Найти в Дзене
Время перемен

Два немецких солдата выпрыгнули из самолёта в Новгородской области и стали танцевать. Они были первыми сбежавшими из под носа врага.

Август 1943 года. В Новгородской области деревенские мальчишки увидели, как приземлился немецкий самолет, из него выпрыгнули два солдата в немецкой одежде. Сначала мальчиков охватил ужас, но те вдруг стали танцевать и что-то крича, весело обсуждать. Лошаков участвовал в прикрытии Ленинграда с воздуха, когда там шли ожесточенные бои. В один из таких боев мотор истребителя стал барахлить, когда тот пролетал прямо над вражеской территорией, приняв решение вернуться на аэродром и выполняя полет он, «поддавшись искушению» - как говорил Лошаков сам на допросе, стал стрелять в «Мессершмитт-110», который летел прямо по курсу. Но не заметил, как оказался под прицелом двух немецких ФВ-190. Был сильно ранен в руку и ногу. Попытки хотя бы дотянут до своих, уже и не долетая до аэродрома, не увенчались успехов, почти заглохший мотор и ветер на встречу посадили самолет прямо на территории врага. По воспоминаниям солдата, он очнулся на столе в окружении фрицев и медицинских работников. Лошакова отправ
Оглавление

Август 1943 года. В Новгородской области деревенские мальчишки увидели, как приземлился немецкий самолет, из него выпрыгнули два солдата в немецкой одежде. Сначала мальчиков охватил ужас, но те вдруг стали танцевать и что-то крича, весело обсуждать.

  • Мальчишки тут же побежали к председателю колхоза и всё рассказали. Сотрудниками контрразведки НКВФ солдаты были арестованы. В ходе следствия стало известно, что арестантами оказались летчик-истребитель, гвардии младший сержант Николай Лошаков и сержант бронетанковых войск Иван Денисюк.

Оба попали в плен врага, но в разное время.

Мемориальная доска, открытая в Воркуте в память о Н.К. Лошакове
Мемориальная доска, открытая в Воркуте в память о Н.К. Лошакове

Лошаков участвовал в прикрытии Ленинграда с воздуха, когда там шли ожесточенные бои. В один из таких боев мотор истребителя стал барахлить, когда тот пролетал прямо над вражеской территорией, приняв решение вернуться на аэродром и выполняя полет он, «поддавшись искушению» - как говорил Лошаков сам на допросе, стал стрелять в «Мессершмитт-110», который летел прямо по курсу.

Но не заметил, как оказался под прицелом двух немецких ФВ-190. Был сильно ранен в руку и ногу. Попытки хотя бы дотянут до своих, уже и не долетая до аэродрома, не увенчались успехов, почти заглохший мотор и ветер на встречу посадили самолет прямо на территории врага.

По воспоминаниям солдата, он очнулся на столе в окружении фрицев и медицинских работников. Лошакова отправили в плен. Матери же Лошакова пришла похоронка…

  • В голове 25-летнего солдата крутилась лишь одна мысль – бежать. Его план побега был уже готов, когда один из троих планировавших побег летчиков сдал все планы. После жестокого наказания, их раскидывают по разным лагерям.

Попав в полевой аэродром немцев у Лошакова только усиливается желание бежать, с этим он поделился работавшим в плену заправщиков самолетов Иваном Денисюк.

  • Вместе два солдата стали изучать приборы на истребителях, добыли немецкую военную форму, изучали графики дежурств немцев и в какое время реже всего бывают возле самолетов.

Удачный день

11 августа 1943 году, как посчитали Лошаков и Денисюк, появилась возможность осуществить запланированное. Когда приземлился немецкий самолет на дозаправку, а сам летчик ушёл неподалеку попить кофе, двое пленных, надев немецкую одежду под кустами, делая спокойный и непринужденный вид, дабы не дать повода для подозрений других немцев, беседуя между собой, они забираются на самолет «Шторх».

  • Лошаков сел за руль и завёл машину и когда он стал двигаться к взлёту, немец, попивавший кофе, выбежал к ним с пистолетом в руках и стал стрелять. За ними была организована охота, несмотря на ранение руки, Лошаков смог оторваться от преследующих.
  • Сам он потом будет рассказывать, что он периодически делал манёвры, напоминающие падение пострелянного, над землей выравнивал ход и снова летел на восток. Это и помогло ему сбить врагов с толку.

Спустя 3 часа молодые солдаты приземляются, как раз таки, на территории Новгородской области. И этот побег в истории военного времени зафиксирован, как самый первый побег из немецкого плена.

Несмотря на героический, сильный поступок, на Родине он не нашёл поддержки, солдат бесконечно допрашивали, пытали, да так, что Денисенко в итоге признался в том, что он не делал… что работал на немцев. Лошакова же сломить не удалось. Денисенко был приговорен к 10 годам колонии, Лошакова – к 3 годам.

К 1959 году оба были реабилитированы, однако ни один из них так не получил никакой награды и признания действительно героического поступка.