Найти в Дзене

Открываем Марокко заново

В нулевых и даже начале десятых мы видели и воспринимали Марокко как достаточно бедную страну, с разнообразным богатым прошлым, но не пышную, яркую, но немного приглушенно, немного затерто. Да краски Магриба были, но они подизносились, были приглушены годами, проблемами, реформами и стремлением к современному миру. А раньше, в постколониальную эпоху в 60-е и 70-е Марокко было меккой для хиппи, для художников, дизайнеров и стилистов нового европейского сознания. Тогда как раз Европа после войны была блеклой, а Марокко поражало красками. Вот и ехали сюда Ив сен Лоран, Мажорель, Хендрикс, Моррисон и прочие. Ехали за яркими красками, новым звуком, новым впечатлением, порой усиленным добротным местным гашишем. Потом всё это они привезли обратно в Европу и Америку, а Марокко как бы старело и линяло, краски тускнели. И к нулевым сильно поблекли. И в 2006 и даже в начале десятых мы видели уже сильно обесцвеченную страну, полную интересного, но другого. И мы активно погрузились в этот новый инт

Как-то я уже писал о том, что мы открыли Марокко для активных русских туристов. Да это так. Но сейчас речь о другом. Смотрел итальянский сериал про моду 70-х и в серии про съемки в Марокко как раз увидел то самое, за чем ехали туда тогда, и что снова возвращается сейчас.

В нулевых и даже начале десятых мы видели и воспринимали Марокко как достаточно бедную страну, с разнообразным богатым прошлым, но не пышную, яркую, но немного приглушенно, немного затерто. Да краски Магриба были, но они подизносились, были приглушены годами, проблемами, реформами и стремлением к современному миру.

А раньше, в постколониальную эпоху в 60-е и 70-е Марокко было меккой для хиппи, для художников, дизайнеров и стилистов нового европейского сознания. Тогда как раз Европа после войны была блеклой, а Марокко поражало красками. Вот и ехали сюда Ив сен Лоран, Мажорель, Хендрикс, Моррисон и прочие. Ехали за яркими красками, новым звуком, новым впечатлением, порой усиленным добротным местным гашишем.

Ваш покорный слуга примеряет на себя яркие наряды
Ваш покорный слуга примеряет на себя яркие наряды

Потом всё это они привезли обратно в Европу и Америку, а Марокко как бы старело и линяло, краски тускнели. И к нулевым сильно поблекли.

Это живой город Тетуан 2006 г.
Это живой город Тетуан 2006 г.

И в 2006 и даже в начале десятых мы видели уже сильно обесцвеченную страну, полную интересного, но другого. И мы активно погрузились в этот новый интересный для нас мир, но с точки зрения истории, природы, путешествий. Яркие краски были, и было много изумительных ремесленных изделий, но это было не главное. Не за этим мы тогда ехали в Марокко.

Тогда мы ехали за горами, пустыней, океаном, и городами уже в довесок, яркой культурой прошлого как опция.

Ярким примером тому могла служить удивительная, но сильно обветшалая медресе в Марракеше, - изначально одно из самых изысканных и красивых зданий города, но в очень плохом состоянии.

Резьба 2006 г.
Резьба 2006 г.

Мы ездили за путешествиями в Марокко, а не за стилем. Стилем был легкий упадок и пофигизм.

Вид на гору Тубкаль из Имлиля
Вид на гору Тубкаль из Имлиля

И честно скажу, за 18 лет в Марокко я ни разу не был в музее Ив сен Лорана.
Зато на горе и в пустыне, и на океане бывал регулярно.

Но страна меняется, и меняется очень быстро. Не просто растет благосостояние и с ним приходит чистота и порядок, но виден явный интерес к прошлому, к возрождению своей культуры, к воспроизводству в новых формах традиционных цветов и мотивов. Ярким примером тому могут служить новый железнодорожный вокзал и аэропорт в Марракеше, и отлична восстановленная медресе бен Юсуфа в Марракеше. Тут есть на что посмотреть.

Вид внутреннего двора медресе бен Юсуф Марракеш 2024 год
Вид внутреннего двора медресе бен Юсуф Марракеш 2024 год

И как следствие снова возникает интерес к марокканскому стилю, появляются новые красивые вещи, новые бутики с новыми в местном вкусе, но уже дизайнерскими вещами, огромное количество богатейших магазинов марокканской утвари, как бытовой, так и антикварной.

Так же страна снова становится желанным объектом для люксового отдыха: дорогие отели, как дворцы, модные показы и съемки, блогеры, пишущие о красках Марокко. Сейчас об этом не пишет только самый ленивый блогер.
Вот и я тоже.

Страна как бы заново возвращается к своим художественным истокам. к своим краскам, моде, стилю. Приятно, что при этом не теряется (пока) ремесленное производство, и мелкие тихие местечки, где ещё хотя бы немного но остается дух расслабленного хипповства 60-х.

Но по моему мнению этот дух быстро уходит. В наш последний визит в январе 2024 года историческое кафе где играл Джимми Хендриксон в деревне Диабат под Эс-Сувейрой уже зарылось и выглядело совсем брошенным. Зато дорогих ярких магазинов и отелей в городе прибавилось.

Кто-то скажет: «Ну, вот, пропал дом!». А я думаю, что это просто новый виток развития. И как раз во многом возвращение к своему, только в новом уже современном виде.

В Агадире в 2024 г.
В Агадире в 2024 г.

Как раз в прошлую зиму я с большим удовольствием снимал красочные муралы в Марокко. Вот некоторые из них. В них видна и традиция и современный взгляд.

-7
-8
-9
-10
-11
-12