В нишах Белой гостиной Музея Фаберже экспонируется серия декоративных фарфоровых тарелок «Розы», выполненная в живописной мастерской князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском. В день рождения этого известного государственного деятеля, служившего четырём монархам, коллекционера и мецената мы решили подробнее рассказать о его насыщенной жизни и творческих «затеях».
Служба длиною в полвека
В 1772 году Николай Борисович Юсупов, в возрасте 21 года, отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился с европейскими монархами,
а также со многими выдающимися художниками, поэтами и философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом... По возвращении на родину молодой князь начал выполнять дипломатические поручения императрицы Екатерины II в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В частности, он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа.
1790-е годы — стремительный взлёт карьеры Николая Юсупова. Он в полной мере демонстрирует преданность русскому престолу. При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях Александра I и Николая I.
В это время государственная служба всё теснее связывает Юсупова с различными видами искусств. С 1791 г. он занимает пост директора Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (например, по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале). С 1792 г. он также является директором Императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры. В 1794 году Николай Борисович избран почётным членом Академии художеств, а в в 1797 году Павел I отдал в его ведение Эрмитаж, где размещалось императорское художественное собрание. По поручению царского двора Юсупов заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей.
Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия — эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.
Новый важный этап жизни князя Николая Юсупова начинается в 1810 г., когда он приобрёл у Марии Адамовны Голицыной за 245 тыс. рублей усадьбу Архангельское. В состав проданного имущества вошли также знаменитая голицинская библиотека и завод по производству стекла. Основной принцип организации имения князь подытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.:
«Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться… заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».
Живописная мастерская князя Н.Б. Юсупова
Юсуповский фарфор, возникший как «ученая прихоть» и усадебная «затея», стал исключительным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства XIX века. Концепция художественной отделки фарфора принадлежала самому владельцу. Его эстетические предпочтения были подкреплены многолетним опытом коллекционера, общением с ведущими художниками Европы, знакомством с деятельностью фарфоровых мануфактур Вены, Севра, частных заводов Парижа, а также собственной практикой руководителя художественной промышленности.
С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил французский живописец Август Филипп Ламбер, приглашенный князем из Севра. При нем «фарфоровое заведение» было расширено, увеличено число живописцев и учеников, усовершенствована технология росписи и обжига и значительно обогащена тематика росписей. Именно под руководством Ламбера были созданы самые известные произведения Юсуповского фарфорового заведения, в том числе серия тарелок «Розы» по ботаническому атласу П.-Ж. Редуте.
Серия «Розы»
Образцом для росписи на тарелках послужили раскрашенные гравюры трехтомного атласа «Розы», хранившегося в усадебной библиотеке князя в Архангельском. Считается, что составитель атласа — известный французский ботаник Пьер-Жозеф Редуте, бывший также придворным художником Жозефины Богарне, изобразил розы, произраставшие в ее саду в Мальмезоне.
Предлагаем вам пролистать галерею, чтобы рассмотреть каждое произведение в отдельности.
Мастера Юсупова творчески относились к копированию изображений из атласа, зачастую перерабатывали их или опускали незначительные, на их взгляд, детали. Так, при переносе изображения с прямоугольного графического листа на круглое зеркало тарелки художник мог исключить из композиции несколько мелких бутонов и веточек или изменить расположение некоторых цветов и листьев друг относительно друга. Изображения цветов воспроизводились на тарелках с указанием названия сорта.
В ноябре 2024 г. в Лектории Музея Фаберже пройдет цикл лекций хранителя императорского фарфора Государственного Эрмитажа И. Р. Багдасаровой, посвящённый истории русского фарфора и традиции его коллекционирования. Приглашаем!
Подробная информация: https://fabergemuseum.ru/sobyitiya/lektorij/