Когда мы говорим о книгах, нам просто необходимо упомянуть об определённых мотивах, которые объединяют совершенно разрозненные и непохожие на первый взгляд произведения. Одним из таких объединяющих факторов служит образ оборотня – классический как для мифов и фольклора, так и для готики и фэнтези. В этой статье мы разберёмся, откуда же взялся этот образ, как он эволюционировал и в каких произведениях его можно встретить.
Исторический экскурс
Оборотень, существо, способное превращаться из человека в животное, – один из древнейших и наиболее универсальных мифологических образов. В основе лежат мифы и философские размышления о человеческой природе и её взаимоотношениях с животным миром. Получив особое развитие в Викторианскую эпоху с развитием готической литературы, образ оборотня всё же уходит намного глубже в прошлое.
Северная мифология и европейский фольклор
Возможно, одни из самых ранних упоминаний оборотней встречаются в северной мифологии. Например, в древнегерманских сагах и норвежских сказаниях упоминались берсерки – воины, одержимые боевой яростью, способные принимать облик медведей или волков. Они черпали свою силу из магических источников и были неукротимы в бою.
Эти поверья связаны с общей европейской традицией веры в ликантропию – способность человека превращаться в волка. Распространенный в Средневековой Европе миф о человеке-волке, как правило, имел негативную окраску, представляя оборотней как носителей истинного зла и как причину всех происходящих бедствий. В XVII веке даже начались массовые процессы над людьми, обвинёнными в колдовстве и оборотничестве, подобно охоте на ведьм.
В основном в скандинавской мифологии и фольклоре встречается два вида ликантропов: оборотни-волки и оборотни-медведи. Одним из ключевых аспектов северной мифологии, связанного с оборотнями, становится концепция берсерков и ульфхеднар. Берсерки – это воины, которые надевали медвежьи шкуры и впадали в боевой транс, обретая невероятную силу и бесстрашие. Их часто описывают как людей, способных превращаться в медведей, хотя это превращение в зависимости от интерпретации мифа может быть и метафорическим, символизирующим дикую и неконтролируемую ярость.
Ульфхеднары – это воины, которые носили волчьи шкуры и, как и берсерки, впадали в боевой транс. В отличие от берсерков, ульфхеднары ассоциировались именно с волками, что делает их чуть более приближенными к нашему современному видению оборотня. Они упоминаются, например, в «Саге о Вёльсунгах (Волсунгах)», где описаны как особый отряд воинов Одина, наделённый очевидными боевыми навыками и волчьей хитростью. Один из древнейших мифов – это история о волке Хати, который преследует Солнце и Луну, стремясь проглотить их во время Рагнарёка – то есть конца света. В этих легендах волки-оборотни олицетворяют не только дикую природу и нашу с ней связь, но и космические силы хаоса и разрушения, где волк становится полубожественным существом. Другой известный мифологический сюжет связан с богом Локи, который тоже мог принимать различные облики и менять свою сущность. В одном из мифов Локи превращается в кобылу, чтобы обмануть великана и спасти Асгард. Тут подчёркивается связь оборотничества с инстинктивным, животным обманом и хитростью.
Русская культура также не обходит стороной образ оборотня, часто подчёркивая особенности его национальной интерпретации. В славянских сказках и былинах встречаются волкодлаки (волколаки) – люди, способные по собственному желанию или по проклятию превращаться в волков. В фольклоре этот образ тесно переплетается с темой мести и неизбежного наказания за содеянное зло. Например, история об Иване-царевиче, где герой, проклятый за свои грехи, вынужден жить в облике волка.
«Дракула»
Роман Брэма Стокера известен главным героем-вампиром, не имеющим, казалось бы, ничего общего с нашим сегодняшним обсуждением оборотней. Однако это заблуждение. Двойственный образ Дракулы действительно уникален и интересен тем, что он сочетает в себе черты как вампира, так и оборотня, что даёт возможность интересного анализа с точки зрения мифологии, литературы и психологии. В романе Дракула представлен как вампир, существо ночи, которое питается человеческой кровью и обладает сверхъестественными способностями. Однако в мифологии персонажа часто упоминаются и способности, присущие оборотням. Как вампир, Дракула обладает бессмертием, вынужден питаться кровью и умеет гипнотизировать своих жертв – это всё нам хорошо известно.
Но наряду с традиционными вампирскими чертами Дракула также обладает одной вещью, которая ближе к характеристике оборотней – способностью изменять свою форму, превращаться в летучую мышь или в волка и налаживать связь с ночными животными. С психологической точки зрения, Дракула олицетворяет глубокие страхи и влечения человека, символизируя двойственность цивилизованного и примитивного начала, страх перед неизвестным и борьбу инстинктов и морали. В культуре этот образ используется для исследования тем, связанных с внутренними конфликтами и противоречивостью человеческой натуры. Двойственный образ Дракулы, включающий черты как вампира, так и оборотня, выступает не только богатым источником для литературного анализа, но и мощным символом человеческих страхов и стремлений. В романе Стокера главный герой становится воплощением викторианского видения мира, где мрачные готические настроения берут своё. Писатель погружается в тему страха перед дикой природой и всем неизведанным, что в ней скрывается. Изображение оборотня-вампира из нереального и мифического переносится в новое измерение, где этот образ может быть по-настоящему реален и где страх перед готическим существом становится важной частью общественного сознания.
«Книга оборотней» (англ. «The Book of Were-Wolves: Being an Account of a Terrible Superstition») – это увлекательное исследование на тему ликантропии, написанное британским священником и фольклористом Сабином Бэринг-Гулдом. Выпущенная в 1865 году, эта книга по праву считается одной из самых значительных и всеобъемлющих работ по теме оборотней в западной литературе XIX века.
Бэринг-Гулд исследует древние тексты и литературные памятники, в которых упоминается оборотничество. Он говорит о древнегреческой и римской мифологии, а также о средневековых авторах, которые писали о людях-волках. Наибольшая часть книги всё же посвящена фольклорным рассказам и легендам из различных культур Европы. Автор систематизирует и сопоставляет сказания из Франции, Германии, Скандинавии и Восточной Европы, показывая, как миф об оборотнях проявлялся в разных культурных контекстах. Исследуется и связь между оборотничеством и религией, магическими практиками, а также то, как Церковь интерпретировала и боролась с этим явлением.
Самое интересное, что Бэринг-Гулд пытается дать рациональные объяснения мифам об оборотнях, используя медицинские и психологические теории своего времени. Он рассматривает случаи клинической ликантропии, где люди верят, что могут превращаться в животных.
На момент написания книги научный подход к изучению мифов и легенд был довольно новаторским. Бэринг-Гулд пытался не только пересказать историю, но и понять, что стоит за этими рассказами, используя современные ему научные объяснения, и дать этому всему разумное объяснение. Хотя сама книга и вызывает множество вопросов касательно адекватности рационального подхода и достоверности представленных в ней данных, всё же она является единственным масштабным сборником, целиком посвящённым теме ликантропии, что само по себе актуально (особенно для XIX века).
Трансформация образа оборотня в литературе
Метаморфоза превращения человека в зверя, чаще всего волка, пронизывала мифы, легенды и художественные произведения на протяжении веков, отражая меняющиеся культурные и социальные контексты. Архаичные корни ликантропии можно найти даже в древнегреческих мифах и римской литературе. Овидий в своих «Метаморфозах» рассказывает миф о Ликаоне, царе Аркадии, которого Зевс превратил в волка за его жестокость и попытку обмануть богов, когда во время трапезы царь приказал подать человеческое мясо. Эта история подчеркнула идею трансформации как наказания за моральные проступки, связав оборотническую природу с понятием греха.
Эпоха средневековья же сместила акцент на религиозное восприятие оборотней. Образ волка, ассоциирующийся с дикостью и опасностью, стал символом демонической одержимости и продолжил мотив грехопадения. В средневековой Европе оборотни зачастую рассматривались как слуги дьявола, и это отразилось в фольклоре и сказаниях того времени. С наступлением эпохи Просвещения и торжества Романтизма образ оборотня стал приобретать новые оттенки и трактовки. В XVIII и XIX веках на фоне растущего интереса к психологии и внутренним состояниям человека литература приобрела черты рефлексии на образ оборотня как на метафору разделённой души. В знаменитом романе Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» рассказывается история о неудачном научном эксперименте. Сюжет сосредоточен на докторе Генри Джекиле, уважаемом учёном и враче, который разрабатывает сыворотку, позволяющую ему разделить две свои сущности – добрую и злую. Под действием этого зелья он превращается в своего альтер эго – жестокого и безжалостного мистера Эдварда Хайда. В то время как доктор Джекилл остаётся вежливым и добропорядочным человеком, мистер Хайд воплощает в себе все тёмные и деструктивные черты, которые Джекилл в себе подавлял.
Современные авторы продолжают развивать и усложнять образ оборотня, наделяя его новыми символическими значениями. Однако в романах жанра фэнтези образ оборотня упрощается, в нём подавляются мистические и готические мотивы, и на первый план выводится романтическая подоплёка. Оборотни теперь воспринимаются не только как опасные, но и как глубоко трагические персонажи, живущие на стыке двух миров. Они борются за право жить среди людей, за возможность искать своё место в мире. Здесь можно упомянуть, конечно же, сагу « Сумерки» или «Город костей». Эти книги хотя и продолжают многовековые рассуждения на тему оборотней, всё же несомненно сильно подстраивают оригинальный образ под романтические запросы современной читающей публики.
Проанализировав различные эпохи, можно увидеть, что трансформация образа оборотня в литературе напрямую следовала за изменениями в понимании человеческой природы, общества и культуры. От диких и устрашающих символов страсти и греха до больших и пушистых волков-собачек, живущих рядом с вампирами, оборотни стали универсальным и гибким архетипом, отражающим изменения человеческого восприятия себя и своего окружения.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед"