В селе Петровское Наро-Фоминского района рядом стоят два храма: один до сих пор в руинах, другой - не закрывался даже в советское время. Первая церковь святителя Петра Московского была построена в 1785 г. по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова. Это первый по времени храм в Подмосковье получивший посвящение в честь митрополита Петра. Вторая церковь Покрова Божией Матери построена почти на сто лет позже Петровской для совершения служб зимой. В советское время эта маленькая церковь оставаясь одной из немногих действующих в Наро-Фоминском районе.
Село Петровское получило свое название благодаря соратнику Петра I барону Петру Павловичу Шафирову. В 1714 г. вельможа построил в имении Княжищево деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – святителя Петра Московского, после чего село и стало называться Петровским. В 1780-х годы. другой владелец усадьбы горнозаводчик Никита Акинфиевич Демидов возвел новый каменный храм с тем же посвящением. Исследователи архитектуры сходятся во мнении, что проект этого усадебного храма и колокольни составил великий русский зодчий Матвей Казаков.
Авторство Казакова подтверждало характерный стиль постройки. Детали архитектуры церкви в Петровском были излюбленными приемами Казакова. Например, иконостас церкви в Петровском был сходен с иконостасом Филипповской церкви в Мещанской слободе в Москве, а колокольня с двухколонными портиками повторяла черты колокольни московской церкви Космы и Дамиана на Маросейке. Среди подобных черт искусствоведы отмечали также низкий барабан с плоским куполом и свод сени над алтарем, опирающийся на антаблемент с колоннами. К сожалению, обо всех этих деталях сегодня мы можем судить только по старым фотографиям.
Были и некоторые документальные свидетельства авторства великого архитектора. Ю. А. Бахрушин еще в 1920-е годы обратил внимание, что у местного священника хранятся чертежи, подписанные именем М. Казакова. Примерно тогда же советский реставратор С. А. Торопов обнаружил в Петровской церкви камень с текстом, где рассказывалось о закладке усадебного дворца. На камне тоже была высечена фамилия Казакова. Факт почти одновременного строительства церкви и дворца в Петровском, подтверждала отметка на страницах старинной Библии, хранившейся в церковной ризнице. Из нее следовало, что митрополит московский Платон освятил храм 15 сентября 1785 года.
Вот как оценивал архитектуру Петровской церкви искусствовед С. А. Торопов:
Архитектурный облик колокольни и храма великолепен. Все их детали и технические приемы тождественны с домом. Так же чеканны и так же благородны разбивка и декорировка стен, линии пилястр, антаблемент с очаровательной лепкой и сандрики, так же неотразимо обаятелен замысел общей концепции. Церковь интересна по своему типу – редко встречающемуся.
Высоко оценивал исследователь и отдельно стоявшую колокольню:
Все здание весьма грациозно и являет превосходный пример решения такого рода, которое не всегда удавалось Казакову.
А вот пристроенный князем Мещерским в 1858 году к колокольне теплый храм Покрова Божией Матери советские искусствоведы называли "безобразным, совершенно неоформленным… нарушившим целостность здания колокольни», «неинтересным в художественном отношении". Тем удивительнее, что в советское время уникальный по архитектуре храм митрополита Петра зодчего Казакова был закрыт и обращен в руины, а небольшая и безыскусная Покровская церковь не закрывалась даже в годы гонений и хорошо сохранилась до нашего времени.
В начале 1960-х гг. в Покровской церкви, пристроенной к Казаковской колокольне, в с. Петровском служил знаменитый священник и богослов о. Александр Мень. Хотя о. Александр прослужил в Петровском-Алабино не более пяти лет, Покровская церковь стала знаковой в его биографии: она была первой, где о. Александр стал служить в сане священника.
Александр Мень характеризовал свою деятельность как настоятеля Покровский церкви такими словами: «революция – во внешнем смысле». Священник заменил иконы, замазал изображения на стенах, заказал новые росписи в стиле Васнецова. Специально для этих работ о. Александр нанял художника Б.И. Мухина, а для храмовой иконы Покрова Богородицы пригласил известную художницу М. Н. Соколову (монахиню Иулианию). О. Александр также совершил "изгнание торгующих из храма": церковная лавка была переведена в притвор.
О. Александр Мень называл приход в Петровском своим «аббатством». В этом подмосковном "аббатстве" собирались единомышленники отца Александра по служению – десять московских священников – для обсуждения богословских вопросов и проблем церковного управления. Побывал на этих встречах в Петровском-Алабино и калужский епископ Ермоген (Голубев). Активность на Покровском приходе в с. Петровском вызвала раздражение местных властей, и в середине 1960-х годов "аббатство" было распущено: о. Александра Меня перевели служить в Пушкинский район. Тем не менее, храм продолжал действовать при другом настоятеле.
В конце 1920-х гг. село Петровское оказалось связано с жизнью подвижницы XX века игуменьи Афанасии (Лепешкиной). Игуменья Афанасия (в миру Александра) родилась в 1875 г. в семье московского купца Василия Николаевича Лепешкина. Эта купеческая фамилия была хорошо известна в столице, в том числе благодаря богатым пожертвованиям на храмы. Например, Семен Логинович Лепешкин, двоюродный прадед игуменьи Афанасии, был меценатом и подмосковной Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Несколько поколений купцов Лепешкиных были ктиторами московской церкви преподобного Марона Пустынника.
Александра Лепешкина получила хорошее образование в Москве, знала несколько языков, но в 1895 году стала монахиней. Молодая женщина поступила в число сестер Зосимовой пустыни. В 1911-1919 гг. Александра Лепешкина заведовала монастырской иконописной мастерской, а затем приняла монашеский постриг с именем Афанасия. В 1920 г. Афанасия стала настоятельницей Троице-Одигитриевой обители. На протяжении 8 лет игуменья успешно руководила женским монастырем, который в новых условиях существовал в виде сельскохозяйственной артели.
В 1928 году Зосимова пустынь была закрыта, а ее бывшая игуменья вместе с двумя преданными сестрами переехала в с. Петровское. Врач М. М. Мелентьев, работавший в это время в Петровской больнице недалеко от Покровского храма, вспоминал последние годы жизни игуменьи Афанасии. Вот что он писал:
Взяла она с собою старушку мать Антонию, которая стояла при ней с первых дней ее монастырского жития, и послушницу Дуню… Зажили эти три человека уж совсем на моих глазах крепкою жизнью верующих людей. Игуменья Афанасия правила ежедневную службу, молилась и являлась умственным центром этой маленькой общины… И на фоне общей растрепанной жизни, суеты, безверия, мечущихся и беснующихся людей их маленькая утлая община была оазисом… Эти три женщины сумели не поддаться массе, толпе и сохранили свое лицо, свою веру до конца.
В 1931 году игуменья Афанасия и монахиня Евдокия были арестованы и сосланы в Казахстан. На второй день после тяжелого переезда на место ссылки обе исповедницы скончались. В 2000 году Афанасия и Евдокия были прославлены в лике Новомучеников и исповедников российских.