Композиторы о Моцарте
П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт - это высшая, кульминационная точка, до которой доходит красота в области музыки. Никто и никогда не заставлял меня плакать так, как он, трепетать от восторга, от сознания своей близости к тому, что мы называем идеалом. Я люблю в Моцарте все, потому что мы любим все в человеке, которого действительно любим. Прежде всего <<Дон Джованни>>, потому что именно через него я узнал, что такое музыка.
<<Вечный солнечный свет в музыке, твое имя - Моцарт», - восклицал А.Г. Рубинштейн в своей книге <<Музыка и ее представители>>.
Если по примеру Гете считается, что великие люди обязаны своим талантом и умом матери, то в случае с Моцартом это не так, ведь <<Мария Анна Моцартова>> ни в одном отношении не поднялась выше среднего уровня способностей своего пола. Единственная яркая черта, которую она передала своему сыну, - истинно зальцбургская склонность к грубому комизму.
Детство Моцарта
Его отец Леопольд Моцарт, родившийся в немецком городе Аугсбурге, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Скрипичная школа, изданная Леопольдом Моцартом, была популярна не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе в России. Он работал придворным музыкантом и камердинером у зальцбургского дворянина графа Турна, а затем (с начала 1940-х годов) поступил на службу в дворцовую капеллу архиепископа Зальцбургского в качестве скрипача.
Из семи детей от этого брака выжили только двое: дочь Мария Анна, родившаяся 30 июля 1751 года, которую в семье называли Наннерль, и сын Вольфганг, родившийся 27 января 1756 года. Его рождение едва не стоило матери жизни; она долго не могла оправиться от слабости, заставлявшей ее опасаться за свою жизнь.
Дочь проявила столь несомненный музыкальный талант, что отец с ранних лет начал брать у нее уроки игры на фортепиано. Это произвело большое впечатление на мальчика, которому было около трех лет. Он тоже сел за фортепиано и мог подолгу подбирать терции. Найдя их, он с удовольствием повторял созвучия.
Он заучивал наизусть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал. Когда ему было четыре года, отец начал разучивать с ним на фортепиано менуэты и другие пьесы, словно в веселой игре. Через некоторое время он смог играть их с идеальной чистотой и в строгом ритме. Вскоре в нем проснулось желание творить самостоятельно. В пятилетнем возрасте Вольфганг сочинял небольшие пьесы, которые играл отцу и просил его записать их на бумаге.
Шестилетний трудоголик
В шесть лет юный музыкант уже играл сложные виртуозные произведения. Его родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Напротив, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не перенапрягался.
За это время мальчик незаметно для отца освоил скрипку и орган. Отец и друзья всегда поражались невероятно быстрому развитию ребенка.
Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжелой и однообразной, как его собственная. Ведь, несмотря на годы тяжелого труда, семья Моцартов жила в скромных условиях и часто не имела средств даже для того, чтобы расплатиться с долгами. Леопольд Моцарт был зажат и ограничен своим зависимым положением придворного музыканта. Именно поэтому талант его сына созрел так рано и породил надежду на то, что его жизнь сложится иначе - более интересно и обеспеченно. Отец решил взять мальчика и его талантливую сестру в концертное турне. Шестилетний музыкант отправляется покорять мир!
Первые гастроли
Сначала семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы - Париж и Лондон. В Лондоне Вольфганг познакомился со знаменитым музыкантом Иоганном Кристианом Бахом, младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на разницу в возрасте, Бах подолгу беседовал с ним о музыке, знакомил его со своими произведениями и работами великих мастеров прошлого и настоящего, играл с Моцартом в четыре руки, они оба импровизировали.
Семья Моцартов прожила в Лондоне больше года, и за это время дети дали множество концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но на этом концертные триумфы не закончились. Моцарты получили приглашение из Голландии и посетили Гаагу, Амстердам и другие города. В Голландии они провели девять месяцев. За это время Моцарт написал множество новых произведений, в том числе симфонию, шесть сонат для клавесина и скрипки и сборник каприччио для клавесина.
Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и сложностью. Юный виртуоз играл один и в четыре руки со своей сестрой на клавесине. Он играл одинаково сложные произведения на скрипке и органе. Он импровизировал (сочинял и играл одновременно) на заданную мелодию и аккомпанировал певцам на неизвестных ему произведениях. Вольфганга называли <<чудом XVIII. века».
Аристократическая публика также была заинтересована игрой маленького виртуоза. Мальчик был небольшого роста, худой и бледный. Одетый в тяжелый придворный костюм, расшитый золотом, с завитым и напудренным париком, как того требовала мода, он был похож на куклу фокусника. Чтобы развлечься, зрители заставляли ребенка играть на клавишах, накрытых полотенцем или платком, и исполнять сложные пассажи одним пальцем. Одним из любимых развлечений публики была проверка тонкого слуха. Вольфганг смог распознать разницу между интервалами восьмой ноты и определить высоту звука, записанного на любом инструменте или звучащем предмете.
Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре-пять часов. Тем не менее отец старался продолжить образование сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов своего времени, водил на концерты и в оперу, занимался с ним композицией. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки и фортепиано, а в Лондоне - симфонии, исполнение которых сделало его концерты еще более знаменитыми. Молодой виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Знаменитая, счастливая, но уставшая семья Моцартов вернулась в свой дом в Зальцбурге. На дворе стоял 1766 год.
Но долгожданный отдых длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и начал готовить его к новым выступлениям. Он начал интенсивные занятия композицией и работу над концертными программами.
Работа до седьмого пота
Тем временем поступали заказы на новые произведения, и молодой композитор упорно работал, чтобы сочинять музыку наравне со взрослыми. По заказу Венского оперного театра он написал комическую оперу «Маленькая и простая девочка» и успешно освоил этот сложный, новый для него жанр. Репетиции с артистами театра обещали хороший успех. Однако, несмотря на настойчивые усилия отца, первая опера Моцарта не была поставлена на венской сцене.
Вольфганг пережил свою первую неудачу. Он начал чувствовать зависть и неприязнь музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику. Для них Вольфганг перестал быть вундеркиндом и стал серьезным, уже известным композитором. Завистники боялись, что он померкнет в лучах своей славы.
Отец решил увезти Вольфганга в Италию. Он был уверен, что сын, покорив итальянцев своим необыкновенным талантом, займет достойное место в жизни. Моцарты, на этот раз двое, отправились в Италию, на родину оперы.
В течение трех лет (1770-1773) отец и сын посетили крупнейшие города страны - Рим, Милан, Неаполь, Венецию и Флоренцию. Во второй раз в жизни четырнадцатилетний Вольфганг пережил триумф. Его концерты имели оглушительный успех. Сложность и разнообразие выступлений поражали воображение.
Новые испытания
Моцарт также играл на органе в церквях, монастырях и соборах. Его концерты собирали так много слушателей, что ему приходилось помогать протискиваться в зал. Он также выступал как дирижер и певец-импровизатор. Концертная программа часто состояла исключительно из произведений самого артиста.
Миланский оперный театр, крупнейший театр в мире, известный своими замечательными и знаменитыми певцами, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понтийский». Вольфганг написал это сложное произведение за шесть месяцев и проделал великолепную работу. Опера была исполнена двадцать раз подряд с неизменным успехом и вызвала новый взрыв восхищения и изумления перед молодым гением. Моцарт получил заказы на новую оперу (<<Люций Сулла>>) и другие произведения.
Итальянцев также поразили фантастически хороший слух и блестящая память Вольфганга. Когда он исполнял полифоническое хоровое произведение в Сикстинской капелле в Риме, он запомнил его и записал по возвращении. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось только два раза в год. Выносить ноты из церкви или копировать их было запрещено, за это полагалось суровое наказание. Но даже церковь уступила дивному музыканту: Моцарт не брал с собой ноты и не копировал их, он просто выучил их наизусть!
Еще более необычным фактом стало избрание Вольфганга членом Болонской академии. Его недолгие занятия со знаменитым итальянским теоретиком и композитором Падре Мартини привели к поразительным результатам. За полчаса гениальный мальчик написал сложнейшую полифоническую композицию. Впервые в истории Академии ее членом стал столь юный композитор. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую победу.
Во время пребывания в Италии Моцарт расширил и обогатил свои знания. Творчество знаменитых итальянских композиторов, художников и скульпторов произвело сильное впечатление на открытого юношу. Он часто посещал оперы, концерты и народные праздники, тщательно изучал итальянскую вокальную, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные им в Италии и позднее, свидетельствуют о глубоком проникновении молодого композитора в характер и структуру итальянской музыки.
Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены.
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. Пришлось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Только что пережитая слава делала обратный путь еще более безрадостным. Забава надоела, увлечение прошло. Моцарт был скоро забыт. В Италии он уже больше никогда не был. Трудное, но счастливое детство и юность кончилось. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.
Возвращение на родину
Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижером своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть юношу. От своих слуг, кем был в его глазах Моцарт, Колоредо требовал полного подчинения.
Старый Моцарт, видя безвыходность положения, уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло. А сочинение церковной музыки, которую особенно любил граф, мелких развлекательных произведений его не удовлетворяло. Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях.
Никому не нужен Моцарт в Париже?!
Получив отпуск, Вольфганг с большим трудом отправляется в Париж вместе с матерью. Ему уже исполнилось 22 года. Неужели во Франции не захотят запомнить вундеркинда? Его талант вырос и окреп именно в эти годы. Он написал около трехсот произведений в разных жанрах. Он получил признание даже в Италии!
Но даже в Париже для Моцарта не нашлось места. Его попытки организовать концерт или получить заказ на оперу не увенчались успехом. Он жил в скромном номере гостиницы и зарабатывал на жизнь, давая за гроши уроки музыки. К тому же его мать заболела и умерла. Моцарт был в отчаянии. Впереди его ждало еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.
Творческим результатом поездки в Париж стали пять замечательных сонат для клавесина, в которых проявилась вся сила и зрелость таланта.
Здравствуй, Зальцбург
В 1775-1777 годах, которые он снова провел в Зальцбурге, Моцарт написал множество духовных произведений по заказу архиепископа, серенады для домашнего музицирования в частных домах, а также большое количество сольных концертов. Особого внимания заслуживают концерты для скрипки и фортепиано с оркестром. Здесь Моцарт достиг своего творческого пика в жанре сольного концерта. Большой популярностью пользуются скрипичные концерты ля мажор и ре мажор, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы.
Унизительное положение слуги музыканта делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф Колоредо даже запретил ему выступать в концертах без его разрешения. Чтобы еще больше унизить всемирно известного музыканта, он заставил его обедать со слугами в публичном зале, где композитор должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров. В это же время в Мюнхене с блестящим успехом шла новая опера Моцарта <<Идоменей, царь Критский>>.
<<Идоменей>> представляет собой важный этап в развитии оперного творчества Моцарта. Значение <<Идоменея>> заключается в том, что Моцарт взял лучшее из оперы seria и творчества Глюка, переосмыслил эти традиции в соответствии с собственными творческими принципами и тем самым приблизился к созданию опер, ставших вершиной его композиторской деятельности.
Успех «Идоменея» окончательно утвердил Моцарта в его давнем желании не возвращаться к зависимому положению придворного музыканта. Терпение Моцарта было на исходе, ничто не могло поколебать его твердого решения прекратить службу ценой потери материального благополучия. Он подал письменное прошение об отставке. Архиепископ не только отказался, но и встретил Моцарта рядом оскорблений. Моцарт подал прошение во второй раз: В ожидании ответа ему указал на дверь главный камергер архиепископа граф Арко. В результате Моцарт в течение нескольких дней был близок к нервному срыву. Придя в себя, он решил не возвращаться в Зальцбург, а остаться в Вене. В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца жизни. <Мое счастье начинается только сейчас>, - писал он отцу. Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы, когда его талант достиг своего пика.
Наконец-таки женат!
Вскоре композитор женился. Семейная жизнь Моцарта была в основном счастливой. Его женой стала Констанца Вебер, веселая, жизнерадостная, привлекательная девушка. Дружеские отношения между Вольфгангом и Констанцей быстро переросли во взаимную любовь. Чувства Моцарта усилились из-за совпадения имени его невесты с именем главного героя оперы, над которой он в то время работал. Однако их желанию соединиться мешали отец Моцарта и его мать Констанца. В августе 1782 года Моцарт был вынужден забрать невесту из дома матери и тайно обвенчаться с ней.
Жизнь в Вене и новая опера
Моцарт получил заказ от Немецкого театра в Вене на написание комической оперы <<Похищение из сераля>>. В это время в Вене, как и в других австрийских городах, распространялась итальянская музыка. Хотя это шло вразрез с народным вкусом, оно нашло поддержку в придворных кругах.
Написать национальную оперу на родном немецком языке было мечтой композитора. Опера Моцарта была с восторгом принята публикой. Только императору она показалась слишком сложной. <Ужасно много нот, мой дорогой Моцарт>, - сердито сказал он композитору. <<Столько нот, сколько нужно, ваше величество, - с достоинством ответил Моцарт.
Сюжет оперы <<Похищение из сераля>> типичен для оперы XVIII века. Но, несмотря на традиционность сюжета, ни в одной опере этого периода не было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств, такого глубокого проникновения в их психологию, такого интимно-поэтического воплощения лирических образов и такого остроумия и юмора в воплощении комических образов, как в опере Моцарта.
Ранняя жизнь Моцарта в Вене была трудной. Не имея постоянного заработка, без поддержки семьи и друзей и без прежних связей, он был вынужден работать до изнеможения: сочинять, давать уроки и выступать. Кроме того, ему приходилось заботиться об отце и сестре, которым он не мог помочь.
Успех оперы «Похищение из сераля» вновь открыл перед Моцартом двери дворцов и салонов венской аристократии. Он быстро установил контакты с различными меценатами и познакомился с известными европейскими музыкантами. В том числе он познакомился с Гайдном. В знак глубокого уважения к музыкальным достоинствам своего старшего современника Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил глубину таланта Моцарта. <<«Я считаю вашего сына величайшим композитором, о котором я когда-либо слышал», - сказал он отцу Моцарта.
В аристократических, светских и домашних кругах Вены того времени культивировалась инструментальная музыка - симфоническая и камерная, и в годы между <<Похищением из сераля>> и <<Женитьбой Фигаро>> (1782-1786) Моцарт написал большое количество концертов для различных инструментов, фортепианных сонат и фантазий, квартетов и других камерных произведений.
<<Женитьба Фигаро>> написана в традициях оперы seria. Однако по своим музыкальным и драматургическим принципам новаторства она представляет собой новое явление в истории музыкального театра XVIII века. Она представляет собой новое явление в музыкальном театре XVIII века. Опираясь на принципы, заложенные еще в «Похищении из сераля» и изложенные в предыдущих операх, Моцарт создал реалистическую комедию, в которой каждый исполнитель обладает своими индивидуальными музыкальными характеристиками, богатыми и разнообразными, раскрывающимися с разных сторон в зависимости от сценической ситуации по ходу действия оперы.
Свадьба Фигаро и Дон Жуан
Премьера «Свадьбы Фигаро» состоялась в Вене 1 мая 1786 года. Поначалу публика реагировала восторженно. Однако неприятие императором и придворными кругами нововведений Моцарта повлияло на судьбу оперы: как и «Похищение из сераля», после нескольких представлений она была исключена из репертуара венских театров. Однако музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромную популярность. Знаменитую арию Фигаро <<Мальчик игривый>> пели и играли на улицах Вены, в пивных и ресторанах, в садах и парках.
Это было трудное время для гениального композитора. Моцарт был лишен даже самых элементарных средств к существованию для себя и своей семьи - жены и детей.
Важным событием для Моцарта стал грандиозный успех оперы «Свадьба Фигаро» в Праге, которая вошла в постоянный репертуар оперного театра. Руководство театра предложило Моцарту написать оперу на выбранный им сюжет. Это было очень выгодно для Моцарта, так как временно избавляло его от финансовых трудностей.
Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Здесь его ценили и понимали, он с большим успехом выступал, слушал чешскую народную музыку и с большим энтузиазмом работал над «Дон Жуаном», который приводил в восторг исполнителей. Премьера «Дон Жуана» в Праге состоялась 29 октября 1787 года.
Эту оперу нельзя отнести к какому-либо определенному жанру. <<Дон Жуан - это синтез и взаимопроникновение высокой музыкальной трагедии и оперы seria. Сам Моцарт называл ее «комической драмой», желая подчеркнуть драматический характер оперы.
«Дон Жуан» был поставлен в Вене в мае 1788 года. Однако там она была принята довольно холодно. После возвращения Моцарта в Вену начался очередной этап материальных трудностей. В конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарт занял его место.
Новые произведения
Летом 1788 года Моцарт написал свои последние и величайшие три симфонии. Симфония ми-бемоль мажор пронизана танцевальными ритмами и интонациями. Лирико-драматическая соль-минорная симфония, самая популярная из симфоний Моцарта, - уникальное явление в симфонической музыке XVIII века по своей проникновенности и лиричности движений, предвосхитившее многое в романтическом симфонизме XIX века. Монументальная до-мажорная симфония <<Юпитер>> с грандиозным финалом сочетает сонатную форму с тройной фугой. Ее финал демонстрирует удивительное полифоническое мастерство композитора.
Материальное положение семьи Моцарта не улучшалось. Переутомление и постоянные материальные трудности угнетали и приводили в отчаяние великого композитора и постепенно разрушали его организм. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные турне. Однако они приносили ему лишь небольшой доход. Заказы на оперы долгое время не поступали.
Эта опера - философская сказка, в музыке ярко контрастируют образы света и тьмы, психологически тонко выражены чувства любящих друг друга Тамимо и Памины, не менее ярки простодушные, комедийные образы Папагено и Папагены - реальных фигур австро-немецкого народного театра. Таким образом, сказочные персонажи становятся живыми людьми с индивидуальными чертами характера.
Последняя опера
Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта. Еще до завершения оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, которые долгое время казались загадочными. К нему явился человек в черной одежде, заказал реквием и исчез. Больше Моцарт его не видел. Этот визит произвел на него ошеломляющее впечатление: поскольку он уже давно болел, Моцарт воспринял заказ на заупокойную мессу как предсказание своей скорой смерти. Позже это прояснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга цу Штуппаха, который имел привычку заказывать различные произведения для нуждающихся композиторов, покупать их бесплатно и издавать под своим именем. Так он хотел поступить и с «Реквиемом» Моцарта.
В лихорадочной спешке Моцарт начал работу над Реквиемом, своим последним произведением, которое он сочинил одновременно с «Волшебной флейтой». Композитор не смог завершить Реквием: Работа над этим великим произведением была прервана смертью. Ученик Моцарта Зюсмаер завершил его на основе оставшихся эскизов и черновых записей.
Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки литургической службы. Средствами хора, вокального квартета и симфонической службы. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийный, грандиозный образ Страшного суда, великую боль и скорбь по утраченным близким, любовь и веру в человечество.
Смерть Моцарта
Моцарт умер в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песню Папагено <<Я известный птицелов>> из <<Волшебной флейты>>. Причина смерти Моцарта до сих пор вызывает споры. Знаменитая легенда о том, что Моцарт был отравлен композитором Сальери, до сих пор поддерживается некоторыми музыковедами. Однако документальных подтверждений этой версии не существует.
Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Поскольку у его осиротевшей семьи не было денег, великого композитора похоронили не в собственной, а в общей могиле. Точное место захоронения неизвестно до сих пор.