжечь на утель, и только потом покрыть прозрачной глазурью, и снова обжечь. Минус здесь только в том, что, если рисунок не получился, смыть его будет очень сложно. Потому что пигмент быстро впитывается в невысохшую глину. Он не остаётся на поверхности, а пытается просочиться внутрь стенки. И, чтобы его удалить, придётся снять часть глины с поверхности. Поэтому при выборе этого варианта, нужно быть уверенным, что всё получится с первого раза, без переделок.
  2. Обжечь изделие на утель, нанести ангоб, обжечь второй раз, нанести глазурь, обжечь в третий раз. Идеальный вариант! Минус только в большом количестве обжигов. Если печь своя – это произойдёт довольно быстро. А если в аренду, то придётся запастись терпением, и повозить изделия туда-сюда. В остальном – всё здесь удобно. Рисовать по утелю – сплошное удовольствие! Вода впитывается быстро, следовательно, и ангоб высыхает на поверхности быстро. Это значит, что сподручно держать работу во время росписи, не боясь ненароком смазать рисунок. Не понравилось – смыл влажной губкой, и переделал. Если что-то пошло не так с росписью, то после второго обжига это будет видно, и можно подправить недочёты перед глазуровкой. Второй низкий обжиг закрепит ангоб на поверхности, и он уже не смажется глазурью. Покрывай хоть поливом, хоть кистью. Второй обжиг тоже должен быть низким, чтобы изделие сохранило пористость, и глазурь легко легла на поверхность.
  3. Нанести ангоб на утель, и сразу покрыть глазурью. Плюсы ангобной росписи по утелю сохраняются (см. предыдущий пункт). Минус в том, что ангоб может смазаться глазурью, ведь вода из глазури размочит его. Поэтому в таком случае рекомендуют наносить глазурь либо поливом/окунанием, либо напылением из пульфона. Но не кистью. Я в своей практике пользуюсь приёмом полив/окунание. Ещё один минус - при таком способе чаще возникает брак из-за взаимодействия ангоба и глазури.
Пиалы в технике Сграффито по ангобу
Пиалы в технике Сграффито по ангобу

Ангоб – это не только глина+пигмент. Часто в него добавляют ещё присадки, чтобы он не так быстро высыхал в баночке, имел более гладкую текстуру, и лучше наносился, лучше сцеплялся с поверхностью. Это делает ангоб… другим. Личное наблюдение. Если раньше я пользовалась ангобом для проявления рисунка – покрывала резной узор ангобом, а потом стирала его влажной губкой, и цвет оставался лишь в углублениях. То с покупкой нового ангоба, с присадками, я уже не могу так делать. Присадки сделали его пачкающим. То есть, после смывания ангоба, поверхность всё равно остаётся окрашенной. Невозможно смыть его полностью. Он проникает во все поры, и остаётся там навечно. Даже в обжиге не выгорает. Так что, как обычно, образцы – наше всё.

Роспись ангобами под прозрачной глазурью
Роспись ангобами под прозрачной глазурью

Пусть ангобная роспись на ваших изделиях всегда получается такой, как задумано! Юля УЛА керамика.

Изначально думала в одной статье объединить все варианты покраски, а потом поняла, что это будет огромный трудночитаемый текст. Поэтому разобью на несколько статей, по темам. Вот ссылки на другие публикации по этой теме.

Особенности керамических глазурей.

Работа с глазурями. Эффекты.

Когда и как наносить глазури, ангобы и подглазурные краски на глиняное изделие (видео).