Найти в Дзене
SmartMoto

Подключение пультов "Харлей" на м/ц "Урал"

Оригинальные пульты, которые устанавливались на мотоциклы «Урал» в 80-х и 90-х годах производства ИМЗ, не всегда отличались высоким качеством и оригинальным дизайном. А на мотоциклах «Урал» ранних годов выпуска и вовсе отсутствовали некоторые органы управления на руле. Поэтому владельцы «Уралов» ищут альтернативные варианты, одним из которых являются китайские копии пультов от мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». Стоит отметить, что качество этих пультов, учитывая их невысокую стоимость, просто превосходное. Они обладают металлическим корпусом и имеют качественные и удобные кнопки. Особенностью этих пультов являются кнопки поворотов без фиксации. В большинстве мотоциклов во всём мире используется только один
фиксированный переключатель на левом пульте, в то время как на «Харлее» установлено две кнопки без фиксации на каждом пульте. Как работают поворотники на «Харлей-Дэвидсоне»? В «Харлее» реализована кнопка без фиксации, которая замыкает цепь при нажатии и размыкает её при отпускании. Сигна
Рисунок 1 Внешний вид китайских пультов «Харлея»
Рисунок 1 Внешний вид китайских пультов «Харлея»

Оригинальные пульты, которые устанавливались на мотоциклы «Урал» в 80-х и 90-х годах производства ИМЗ, не всегда отличались высоким качеством и оригинальным дизайном. А на мотоциклах «Урал» ранних годов выпуска и вовсе отсутствовали некоторые органы управления на руле.

Поэтому владельцы «Уралов» ищут альтернативные варианты, одним из которых являются китайские копии пультов от мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». Стоит отметить, что качество этих пультов, учитывая их невысокую стоимость, просто превосходное. Они обладают металлическим корпусом и имеют качественные и удобные кнопки.

Особенностью этих пультов являются кнопки поворотов без фиксации. В большинстве мотоциклов во всём мире используется только один
фиксированный переключатель на левом пульте, в то время как на «Харлее» установлено две кнопки без фиксации на каждом пульте.

Как работают поворотники на «Харлей-Дэвидсоне»?

В «Харлее» реализована кнопка без фиксации, которая замыкает цепь при нажатии и размыкает её при отпускании. Сигнал от этой кнопки поступает на реле поворотов, которое включает мигание поворотников. При повторном нажатии они отключаются.

Вы можете спросить: «Зачем это нужно?» В «Харлее» предусмотрена функция автоматического отключения поворотников в зависимости от скорости движения мотоцикла. С фиксирующей кнопкой этого достичь невозможно, так как контроллер внутри реле не может дотянуться до руля, чтобы нажать кнопку и разомкнуть цепь.

Алгоритм работы поворотников «Харлея»

Алгоритм работы поворотников учитывает скорость движения, поэтому в оригинальное реле поступает сигнал о скорости. Если мотоцикл стоит на светофоре или медленно катится с включёнными поворотниками, они продолжают работать и не отключаются. Как только мотоциклист завершает поворот и начинает активно двигаться и набирать скорость, поворотники автоматически отключаются

К сожалению, я не смог найти более точного описания алгоритма в интернете. На иностранных сайтах пишут, что производитель подбирает режимы для каждой модели на основе статистических данных.

В целом, описанная функция весьма удобна для водителей, которые порой забывают выключить поворотники и продолжают движение с мигающими огнями, создавая путаницу на дороге.

Однако вернемся к мотоциклам «Урал». После приобретения китайских пультов от «Харлея» возникает вопрос: как подключить поворотники без фиксации? Где найти схему подключения и где приобрести реле поворотов?

Давайте рассмотрим несколько альтернативных вариантов решения этой проблемы. Критериями оценки каждой из них станут цена, функциональность, габариты и удобство монтажа или сборки схемы.

Решение №1:

Наиболее предпочтительным вариантом является приобретение «Smart-relay» от бренда «SmartMoto». Это реле поворотов специально предназначено для управления огнями в электрической схеме мотоциклов, оснащенных пультами без фиксированных контактов, таких как «Харлей».

Характеристики:

Габариты – 78х50х26 мм;

Масса нетто – 200г , брутто в упаковке;

Напряжение питания – с9…18 вольт;

Потребление без нагрузки – 0,2 А;

Ток нагрузки 7,5 А;

Температура эксплуатации -40 +50 С0;

Режим автоотключения – есть;

Комплект поставки: реле в корпусе, ответный разъем с проводами, инструкция

Рисунок 2 – Внешний вид устройства
Рисунок 2 – Внешний вид устройства
Рисунок 3 – Схема подключения
Рисунок 3 – Схема подключения

Описание работы Smart-relay

Устройство содержит две независимые функции: функцию управления поворотниками и головным светом.

  • Включение поворотников осуществляется путем кратковременного нажатия левой или правой кнопки пульта.
  • Отключение поворотников осуществляется путем кратковременного нажатия соответствующей кнопки пульта или кратковременным зажатием двух кнопок.
  • При зажатии одновременно двух кнопок включается режим «аварийка», когда моргают одновременно правый и левый поворот.
  • Частота мигания света указателей поворота 90 раз в минуту в соответствии с ГОСТ 33989-2016
  • Функция свечения поворотников как габариты. Через сервисный режим можно включить режим, когда поворотники после включения зажигания постоянно светятся в качестве габаритов и моргают после нажатия на кнопку.
  • Частота моргания поворотников не зависит от сопротивления ламп, поэтому допускается использование в поворотниках светодиодов.
  • Функция управления светом позволяет экономить заряд аккумулятора в момент прогрева двигателя. В момент включения зажигания на реле К1 подается питание и гаснет головной свет или габариты (смотря какая цепь подключена). После первого нажатия тормоза реле К1 отключается и включается головной свет. Функцию можно отключить через сервисный режим.
  • Функция автоотключения поворотников. Реле принимает сигналы о частоте вращения двигателя, и при удержании оборотов более 1500 об/мин не менее 3 секунд, поворотники отключаются через 6 секунд (карта 1). В реле предусмотрено 8 карт отключения оборотов. Выбор карт осуществляется в соответствии с алгоритмом, описанным далее по тексту. Прием сигнала о работе двигателя осуществляется через провод, который необходимо намотать 4-5 витков поверх высоковольтного провода (без физического подключения контактов). По умолчанию на новом устройстве установлена карта 1.

Реле оснащено дополнительной полезной функцией, которая позволяет управлять светом. На пультах «Харлей» нет кнопки отключения фары, предполагается, что после включения зажигания габариты и ближний сразу же работают.

При активации функции управления светом при первом нажатии тормоза будет включаться свет. Функция полезна для экономии заряда АКБ в момент прогрева двигателя до начала движения, т.к. генератор на «Уралах» слабый и на холостых выдает малый заряд АКБ.

При желании можно функцию управления светом отключить следуя по алгоритму. Функцию отключения и включения фары можно использовать и как противоугонную систему если вместо фары подключить цепь подачи напряжения на систему зажигания.

Для повышения безопасности и заметности на дорогах в реле предусмотрена функция, при которой поворотники работают в режиме габаритов и постоянно светятся.

Плата реле внутри корпуса надежно защищена специальным компаундом см. Рис.4

Рисунок 4 – вид устройства под крышкой
Рисунок 4 – вид устройства под крышкой

Алгоритм программирования реле, изменение заводских настроек:

1. Смена режима «поворотник-габарит»

- зажмите левый поворотник и тормоз;

- включите зажигание и ожидайте три секунды, далее отпустите кнопку поворотов и тормоза;

- далее происходит однократное моргание поворотников сигнализируя о переходе в сервисный режим;

- нажатием кнопки левого поворота смените режим работы поворотников. Если поворотники постоянно горят, значит режим «поворотник-габарит» активирован, если не горят режим деактивирован.

- после выбора режима работы отключите зажигание и выдержите паузу три секунды. Контроллер реле произведет запись в память текущих настроек.

2. Смена режима управления светом:

- зажмите левый поворотник и тормоз;

- включите зажигание и ожидайте три секунды, далее отпустите кнопку поворотов и тормоза;

- далее происходит однократное моргание поворотников сигнализируя о переходе в сервисный режим;

- кратковременным нажатием тормоза проведите смену работы режима света. Если фара светится, значит режим деактивирован. Если не светится значит режим активирован и после выключения зажигания фара также не будет светится и включится после первого нажатия на педаль тормоза.

- после выбора режима работы света отключите зажигание и выдержите паузу три секунды. Контроллер реле произведет запись в память текущих настроек.

3. Смена карт автоотключения:

- зажмите левый поворотник и тормоз;

- включите зажигание и ожидайте три секунды, далее отпустите кнопку поворотов и тормоза;

- далее происходит однократное моргание поворотников сигнализируя о переходе в сервисный режим;

- кратковременно нажмите правую клавишу поворотов. Реле сбрасывает память на карту автоотключения №1 (см. таблицу карт) при дальнейшем нажатии включается карта №2 и т.д. Номер выбранной карты сигнализируется свечением фары и поворотников (см. таблица).

-после выбора карты автоотключения, отключите зажигание и выдержите паузу три секунды. Контроллер реле произведет запись в память текущих настроек.

-5
Рисунок 5 – Свечение ламп в сервисном режиме сигнализирует о выбранной карте автоотключения
Рисунок 5 – Свечение ламп в сервисном режиме сигнализирует о выбранной карте автоотключения

Итого по решению №1

Цена – 3000 руб.;

Функционал 10/10, функционал богат, приведен выше по тексту;

Габариты, мм – 78х50х26;

Удобство монтажа – 10/10, удобное подключение, корпус реле можно разместить в фаре.

Решение №2

В качестве альтернативного решения для подключения пультов это использование реле 23.3777 от а/м «Ваз». Схема подключения только одной группы поворотников приведена ниже. Стоит отметить, что приведенную схему необходимо повторить дважды для правой и левой группы поворотников, и дополнительно к реле 23.3777 необходимо будет докупить реле поворотов.

К плюсам можно отнести возможность купить в любом сельском магазине автозапчастей.

К минусам – отсутствие автоотключения, несинхронность работы при включении аварийки, слабая надежность от наличия контактов на открытом воздухе в условиях эксплуатации мотоцикла.

Цена 2100 руб. (два реле 23.3777 по 600 руб.+ два реле поворотов по 300 + колодки для подключения по 150 руб.)

Габариты, мм – 60х100х50

Удобство монтажа 6/10 – сложно эту конструкцию собрать, а еще сложнее ее где-то зафиксировать

Рисунок 6 – Внешний вид реле 23.3777 и схема подключения
Рисунок 6 – Внешний вид реле 23.3777 и схема подключения

Решение №3

В качестве альтернативного решения для подключения пультов – это использование стандартных 5-ти контактных реле от а/м «Ваз». Схема подключения только одной группы поворотников приведена ниже. Стоит отметить, что приведенную схему необходимо повторить дважды для правой и левой группы поворотников итого это 8 реле и еще два реле поворотов, итого 10 реле! Схема найдена на просторах интернета, сам не собирал, но схема выглядит рабочей.

Рисунок 7 – Схема решения на реле "Ваз"
Рисунок 7 – Схема решения на реле "Ваз"

Плюсов – нет.

Минусы – очень большие габариты, сложный монтаж, отсутствие автоотключения, несинхронность работы при включении аварийки, сложность в покупке и монтаже диодов, слабая надежность от наличия контактов на открытом воздухе в условиях эксплуатации мотоцикла, потребуется пайка диодов.

Цена 2720 руб. (8 реле по 67 руб.+ реле поворотов по 300 руб.+ колодки для подключения по 150 руб.+ 4 диода по 20 руб.)

Габариты, мм – 92х57х38

Удобство монтажа 4/10 – сложно эту конструкцию собрать, а еще сложнее ее где-то зафиксировать.

Решение 4

Использовать в схеме кнопку с фиксацией, но для этого придется переделывать конструкцию пультов, пилить, стругать и паять. На мой взгляд, одно из самых сложных, но зато самое дешевое решение. Цена схемы – два реле поворотов и две кнопки.

Цена 1020 руб. (две кнопки по 60 руб.+ два реле поворотов по 300 руб. + колодки для подключения по 150 руб.)

Габариты, мм – 46х27х38 (габариты двух реле)

Удобство монтажа 2/10

Рисунок 8 – Внешний вид кнопки с фиксацией
Рисунок 8 – Внешний вид кнопки с фиксацией

Сведем все оценки независимого эксперта по рассмотренным альтернативам в одну табличку и сделаем выводы.

-10

Применим немного методологии системного инжиниринга и получим относительные оценки:

-11

Выводы:

При выборе схемы для подключения китайских пультов от Harley наиболее предпочтительным является решение на базе Smart-relay от SmartMoto. На втором месте — схема на кнопках с фиксацией. Однако, по мнению независимых экспертов, Smart-relay значительно превосходит своих конкурентов.

Купить можно тут. Все Бобра! Ура-а-а-ал!!!!!