Режиссер - Андрей Могучий.
Сценограф - Мария Трегубова.
Сценарий - совместная работа Андрея Могучего и Светланы Щагиной.
Сказка про последнего ангела» стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма / спектакль большой формы» сезона 2019-2020.
«С тумбочкой спокойнее».
«В основу постановки «Сказка про последнего ангела» легли произведения Романа Михайлова и одноименная сказка Алексея Саморядова».
Если определять жанр спектакля, то это сказочный хоррор про русскую жизнь 90-ых годов, но смысл спектакля не исчерпывается только социалкой. Истории предпослан пролог, в котором сначала возникает странный женский персонаж в папахе (Роза Хайрулина) с маленьким человеком (Вано Миранян), а потом и другие сказочные персонажи. Выплывет и заскользит Царевна-Лебедь (Мария Мацель) в белом, роскошном, расшитом блестками платье и кокошнике. Потом появятся березы, а среди них мужики в телогреях, молча следящие за трансляцией футбола на большом экране. Неожиданно в жизнь на сцене ворвется репортаж о вооруженной осаде телестудии в Останкино, и мужики так же молча начнут расходиться. Их сменяет царевич с сеткой «молодильных» яблок на фоне проекции панельного дома.
Наконец степенным шагом выйдет огромная курица Ряба и снесет яйцо, из которого вылупится главный герой-школьник Андрей Самойленко. Как известно, мышь разобьет яйцо, и это принесет счастье старику и старухе, а в этой сказке мышь - это персонаж, воплощающий власть хтони, низменного и уродливого в душах людей. Об этом иронически рассказывает персонаж, которую играет Роза Хайруллина. Она и подводит к вопросу: кто главнее в нашей жизни: мышь или человек?
Таким образом, в центре всей истории - борьба человека с мышью, то есть с дьяволом, власть которого в пространстве спектакля, тотальна. Мышь, которая в сказке смахнула хвостиком яйцо, в российской реальности оборачивается адской машиной по истреблению людей. Режиссер видит в реальной жизни проявление сказочных сюжетов.
События приобретают фантасмагорический характер благодаря трем персонажам, трем чистым душам, из психиатрической больницы, которые хотят помочь Богу в борьбе со злом. Это Андрей, двадцати пяти лет, оставшийся без квартиры после смерти тети и отправленный с улицы в психбольницу. Он - персонаж раздвоенный. Андрея и его двойника играют братья Рассомахины, Данила и Павел. Себя и своих друзей он называет «людьми тайн». Его ведут сны.
Второй герой - Леусь (Глеб Пускупалис), рабочий из Минска, считающий себя священником, потому что его дядя был священником. Он и предложит идею спасения мира. Третий - Игнат (Павел Комаров) из палаты «нариков», страдающий церебральным параличом рук.
Друзья встречаются в больнице, с черными стенами и застенками, в царстве настоящей хтони, а затем отправляются в путь за Царевной-лебедью - Оксаной, первой любовью Алексея в школе. Она является Андрею во сне в образе Царевны-Лебеди под музыку из кинофильма «Белое солнце пустыни» (тема Екатерины Матвеевны). И сразу возникает аллюзия на трех богатырей, ведь и в сценарии к фильму троица: Сухов, Верещагин и Петька, - это три былинных богатыря.
В «Сказке про последнего ангела» происходит деконструкция и обновление этих образов. Мы видим явное влияние на автора прозы Саши Соколова - «Школы для дураков». Три богатыря не могут сдержать натиск хтони. Они погибают в столкновении с чудовищной реальностью под названием «русская жизнь», и, что тоже знаково, происходит это в отделении милиции. Кстати, полицейских играют те же актеры, что и санитары: Алексей Тахаров и Сергей Мелконян.
Сила хтони разлита повсюду: она и во врачихе из психиатрической больницы, похожую на медведиху в мужской меховой шапке (Анна Галинова).
Хтонь и в ее вечно пьяных напарниках-садистах. В страшном, с глазами-бельмами, наркомане Черном (Антон Ескин) с ушами мыши из палаты номер один, где лежат героинщики, и в парне в черном, приносящем героин в больницу.
Еще больше подчеркивает ужас реальности документальный фильм о новорожденных в роддоме с черной аннимацией. Она вырисовывает страшное будущее малышей, в котором их ждет насильственная смерть на полях сражений.
Хтонь царствует во всем устройстве жизни 90-ых годов, где маленькие люди пробираются только проселочными дорогами с автоматом. Но финал почти всегда один - гвоздики на могиле. Общая тональность спектакля - это беспросветность российской жизни (фон спектакля в основном черный) и абсурдизм, местами веселый, местами - невыносимо трагический.
Кто же содеял такое с русскими людьми? Ответ режиссера и автора книги дается в последней притче: сами люди, отвергшие Бога и его ангела. Проблема в самой природе человека. Притча рассказывает о том, что у Бога кончилось терпение смотреть на все эти безобразия и он оставил русским последнего ангела. А один мужик, у которого жена родила овцу, от злости его убил.
Из светлого в этой сказке - это трое друзей и гуси-лебеди, переносящие людей на тот свет. Но есть Соседка Оксаны, которую тоже играет Роза Хайруллина (сила потустронняя, с атрибутами бабы-яги).
Она все-таки дает встретиться Алексею с его любимой в другом мире (Оксану, как и Андрея, убивают). Короткий миг счастья был возможен, но не в этой реальности. И слезы подкатывают к горлу и понимаешь: да, в 90-ые (точный год событий - 1993) все было так, и сейчас мало что изменилось, прежде всего в душах людей. Я видела этот спектакль с Лией Ахеджаковой. В ее притче об убийстве ангела слышалась укоризна, обращенная в зал. Роза Хайрулина рассказывает ее отстраненно, как свершившийся, непоправимый факт.
Несмотря на юмор, иронию, закрученный сюжет и яркую сценографию, на меня после спектакля накатила тоска. Я почувствовала, что что-то черное коснулось и меня, что оно рядом. В спектакле это хорошо показано через открывающиеся «застенки», черные экраны, которым, кажется, нет конца. Глубина тьмы неизмерима. Она порождает двойников: Черный и сантехник, врач и бабушка Оксаны. Пугающе молчалива фигура мужика в черном, сопровождающего наших героев (Владимир Калисанов). Зловеща квартира Соседки: зашли, а там - нежить. За столами все персонажи истории, уже умершие, участвуют в тризне по своей кончине или в пародийной тайной вечере.
Спектакль фантастический, абсурдистский, с горьким подтекстом о том, что идеалы больше не работают. В чудо никто не верит, кроме троих сумасшедших с детскими душами. Приключения трех мушкетеров наших дней, трех богатырей, помогающих Богу в кромешной тьме искоренять зло - это тоже едкая ирония над миром, в котором мы живем.
И зал смеется над тем, что Леусь, назвавший себя священником, собирается сотворить чудо при помощи тумбочки-алтаря, вот и таскает ее время с собой. А его рассуждения про свет и Бога вообще вынесены в «биоантракт». Ну кто же будет серьезно слушать рассуждения о Боге! И только психи борются со злом. Опять пастиш и ирония. Сказочного хэппи-энда в конце не случится. Все трое погибают. Андрей прямо на тумбочке-алтаре. Правда, автор, как в сказке, воскрешает Андрея и Оксану. Но настоящее чудо - это Иванушки-дурачки, три богатыря, взявшиеся помогать Богу, который почему-то со злом не справился.
Андрей Могучий невероятно заостряет силу тьмы и абсурда и задает нам вопросы: останемся ли мы в ее власти, во что мы верим и что нас ждет в будущем, лет через 10?
P.S. Прочитала отзыв критика Славы Шадронова. Он считает, что спектаклю «недостает … здорового цинизма, без которого любые "фишки" тонут в искусственной слезной жиже и пустопорожней душеспасительной болтовне». Вспоминается Остап с его афоризмом: «И побольше цинизма, Киса, - людям это нравится».