Найти в Дзене

Кого тянет в антиутопии? Часть 2.

Начало читайте здесь:

«О дивный новый мир» - не единственная антиутопия, вызывающая у некоторых читателей симпатию. Еще больше споров о том, хорошо ли плохо жить в обществе, задуманном автором, как антиутопия, вызывает другое произведение – роман Станислава Лема «Возвращение со звезд». Там описан мир далекого будущего, в котором каждому человеку вскоре после появления на свет делают специальную прививку под названием бетризация, блокирующую в нем агрессивность и жестокость, способность убить или «просто» причинить вред другому человеку или высшему животному (на рептилий, земноводных и насекомых это не распространяется). В результате возникает на первый взгляд как будто бы симпатичное общество, где почти нет преступности, за исключением мелких краж и тому подобного, и где люди доброжелательны и внимательны друг к другу.

Обложка первого издания романа "Возвращение со звезд"
Обложка первого издания романа "Возвращение со звезд"

Казалось бы, что еще нужно? Но вскоре читатели узнают, что к отсутствию агрессивности прилагаются «в нагрузку» гораздо менее приятные качества – страх перед любыми потенциально опасными действиями, пассивность и слабохарактерность, отсутствие интереса к познанию мира. Итогом всего этого становится отказ от большинства научных исследований, включая космические, и остановка прогресса, а на личностном уровне – неспособность людей на решительные поступки, даже необходимые для спасения кого-то, с кем произошел несчастный случай. Правда, в целом уровень технического развития в этом мире достаточно высок, и жизнь в нем почти полностью безопасна, поэтому ситуации, когда кому-то срочно требуется помощь, там достаточно редки. Но это не отменяет того, что если уж там случится какая-нибудь авария или стихийное бедствие, пострадавшие люди могут остаться без помощи – потому что никто не захочет рисковать собой, спасая их.

Главный герой, космонавт, покинувший Землю до того, как была изобретена бетризация, и вернувшийся спустя более ста лет в этот выхолощенный и пассивный мир, приходит от него в ужас – а жители этого мира приходят в не меньше ужас от него, когда видят, как он прыгает с большой высоты, чтобы спасти женщину, которая, как ему кажется, оказалась в опасности. Он пытается приспособиться к этой новой для него странной жизни, но чем дальше, тем больше убеждается, что ему нет в ней места. Побочные эффекты купирования жестокости у людей проявляются на каждом шагу, в каждой мелочи – например, когда главный герой приходит в гости к девушке, с которой у него возникла взаимная симпатия, она первым делом дает ему выпить препарат, отбивающий у мужчин желание близости, чтобы у него не возникло даже мысли начать к ней приставать. Герой пытается возмутиться, что мужчин таким образом заранее обвиняют в том, чего они не делали, но подруга искренне не понимает, чем он недоволен – бороться с тем, что в другой известной антиутопии называется «мыслепреступлением», в ее мире совершенно нормально.

Станислав Лем (фото из Википедии)
Станислав Лем (фото из Википедии)

В общем, этот изображенный Лемом мир при более глубоком погружении в него оказывается не просто неприятным, а максимально неестественным. Нельзя при этом не отметить, что он вообще вряд ли возможен, поскольку в романе упоминается, что у повального лишения людей агрессивности было много противников и поначалу между ними и сторонниками этого шла серьезная борьба, а позже на Земле некоторое время существовали области, населенные не бетризованными жителями, которые постепенно были захвачены все более многочисленными «улучшенными» людьми. Но каким образом люди, лишенные способности убивать и вообще причинять вред другим людям, в принципе смогли заставить что-либо сделать тех, у кого с этой способностью все было «в полном порядке»? Их агрессивные противники должны были без особых сложностей победить и запретить бетризацию, так что приходится признать: Станислав Лем, хоть и был, безусловно, гением, в данном случае допустил крупную ошибку. Впрочем, возможно, он даже сделал это сознательно, потому что ему требовалось показать полностью «беззубое» человечество, чтобы выразить главную идею этого романа, показать, что такое человечество не может не начать вырождаться.

Так или иначе, но посыл Лема в «Возвращении со звезд» очевиден: в полном отсутствии агрессивности нет ничего хорошего. Причем в романе отлично, во всех подробностях, показано, почему это так – мысль автора не подается «в лоб», но все, что происходит с главным героем, с каждой страницей вызывает у читателей все более сильное отвращение, и в итоге к финалу они сами приходят к пониманию того, что хотел донести до них пан Станислав. Точнее, к этому приходят многие читатели – но далеко не все. Потому что дискуссии о том, хорошо или плохо устроено общество поголовно бетризованных людей, возникают в разных сообществах с завидной регулярностью.

Несколько лет назад яростный спор на эту тему разгорелся на литературном портале «Самиздат», где один из авторов, фантаст Николай Комарницкий, объявил, что мир «Возвращения со звезд» - это мир «милых лапочек» и что «все нормальные люди мечтали бы жить только в таком мире». Тех, кто был с ним не согласен, Комарницкий называл сумасшедшими и убийцами, заявлял, что если дать им волю, они перестреляют всех своих оппонентов, включая его самого, и крайней агрессивно желал им самим стать жертвами не бетризованных преступников. Причем особенно яростно этот сторонник «мира добрых лапочек» нападал на женщин, сравнивая их с красными комиссаршами из советских фильмов о Гражданской войне. В конце концов, истерика этого писателя достигла такого градуса, что «красные комиссарши» и другие его оппоненты посчитали неэтичным ругаться с человеком, явно пребывающим в невменяемом состоянии, и перестали ему отвечать. Но сам он еще некоторое время бесновался на своей странице в одиночестве, возмущаясь, что кто-то посмел не восхищаться описанным Лемом обществом.

Этот спор наглядно продемонстрировал известную истину: все пацифисты, ратующие за отказ от агрессивности, на самом деле всегда ведут себя агрессивнее противников и в первую очередь нападают на тех, кто слабее – мужчины на женщин, женщины на детей и пожилых людей и так далее. А если указать им на непоследовательность их действий, ответом всегда будет или истерика с полной «потерей лица», или отказ продолжать этот разговор.

Позже подобный спор о «Возвращении со звезд», немного менее бурный, но все равно весьма напряженный, случился в сообществе «Сами себе психологи». Там тоже нашлось несколько человек, посчитавших, что жить в описанном Лемом мире должно быть безопасно и приятно, и признавшихся, что они предпочли бы именно такой мир, несмотря на все его «побочные эффекты». Ну а тем, кто заявлял, что ни в коем случае не хотел бы оказаться в обществе, где его бросят без помощи в случае опасности, и что если бы они все же попали туда, то стали бы подпольно бороться против всеобщей бетризации, их оппоненты приписали психологические проблемы и посоветовали «проработать свою агрессивность и подростковый бунтарский дух».

Другими словами, с антиутопией «Возвращение со звезд» складывается такая же ситуация, как и с «Дивным новым миром»: некоторые читатели считают эти произведения утопиями и уверены, что имеющиеся в них минусы намного перевешиваются плюсами. Хотя на самом деле то, что видится этими читателями как плюс, то есть, безопасная жизнь, в более дальней перспективе таковым не является – во-первых, потому, что на самом деле жить в мире, где все боятся риска, тоже опасно, а во-вторых, потому что рано или поздно такое общество должно выродиться и прийти в упадок.

Окончание читайте здесь:

Кого тянет в антиутопии? Часть 3.
Секретные материалы XXI века26 октября 2024

Татьяна Минасян