На Ваганьковском кладбище в эти осенние дни установили памятники на могилах сразу двух известнейших советских и российских композиторов без музыки которых невозможно представить отечественную эстраду и кино рубежа 20 и 21 века.
Градский Александр Борисович (1949–2021)
Советский и российский певец, музыкант, композитор. Один из родоначальников рок музыки в СССР. Народный артист России.
Родился в городе Копейске Челябинской области в семье инженера – механика Бориса Абрамович Фрадкина и выпускницы ГИТИСа Тамары Павловны Градской.
В 1957 году переехал с родителями в Москву. Фамилию Градский взял в 1963 году после смерти мамы.
Окончил музыкальную школу по классу скрипки и ГМПИ имени Гнесиных по классу академического пения.
В 1965 году собрал одну из первых советских бит– групп «Славяне»
а ещё через год группу «Скоморохи» в составе которой и получил первую известность в молодежных кругах, особенно в среде московских хиппи.
В 1969 году Градский стал студентом ГМПИ им. Гнесиных (ныне Российской академии музыки имени Гнесиных) по классу академического пения. В студенческие годы будущий прославленный музыкант впервые выступил с сольной программой. Диплом об окончании вуза Александр получил в 1974 году. В 1976 -1977 годах продолжил обучение в Московской консерватории по классу композиции, где его наставником был Тихон Николаевич Хренников.
В 1974 году на экраны Советского Союза вышел фильм Андрея Михалкова – Кончаловского «Романс о влюбленных», для которого Градский не только написал музыку, но и исполнил вокальные партии.
Фильм, а затем и пластинка с музыкой из него имели огромный успех, причем главным образом благодаря необычной и непохожей на все звучавшее в то время в СССР музыке Градского.
Следует сказать, что музыка из этого фильма принесла Градскому, и международное признание. Авторитетнейший американский музыкальный журнал «Billboard» объявил его: «Звездой 1974 года» «за выдающийся вклад в мировую музыку». В Советском Союзе этот факт, естественно, не афишировался.
В том же году на экраны страны вышел знаменитый фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» для которого Градский записал заглавную песню, написанную Эдуардом Артемьевым.
В 1976 году Александр Градский записал три песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова к фильму «Моя любовь на третьем курсе», одна из которых «Как моды мы были» навсегда стала его «визитной карточкой».
В 70–80 –е Александр Борисович Градский был одним из самых известных и востребованных исполнителей на советской эстраде. Он исполнял песни, как собственного сочинения, так и других композиторов, писал музыку крупных форм (рок опера «Стадион», рок балеты «Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада») и даже пел на сцене Большого театра. В 1988 году его пригласили в главный театр страны для исполнения труднейшей теноровой партии Звездочёта в опере Римского – Корсакова «Золотой петушок».
Александр Градский много сделал для развития отечественной рок музыки. Во второй половине 80-х годов активно участвовал в организации целого ряда советских рок-фестивалей, наибольшую известность из которых получила «Рок-панорама». Вел на радио программу «Хит-парад Александра Градского» в которой впервые представил широкой аудитории таких исполнителей, как А. Башлачёв, Ю. Шевчук, К. Кинчев, В. Цой, В. Пресняков и многих других.
Всего в его передачах прозвучали песни более чем 100 исполнителей, причем свои композиции, Градский не давал в эфир принципиально.
В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века много гастролировал за рубежом. Выступал в концертах и записывался с Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, Джоном Денвером, Крисом Кристофферсоном и другими звездами. Гастролировал в США, Германии, Испании, Греции, Швеции, Японии. В 1990 году получил предложение от ведущей японской звукозаписывающей компании "Victor Entertainment" на организацию гастрольного тура по Стране Восходящего солнца и запись нескольких дисков.
После 1991 года продолжал активно заниматься творчеством. Успешно гастролировал, писал музыку, выпустил несколько книг воспоминаний.
В 2014 году открыл в Москве собственный музыкальный театр «Градский Холл».
С 2012 по 2021 год с несколькими перерывами был наставником в телевизионном шоу «Голос».
28 ноября 2021 года Александр Борисович Градский скончался от инсульта. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В течение трех лет в прессе на телевидении и конечно же в интернете не смолкали гневные высказывания в адрес наследников музыканта по поводу отсутствия памятника на могиле. Почему-то все люди уверенны что в наше время купить и установить хороший памятник минутное дело, были бы деньги. В действительности это не так. Конечно, сегодня практически в любой мастерской можно заказать готовое надгробие по образцу.
Но вот изготовление по-настоящему уникального памятника, который не будет выглядеть «дорого и богато» из-за обилия позолоты, бронзовых украшательств и прочей мишуры, а неброско, но в тоже, время аристократично и торжественно задача сложная и требующая не только финансовых затрат, но и времени. Памятник Александру Борисовичу Градскому на 56 участке Ваганьковского кладбища на мой взгляд полностью соответствует личности этого удивительно талантливого певца и композитора.
Надгробная плита имеет форму рояля и надпись «Александр Градский».
Вертикальная стела с замечательным большим фотопортретом на стекле, факсимильным автографом, и годами жизни, как лично мне кажется символизируют завершение земного пути.
Ещё больше это впечатление усиливается после того, как прочтешь эпитафию на оборотной стороне памятника, в качестве которой использованы строки, написанные самим Александром Градским
Голос мой из меня в вас…
Ваша радость из вас в меня…
И снова голос, в который раз
Вашей радостью звеня,
Замыкает круг бытия…
Вестника рог трубит у порога…
И вот уже нет ни вас, ни меня.
А есть только Бог,
Поющий для Бога.
A.Г.
Спасибо Вам глубокоуважаемый Александр Борисович, за то что Вы жили на этой земле и конечно за Вашу чудесную музыку и по настоящему Божественный голос.
Артемьев Эдуард Николаевич (1937–2022)
Замечательный советский и российский композитор, один из основоположников мировой электронной музыки.
Родился в Новосибирске. С 7 лет воспитывался в семье дяди в Москве.
Окончил Московское хоровое училище имени В. С. Попова и Московскую консерваторию, по классу композиции.
В 1960 году познакомился с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов и навсегда «заболел» электронной музыкой.
Как композитор Эдуард Николаевич прославился в первую очередь музыкой для кино.
В 1963 году он написал музыку к фантастическому фильму «Мечте навстречу» и с тех пор был неразрывно связан с кинематографом.
Он написал треки более чем к 150 художественным, документальным и мультипликационным фильмам.
Его музыка звучит в лентах, снятых Андреем Тарковским
Андроном Михалковым – Кончаловским
Никитой Михалковым
и многими другими знаменитыми кинорежиссерами.
Автор десятков песен, которые исполняли самые известные наши певцы и певицы.
Для одного из первых в нашей стране вокально – инструментальных ансамблей «Голубые гитары», Артёмьев написал рок – оперу «Преступление и наказание».
Эдуард Николаевич был членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.
Скончался маэстро 29 декабря 2022 года. Был похоронен на 36 участке Ваганьковского кладбища рядом с супругой.
И вот теперь на их могиле установлен памятник достаточно необычный, напоминающий, как мне кажется его музыку
Стеклянные надгробия кажущиеся внешне невесомыми и хрупкими пока не часто можно встретить на наших кладбищах.
Тем не менее надгробие из стекла это современное оригинальное решение, с помощью которого вы сможете не только увековечить память близкого вам человека, но и сделать место его последнего покоя по настоящему изысканным и внешне привлекательным. Мне кажется, что родственники Эдуарда Николаевича поступили, достаточно мудро заказав именно такой памятник на его могилу. Ведь он сам был человеком, всегда смотревшим в будущее и, наверное, остался бы доволен таким монументом, при создании которого были строго учтены все православные каноны.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Буду рад узнать ваше мнение о творчестве этих замечательных композиторов, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.