Найти в Дзене
Записки злого юриста

Поиски правды в Миграционных отделах МВД

Случилось тут у меня приключение. Из любопытства запросила я справку адресного учёта. И там в прописанных лицах в моей квартире оказалась чужая женщина. А что в таких случаях делать? Выяснить, откуда она взялась, и как её выписать. Выяснять я пошла в орган, который эту справку мне выдал. В миграционный отдел МВД. Сначала, разумеется, я туда позвонила. Кто-то не взял трубку, кто-то ответил, что мне не сюда, а туда, в другой отдел, потому что здесь только база, а прописками занимаются там-то. Попытка № 1 Визит в первый отдел привнёс в жизнь немного опыта общения с мигрантами. Женщина, плохо говорящая по-русски, заявила, что она "пиринимат пирисяг" и уже без пяти минут гражданка РФ, а потому запись через Госуслуги на приём - это признак шайтана и её не колышет. Она пойдёт первая, потом её муж - и остальные права остальных граждан РФ ей до лампады. Очередь из чернобровых и черноглазых ей дружно загудела в знак одобрения. Однако возгласы из кабинетов типа "Кто на 10.00?" охладили их пыл

Случилось тут у меня приключение. Из любопытства запросила я справку адресного учёта. И там в прописанных лицах в моей квартире оказалась чужая женщина.

А что в таких случаях делать? Выяснить, откуда она взялась, и как её выписать.

Выяснять я пошла в орган, который эту справку мне выдал. В миграционный отдел МВД. Сначала, разумеется, я туда позвонила. Кто-то не взял трубку, кто-то ответил, что мне не сюда, а туда, в другой отдел, потому что здесь только база, а прописками занимаются там-то.

Попытка № 1

Визит в первый отдел привнёс в жизнь немного опыта общения с мигрантами. Женщина, плохо говорящая по-русски, заявила, что она "пиринимат пирисяг" и уже без пяти минут гражданка РФ, а потому запись через Госуслуги на приём - это признак шайтана и её не колышет. Она пойдёт первая, потом её муж - и остальные права остальных граждан РФ ей до лампады.

Очередь из чернобровых и черноглазых ей дружно загудела в знак одобрения. Однако возгласы из кабинетов типа "Кто на 10.00?" охладили их пыл. Очередь двинулась.

Но мне не везло. Вопросами адресно-справочными занималась девушка, которая очень хорошо накрасилась, нарядилась в клетчатый пиджак, но не успела прочитать Административный регламент, которым, собственно, эти услуги регламентируются. Мне нужна была консультация, и судя по записи, я должна была получить её в 10.30. Но нет.

"Ждите", "ждите" - при этом люди, которые спросить, поставить штампик, забрать паспорт, отдать паспорт, выписать умершего - влетали и вылетали из кабинета, невзирая на очередь. Из вежливости я подождала, пару раз сообщила, что время приёма истекло 15/30 минут назад - "ждите". Ок.

Через час зашла и спросила: вы примете? Или изучить регламент вас заставит только жалоба?

Девушка была занята очень серьёзной работой. Складывала карточки в коробочку. Выравнивала их аккуратненько по уголкам, и складывала, потом прихлопывала сверху, и добавляла ещё карточки. Не спеша. После слов о жалобе спросила: "Что у вас?".

Я проблему изложила. Девушка говорит: вы не туда обратились. Где справку запрашивали, туда и обращайтесь. Я объясняю, что прописками по данному адресу занимаются здесь, и справка - лишь информация, давайте выяснять по адресу. Она глазками хлопает и говорит, что это не в её компетенции - справки. Сотрудник, который занимается вопросами адресно-справочными.
Ок, говорю. А куда мне обратиться с этим вопросом? А туда, кто вам справку выдал. В районный отдел. У них в реестре есть ваш запрос, они просто распечатают и заверят.

Попытка №2.

Иду в другой, районный миграционный отдел. Там дама с лицом в стиле "не подходи к начальнику", хотя и не начальник. Бестолковится начала с порога: не понимаю, чего вы хотите, это не к нам, какая справка, ничего не знаю. Видимо, привыкла общаться с товарищами, которые не могут ответить.

В итоге я добралась до начальницы. Которая главная, с лицом "я начальник, не подходи, чего надо, отвали". Ха, если надо - у меня тоже лицо не хуже. Начали общаться. Она отделаться не может, очередь волнуется (скандальная гражданка застопорила приём граждан) и выгнать меня нельзя: я ещё не получила консультацию, а регламенты я очень хорошо знаю и использую, когда надо. В итоге начальница взбесилась, но успокоилась, услышав про жалобы в разные органы (очень хорошая вещь в нужной дозировке, рекомендую). Предложила варианты решения проблем, смотрела глазами мокрого спаниеля.

Решение

В этот технологичный век меня спасла обычная женщина пенсионного возраста в "паспортном столе" нашей Управляющей компании. Но не сразу.

Сначала я пришла в этот паспортный стол, интеллигентная женщина пожала плечами и сказала, что может выдать лишь выписку из домовой книги и справку о составе семьи (по содержанию они не отличались, только названием). Выдала с ошибкой в дате рождения дочери и опечаткой в фамилии. Исправили.

В остальном сказала, что "ничо не знаем, в наших данных только такие данные" и послала в суд.

"Ну ё-маё, 3000 за небрежность третьих лиц", - подумала я. В силу некоторых обстоятельств для меня сейчас это ничего себе деньги.

Во второй заход я привычно начала возмущаться и размахивать жалобой. Старший специалист и ведущий специалист от греха подальше сплавили меня в кабинет к просто специалисту. Просто специалист оказалась пожилой женщиной с платочком на плечах, конопёшкой на голове и милых очках.

Она выслушала, с полуслова поняла проблему, пошаркала к деревянному ящичку с архивом, и достала карточку с регистрацией снятия с учёта с пришпиленной копией свидетельства о смерти прежней собственницы. Которая у меня прописана до сих пор.

"Непонятно. Она снята с учёта у нас". А в базе - нет.

Сошлись на том, что она сегодня как раз идёт в этот отдел миграции регистрировать снятых с учёта граждан, и возьмёт эту карточку, чтобы по ней внести данные. Которые, вообще-то, уже внесены, и вот он штамп УФМС стоит. Но почему-то в базе другие данные.

Посмотрим. Возможно, получится обойтись без судов и госпошлин. Оказалось, для себя собираться в суд очень тяжко.

Выводы:

  1. Если навернётся система - это конец. Причём это касается любой ИС, где содержатся ключевые данные граждан. Потому что, как оказалось, достоверные данные о регистрации держатся на вот таких вот бабушках и бумажных карточках, а карточки и бумажные архивы уже несколько лет как не предусмотрены регламентом. Молодые сотрудники их не ведут. А вот бабушки - ведут, вопреки регламенту и правилам, на энтузиазме. Без печатей и подписей, но хоть так.
  2. Девочки в миграционных отделах работают как плохо заточенные ножи, если понимаете аналогию. Просто очень плохо. При этом синдром вахтёра цветёт пышно и доносится из кабинетов, не стесняясь посетителей. +1 жалоба есть, надо бы вторую, но после посещения этих отделов я странно вымотана. В других присутственных местах такого не было. И от этого грустно мне, как бывшей госслужащей. Мы всё-таки работали иначе и старались идти людям навстречу.
  3. Я растеряла борзость со времён работы в суде. Но по-прежнему чертовски здорово смотрюсь в отражении стеклянных шкафов, и это придаёт уверенности в спорах с чиновниками. Если есть возможность, поглядывайте на себя в отражении зеркал и стекол в кабинетах - это хорошо поддерживает и мотивирует.

И самокритика:

Растеряла навык конструктивной ругани, когда нужно защитить собственные интересы. Для клиентов - всё ок, но для себя - сложно, просто ступор. Это странно и с этим надо поработать.

И традиционно вопросы: проверяете остатки прописанных в квартире? Были инциденты?

И личный вопрос юристам. Как вам судиться за себя: легче/труднее? И почему? Для меня прямо неприятное открытие. Жду ваше мнение в комментах.