"Благо дарю" - пишут раздельно, капсом и даже подчёркивают в разговоре. Почему не говорят обычное "спасибо"? От православных часто приходится слышать "спаси Бог" вместо "спасибо" - его сокращенной формы. Каждый вкладывает свои смыслы в эти обыденные выражения благодарности.
Не говори "благо дарю", если ты христианин
"Благо дарю" - это искусственное разделение слова на две части, излишне подчёркивающее акт дарения собственного блага. Лексически она непривычна, режет слух и воспринимается как излишнее пафосное противопоставление обычному «благодарю». Христианско традиции такая форма чужда.
Концепция дарение блага не является исключительно кришнаитской идеей, но также имеет параллели в восточных религиозных учениях, включая индуизм, буддизм и современные духовные направления вроде New Age ("Новая эра"). В этих традициях "благо" или "благостное состояние" - это позитивная энергия, которую человек может разделить с миром, исходя из собственного духовного состояния и чистоты.
В христианстве, напротив, благо воспринимается как нечто, исходящее от Бога, а не от самого человека. Человек здесь скорее является проводником Божьей благости и милосердия, чем источником. В этом и заключается важное различие: христианское "Спаси Бог" не подразумевает, что человек дарит часть своего личного блага, а напротив, он желает другому спасения от Господа, как наивысшего благ.
Почему просто не хочется никого благодарить
Люди уклоняются от выражения благодарности из-за того, что считают мир обязанным перед ними, а свои заслуги - недооценёнными. Отказ благодарить - проявление эгоцентризма или неудовлетворённости. Человек считает, что нет ничего хорошего в мире и ему все должны и обязаны априори. Хорошее принимается как норма, а плохое как катастрофа.
В таких случаях очень завышенные требование к миру, к людям и даже к Богу, которые не соответствует ожиданиям человека. Не хочется говорить "спасибо", ведь он считает весь мир обязанным и потому часто испытывает неудовлетворенность и разочарование. Речь такого человека изобилует словами "надо", "должны", "обязаны", а сам он любит рассуждать о справедливости. Отсюда проистекают обиды на примере подобных фраз: "За что мне это всё!", "почему у всех всё есть, а у меня шиш с маслом" и так далее.
"Спасибо" или "спаси Бог"?
"Спасибо "— это сокращение от "Спаси Бог". Этот жест благодарности имеет в основе просьбу ко Всевышнему о спасении и благословении. Произносится легко и привычно для русского человека, и хотя уходит корнями в христианскую традицию, оно давно стало нейтральным и повсеместным выражением.
"Спасибо" со временем укоренилось в русском языке как удобная, привычная форма благодарности. Само по себе "спасибо" сохраняет своё изначальное благословляющее значение, даже если произносится быстро или привычно. Язык меняется, и многие традиционные выражения приобретают сокращённые формы.
Если смысл остаётся в рамках доброжелательности и признания, то изменение формы не делает слово греховным или неподобающим. В христианстве важно внутреннее намерение. Произнося "спасибо" искренне, человек выражает доброжелательность и признание, что соответствует заповедям о любви к ближнему.
"Спаси Бог" - прямой призыв к Богу о спасении и благословении. В нём звучит глубинное понимание зависимости от Бога: именно Господь может даровать спасение, а мы обращаемся к Нему с просьбой сделать это для другого. Здесь нет акцента на личных заслугах, как в «благодарю», и эта формула подчёркивает благословляющую силу самого Господа, а не говорящего.
"Благодарю" — здесь мы слышим корень "благо" и "дарю", что говорит о желании передать часть внутреннего мира и добра другому. «Благодарю» как бы добавляет, что в ответ на полученное благо я сам передаю частичку добра обратно. Это слово подчёркивает участие личности, взаимность, но — и тут важный момент — не ставит говорящего в центр, как в случае с нарочито расчленённым «БЛАГО ДАРЮ».
Итак, "спасибо", "спаси Бог" и "благодарю" - это обыденные, но важные слова, отражающие нашу культуру, отношение к Богу и окружающим. Напоминание о необходимости благодарности служит напоминанием о нашей зависимости друг от друга и Господа, о том, что каждый из нас несёт свою частичку блага, но его источник - выше нас.