“Природа не спешит, но все свершается” — Лао-цзы
Вы когда-нибудь мечтали сбежать от городской суеты, хотя бы на время, в уединённое место на горе? Туда, где вы сможете почувствовать единение с природой. Где ваше сердце обретёт покой... Звучит заманчиво, не так ли?
Что ж, некоторые из самых мистических, живописных, окутанных облаками высокогорных гор мира находятся в Китае. В древнем центре даосизма и тайцзи находится один из таких горных хребтов, известный как Уданшань.
Горы Уданшань и их древние храмы, расположенные в центральной провинции Китая Хубэй, уже давно являются домом для тех, кто посвятил свою жизнь Дао, или Пути.
Бессмертный основатель Тайцзицюань
Давным-давно, задолго до того, как толпы страстных паломников начали взбираться по бесконечным каменным лестницам на величественные вершины Уданшань, жил-был легендарный человек по имени Чжан Саньфэн.
Мастер Чжан родился в XII веке во времена династии Южная Сун, и считается, что он прожил более 130 лет. Никто не знает, когда именно он «исчез», но говорят, что он достиг бессмертия при жизни.
Согласно официальному труду «История династии Мин», Чжан был высоким мужчиной ростом 2,1 метра с благородной осанкой. Он круглый год носил одну и ту же даосскую одежду. Он отказался от мирской жизни, богатства, собственности — даже от мирских желаний — и решил жить как отшельник. После нескольких лет скитаний он наконец поселился в горах Уданшань.
“Однажды эта гора станет очень знаменитой”, - заявил он.
Мастер Чжан был непревзойденным мастером боевых искусств, владевшим шаолиньским кунг-фу, китайским прямым мечом и многими другими стилями боевых искусств.
И всё же он также овладел внутренними боевыми искусствами и, что наиболее известно, считается основателем медленной духовной дисциплины тайцзи.
Согласно легенде, однажды ночью к мастеру Чжану во сне явилось даосское божество Нефритовый император. Великий Нефритовый император, правитель небес, обучил мастера Чжана тайнам Дао. Проснувшись, он решил основать практику боевых искусств, основанную на внутренней энергии, а не на физической силе; боевое искусство, в котором уступчивость побеждает агрессию, а мягкость — жёсткость.
Так появился тайцзи-цюань, или тайцзи.
Тайцзицюань мастера Чжана подвергся испытанию, когда на него напала банда бандитов. Никакое количество ударов руками и ногами не могло свалить мастера Чжана (если вы когда-нибудь смотрели фильм "Кун-фу хастл", вы, возможно, знакомы с тем, насколько неуловимым может быть мастер тайцзицюань.). Поскольку он продолжал уклоняться от нападавших, они в конце концов выдохлись, и тогда он с легкостью сразил их.
Когда император Пишет
Хотя сегодня тайцзи в основном известно как мягкое боевое искусство, которое может улучшить ваше здоровье, на самом деле на протяжении веков эта практика сильно отошла от своего изначального предназначения. То, что изначально основал мастер Чжан, задумывалось как практика самосовершенствования или духовного возвышения.
«Что необходимо для практики Дао, — как сказал Мастер Чжан, — так это избавиться от желаний и тревог. Если эти страдания не устранить, невозможно достичь стабильности. Это подобно плодородному полю. Пока не будут убраны сорняки, оно не сможет дать хороший урожай».
«Желания и размышления — это сорняки в сознании, — сказал он. — Если вы не избавитесь от них, концентрация и мудрость не разовьются».
Будучи мудрецом, он давал советы многим императорам по государственным и военным вопросам. Но найти мастера Чжана было непросто.
Однако императору Юнлэ, третьему императору династии Мин, повезло, и он получил ответ на своё письмо. Мастер Чжан знал, что у императора есть всё, кроме долголетия, и поэтому ответил императору, написав, что ключ к долголетию — обрести умиротворение, отказавшись от мирских желаний.
Император был так благодарен за совет, что объявил Уданшань королевской горой и приказал построить на горе Уданшань 9 дворцов, 72 храма и 36 монастырей, чтобы ещё больше продвигать учение Дао.
Именно поэтому сооружения храма Удан, которые мы видим сегодня, напоминают архитектуру династии Мин XV века.
Предсказание мастера Чжана сбылось — Удан стал очень известным.
Старый Мудрец
Около 2500 лет назад, примерно в то же время, когда Будда Шакьямуни преподавал на Индийском субконтиненте, Лао-цзы и Конфуций преподавали в Китае.
«Записи Великого историка» рассказывают о том, как Конфуций искал великого даоса Лао-цзы, чтобы учиться у него. Эта встреча настолько потрясла Конфуция, что он три дня не мог вымолвить ни слова. Другими словами, целых три дня Конфуций ничего не говорил.
Когда Конфуций наконец нарушил молчание, он сказал: «Я знаю, как птица может летать. Я знаю, как рыба может плавать. Но я не знаю, как Лао-цзы мог подняться и полететь, как величественный дракон, парящий в облаках».
Прежде чем Лао-цзы покинул Китай через Западные ворота, чтобы больше никогда не вернуться, он оставил после себя свои учения, записанные 5000 китайскими иероглифами, — книгу, ныне известную как «Дао Дэ Цзин». Хотя Лао-цзы не упоминается как путешествовавший по горам Удан, его Дао путешествовало.
Пережить культурную революцию
Даосизм играл такую важную роль в традиционной китайской культуре и философии, что стал мишенью во время Культурной революции Мао Цзэдуна (1966–1976). Материалистическая, ультралевая идеология Коммунистической партии Китая не оставляла места для Дао, Пути Вселенной или закона природы.
Вместо этого партия учила поколения китайцев «бороться с небом и землёй», цитируя Мао. В разгар Культурной революции маоистские «красные охранники» убивали даосских монахов и монахинь, заставляли их вступать в брак и отправляли в трудовые лагеря. Они сжигали их священные книги и разрушали даосские храмы по всему Китаю.
Они также намеревались разрушить исторические храмы Удана.
Но на ступенях храма Красную гвардию встречала 100-летняя даосская монахиня Ли Чэнъю. Она заклеила себе губы клеем, прежде чем сесть на ступени храма и медитировать без остановки в течение нескольких дней в знак ненасильственного протеста.
Красные гвардейцы были поражены её решительностью и пощадили её. Храмы в этом районе были сохранены, и нескольким даосам было позволено остаться.
Внутренний покой
Независимо от того, ищете ли вы Дао, тихое место для обретения спокойствия или просто впечатляющие пейзажи, добавление Уданшань в ваш список желаний может стать хорошей идеей.
Прогулка среди окутанных облаками храмов, когда в воздухе витает аромат благовоний, разноцветные молитвенные флаги развеваются на свежем горном ветру, а группы мастеров боевых искусств совершают медленные плавные движения на фоне захватывающих дух гор, — это глубоко духовный опыт.