Найти в Дзене
Kuzovport

Палка или автомат? Возвращение механической коробки передач.

Кажется, что механические коробки передач (МКПП) давно потеряли борьбу за популярность, уступив автоматам и роботизированным трансмиссиям. Ведь современные «автоматы» не только удобнее в повседневной езде, но и превосходят «механику» в плане скорости переключения передач, эффективности и комфорта. Да, с этим не поспоришь — МКПП словно отступила в тень перед напором технологий. Но подождите, ведь последние пару лет всё больше брендов снова выпускают машины с механикой, а производители МКПП не только не закрыли свои цеха, но и продолжили активно их развивать. В чём же дело? На протяжении десятилетий МКПП оставалась единственным выбором для водителей. Она была простая, надёжная и дешёвая в ремонте. Но с развитием технологий появилась автоматическая коробка передач (АКПП), которая быстро завоевала популярность благодаря своей простоте в эксплуатации. Многие водители оценили комфорт езды без необходимости постоянно переключать передачи вручную. Первую серийную автоматическую коробку переда
Оглавление

Кажется, что механические коробки передач (МКПП) давно потеряли борьбу за популярность, уступив автоматам и роботизированным трансмиссиям. Ведь современные «автоматы» не только удобнее в повседневной езде, но и превосходят «механику» в плане скорости переключения передач, эффективности и комфорта. Да, с этим не поспоришь — МКПП словно отступила в тень перед напором технологий.

МКПП Shelby
МКПП Shelby

Но подождите, ведь последние пару лет всё больше брендов снова выпускают машины с механикой, а производители МКПП не только не закрыли свои цеха, но и продолжили активно их развивать. В чём же дело?

Немного истории и текущая ситуация

На протяжении десятилетий МКПП оставалась единственным выбором для водителей. Она была простая, надёжная и дешёвая в ремонте. Но с развитием технологий появилась автоматическая коробка передач (АКПП), которая быстро завоевала популярность благодаря своей простоте в эксплуатации. Многие водители оценили комфорт езды без необходимости постоянно переключать передачи вручную.

Угадай какая коробка в мустанге?
Угадай какая коробка в мустанге?

Первую серийную автоматическую коробку передач (АКПП) представила компания General Motors в 1939 году. Трансмиссия, названная Hydra-Matic, была установлена на автомобили Oldsmobile 1940 года и стала первой полностью автоматической системой, которая не требовала от водителя ручного переключения передач. Эта инновация значительно упростила управление автомобилем и стала отправной точкой для дальнейшего развития автоматических коробок передач, популяризовавшись на различных моделях GM и других марках по всему миру.

Автоматические коробки стали лучше, быстрее, надёжнее, а благодаря появлению роботизированных трансмиссий и вариаторов, этот сегмент перешёл на новый уровень. Казалось бы, механике пришёл конец. Но, как оказалось, не всё так однозначно.

-3

И вот тут сюрприз — Европа всё ещё любит «ручку». В странах с развитой экономикой, где производят и продают миллионы автомобилей ежегодно, МКПП остаётся популярной. Особенно это заметно, если обратить внимание на автомобильные парки и аренду машин. Если вы путешествовали по Европе, то наверняка замечали, что в большинстве пунктов аренды предлагают широкий выбор автомобилей с механикой.

Причина проста: МКПП дешевле в производстве и обслуживании, а на массовом рынке, где производителям важно снизить себестоимость, это имеет значение. К тому же, отсутствие необходимости в сложной электронике для управления делает «механику» независимой от глобальных кризисов с чипами.

Кто делает механические коробки сегодня?

Чтобы было ясно, что производство МКПП — это не совсем вчерашний день, вот несколько компаний, которые продолжают выпускать этот тип трансмиссий, и на каких брендах автомобилей их можно встретить:

Aisin Seiki — японский гигант, который работает с разными трансмиссиями, в том числе и механикой. Коробки от Aisin можно найти на моделях Toyota, Mazda, Subaru и даже на некоторых Mini.

ZF Friedrichshafen — известные немецкие поставщики, которые производят механические коробки для таких марок, как BMW, Audi, Porsche и Mercedes-Benz. Они также работают с другими типами трансмиссий, но ручные коробки всё ещё остаются частью их продукции.

Getrag (Magna PT) — один из ведущих поставщиков, активно производящих коробки для разных марок автомобилей. Среди них — Ford, BMW, Renault, Volvo и Fiat. В частности, механические коробки от Getrag часто встречаются на спортивных моделях.

Eaton — американская компания, которая всё ещё выпускает механику для коммерческих машин и грузовиков. Их трансмиссии можно встретить на моделях Chevrolet, Ford, Ram и других американских марках, особенно в сегменте коммерческого транспорта и пикапов.

Porsche
Porsche

Какие автомобили уже вернули “механику”?

Некоторые автопроизводители сделали ставку на возвращение механических коробок передач. Вот несколько примеров:

1. Porsche — предлагает механические версии на спортивных моделях, таких как 911 и Cayman. Производитель акцентирует внимание на удовольствии от вождения.

2. Mazda — выпускает модели MX-5 с механической коробкой, подчеркивая, что настоящие эмоции от управления можно испытать только с “ручкой”.

3. Ford — использует механическую коробку на своих спортивных моделях, таких как Mustang GT, чтобы привлечь поклонников классического драйва.

4. BMW — возродил “механику” на спортивных моделях серии M, позиционируя её как идеальный вариант для тех, кто ценит максимальный контроль за автомобилем.

Ford
Ford

С одной стороны, МКПП остаётся популярной благодаря своей надёжности, экономичности и культовому статусу среди энтузиастов. С другой — рост популярности электрических и гибридных автомобилей, которые не требуют привычной коробки передач, постепенно оттесняет механику на второй план.

Вот вам тема для размышлений и повод для спора: если настанет зомби-апокалипсис или любой другой катаклизм планетарного масштаба, вы же понимаете, что выживет только одна коробка передач — механическая. Почему? Всё просто. Когда технологии откажут, электроника выйдет из строя, и некому будет чинить сложные автоматы или роботы, старая добрая «механика» продолжит работать. Ей не страшны грязь, вода, песок и даже зомби. Крутил, нажимал, переключал — и поехал дальше.

-6

Но есть интересный момент: если задуматься о самой надёжной технике, то на ум приходят танки. А вот на них, как оказалось, ставят автоматические или полуавтоматические коробки передач, и это связано с огромными нагрузками, которые они вынуждены выдерживать. Так что не всё так однозначно, и вопрос, на чём именно мы будем ездить в зомби-апокалипсисе, остаётся открытым. Хотя Фуриоса и Безумный Макс ответили нам на этот вопрос предельно ясно.