Эльдар Рязанов старался снимать кино про людей – современные живые фильмы, в которых зрители часто видели себя, узнавали свои чувства. На экранах словно транслировались фрагменты их жизни, которые режиссёр разбавлял добротой и юмором. Его картины можно смотреть вечно, ведь современные режиссёры ничего подобного, к сожалению, предложить не могут.
«Кинематографу подвластно всё» – знаменитые слова Эльдара Александровича, с которыми трудно не согласиться. По мнению Рязанова фильмы легко передают все тонкости и секреты, которые таит в себе человеческая душа. Многие картины великого режиссёра стали культовыми, а их съёмки сопровождались интересными историями, о которых мы и расскажем в рамках сегодняшней статьи.
Искусство требует жертв
Рязанов часто говорил, что картина «Девушка без адреса» не входит в число его любимых. Он отмечал, что она была гораздо слабее многих его предыдущих работ. Главную роль он планировал предложить Людмиле Гурченко, но актриса была отстранена от киносъёмок, и её место заняла юная Светлана Карпинская. Ранее студентка ЛГУ в кино не снималась, она и мечтать не могла, что её дебют состоится в фильме Эльдара Рязанова.
Сцена, где её героиня Катя сидит на лавочке и мокнет под дождём, снималась уже зимой. Декабрь тогда был морозный, от холода у актрисы зуб на зуб не попадал, но попросить перерыв она не осмеливалась. На помощь Светлане пришёл актёр Эраст Гарин, заметив, что та находится на грани обморока, он потребовал остановить съёмки и вызвать доктора. Следующие две недели Карпинская провела в лазарете, к выражению «Искусство требует жертв» она отнеслась слишком фанатично.
Лев он и в кино лев
Самым необычным актёром в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» был лев по кличке Кинг, которого съёмочная группа позаимствовала у архитектора Берберова. Профессиональные дрессировщики с большой кошкой никогда не работали, что и было видно по ходу съёмок. Царь зверей отличался упрямым характером, заставить его выполнять какие-то действия была та ещё задачка.
Например, эпизод, в котором лев совершает прыжок в окно склада с матрёшками, снимали целых четыре дня. Актёры, конечно же, боялись Кинга, но Андрею Миронову пришлось свой страх укротить, чтобы воплотить в жизнь идеи режиссёра. Полностью подчинить себе дикого зверя невозможно, ведь им руководит природный инстинкт хищника.
Однажды в перерыве между съёмками лев набросился на человека, разъярённую африканскую кошку пришлось застрелить. Этот инцидент отбил у Эльдара Рязанова желание использовать в своих фильмах хищных животных. Такие съёмки несли в себе реальную опасность, и режиссёр не собирался в будущих картинах подвергать риску жизни своих подопечных.
За изобретение «пять», а по предмету «неуд»
Сцена в бане стала одной из самых запоминающихся в картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Что интересно, она снималась совсем не в бане или сауне, а в одном из помещений «Мосфильма», которое, кстати, плохо отапливалось. Декораторы хорошо постарались, сумев создать соответствующий интерьер, но актёров и массовку такая красота мало радовала, ведь на них были одни простыни, а в помещении было очень холодно.
Чтобы хоть как-то облегчить участь мёрзнущих, один из актёров принёс на съёмочную площадку спиртное и подменил ним «алкоголь» в кадре. Рязанов быстро заметил красный румянец на щеках своих подопечных, тогда он дал помощникам указание проверять сумки артистов на входе. Правда это или байка – неизвестно, но учитывая менталитет и смекалку русского мужика, вероятность подлинности данной истории очень высока.
«Плакали мои денежки»
На съёмках лирической трагикомедии «Служебный роман» актёру Олегу Басилашвили довелось пережить парочку не слишком приятных мгновений. У артиста не было водительских прав, да и автомобилем он никогда не управлял, а тут в одной из сцен ему необходимо было сесть за руль. Конечно же, актёра потренировали, и вроде бы он всё усвоил, но видать не до конца. В итоге газетный киоск был разнесён в щепки, а сам «горе-водитель» отделался лёгким испугом.
«Я сел за руль, завёл машину и поехал, первые секунды было всё хорошо. Камера была установлена в самом киоске, ну я и ехал прямо на неё, как было мне велено. Вдруг перед автомобилем появляются две девушки, я от неожиданности вместо педали тормоза давлю на газ. Слава Богу, они успели отпрыгнуть в сторону, а я благополучно протаранил киоск «Союзпечать». Когда я увидел на капоте разбитую видеокамеру, то понял: плакали мои денежки», – вспоминал с иронией свою порцию адреналина Олег Басилашвили.
Ради роли ел тюремную баланду
Олег Басилашвили был одним из любимых актёров Эльдара Рязанова, дал режиссёр ему роль и в романтической комедии «Вокзал для двоих». Чтобы вжиться в роль своего персонажа артисту пришлось в течение месяца жить в настоящей тюрьме. Осуждённым переодетый в зека актёр не нравился, при первом удобном случае они пытались его задеть или ударить.
Чтобы войти в доверие арестантов, которых привлекли к съёмкам в массовке, Басилашвили даже отдавал им часть своего «пайка». Постепенно отношения между актёром и осуждёнными наладились. А один из заключённых стал даже «тюремным наставником» для артиста: учил его, как правильно вести себя на зоне, а взамен попросил упомянуть его в картине. Басилашвили оказался благодарным учеником, не забыл о просьбе «учителя» и увековечил того в фильме, упомянув его фамилию фразой: «Онофренков, кончай!»
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще