Боги смерти, одни из самых популярных персонажей в литературе. Всем нам знаком классический образ смерти в балахоне с косой. Но сегодня мы поговорим не о нем. В разных культурах смерть представляли по-разному. И Япония не исключение. Давайте обсудим кто же такие синигами? Почему у богов смерти такая бешеная популярность? И какое лицо у японской смерти?
Синигами
Необъятное количество манг и аниме пестрит этими странными существами. Синигами – это боги смерти, кричат нам с экрана компьютера и тыкают в лицо персонажа, который непременно никаким богом не будет. Впрочем, давайте по порядку.
Для того чтобы понять кто такие синигами надо разобраться с богами смерти. Боги смерти вроде Идзанами или Аида, это правители подземного царства. Ада, преисподней, великой пустоши, называйте, как хотите. В их задачи совсем не входит забирать душу у больного дедушки и отправляться к следующему. Они хранители этих душ.
Как цари восседают они в своем царстве и назначают наказания умершим. Если это требуется. А если не требуется, то живут себе, поживают там обычные души, как привыкли. Со своим домом, сыром и хлебом.
Тот же Харон в древнегреческой мифологии был перевозчиком душ, а не богом смерти. Или валькирии из скандинавской мифологии, лишь забирали души в чертоги бога Одина, и никто их богинями смерти не кликал. Синигами, как и наша смерть с косой, это нечто подобное. Лишь промежуточное звено для души, которая совершает путешествие из точки А в точку Б после смерти. Как следствие, богами смерти они не являются. А вот проводниками душ, жнецами, которые их собирают, более подходяще звучит.
Собственно, есть и еще рядок проблем, связанных с этими существами. Синигами возникли относительно недавно. Впервые они появляются в сборнике «Сто иллюстрированных историй» Сюнсэна Такэхары 1841 года. То есть примерно в 1800 годах начинает возникать это шаткое понятие жнеца.
Едва ли синигами можно назвать проработанным образом. Все что важно знать об этом понятии и что будет четко как день: Синигами – это смерть. Не бог смерти, не пожиратель душ, а просто смерть. Без конкретного образа и отличительных черт.
Популярность богов смерти
Популярность синигами этим и обусловлена. У вас нет четких рамок как он должен выглядеть и что делать. Единственная рамка, это привязка к смерти любым, удобным для вас, как творца, способом. Манна небесная для каждого художника или писателя. Есть где разыграться воображению.
Но ведь боги смерти помимо синигами все равно остаются популярными персонажами. В чем секрет этой странности?
Секрет в человеческой природе, точнее в страхе перед природой. В конце концов, если бог, жнец, дудец или некто иной придет по вашу душу, это куда менее пугающая перспектива нежели правда. Человек не остается один на один в этот страшный момент, да и всегда есть мизерный шанс, что душа разжалобит жнеца и останется пожить еще ненадолго.
Боги смерти в Японии
А вот действительно боги смерти, в японской мифологии есть. И это Идзанами.
Идзанами известна миру как мать человечества, трав, гор и всего остального. Идзанами и Идзанаги, первые боги, которые породили других богов, и далее по накатанной, дети их детей, а дети этих детей породили следующих детей и так пока не дойдем до наших дней. Ведь императорский род, как принято считать, ведет свое начало именно от этих богов.
Каким же образом эта богиня-мать переквалифицировалась в столь страшный образ богини смерти? Впрочем, как ни странно, история вообще не нова. Часто в мифологии именно мать, которая породила детей, является и образом богини смерти. И как ни странно, зачастую это крайне положительный образ. Вроде того, что мать забирает после смерти детей к себе. Она их не обидит, поможет, расскажет, подскажет и будет рядом. Этот образ и придумывался для того, чтобы люди не боялись в последние минуты, а ждали добрую богиню-мать.
Но Идзанами дело другое. Она умерла при родах и попала в Ёми страну мертвых. Идзанами была первой кто вообще умер. После чего смерти, как горох посыпались на богов и впоследствии на людей. В ярости ее муж Идзанаги убил новорожденного бога огня и отправился на поиски своей почившей жены.
И тут возникает препятствие, которое не позволит Идзанами покинуть страну мертвых. Скверна. Нечто подобное есть и в других культурах, но в Японии это можно грубо описать как грязь. Попав в Ёми, страну мертвых, Идзанами вся оказалась в этой скверне. Еще она там поела и впустила скверну в себя. Выйти оттуда она уже не могла никак.
Собственно, скверна присутствует в любом призраке или духе. Человек скверну набирает за жизнь, поэтому периодически очищается в храме. Чтобы не умереть раньше времени, чтобы не назвать на голову несчастий, и чтобы духи к нему не липли, а то за своего примут такого оскверненного.
Идзанами с мужем жестко поругались, когда он за нею явился и с тех пор озлобленная богиня убивает своих же детей. В то время как Идзанаги, муж ее, наоборот, способствует их рождению.
В Ёми до прибытия Идзанами обитали всякие демоны, ведьмы и прочие существа, которые и встали под начало этой богини, дабы помогать ей в ее мести. Поэтому сама Идзанами никого лично не убивает, а служит этим перстом указующим, кому, кого, где, когда и как забрать в страну мертвых.
Но в Японии кроме синтоизма, куда относится Идзанами, есть еще местный буддизм. Так вот там тоже свой бог смерти Эмма, или же Великий царь Эмма.
После смерти душа топает по пустынной равнине, пока не дойдет до реки. Река - это переход от мира живых в мир мертвых. Преодолеть ее можно тремя путями. Мост предназначен для светлых душ, вброд, где помельче, переходят люди с маленькими грехами, а вот совсем дикие должны переплывать реку, борясь с течением. Вроде как в реке еще кто-то обитает, потихоньку подбривая у царя подземного мира души. Дети, которые погибли, остаются на берегу. Они не могут никак перейти реку, ни по мосту, ни вброд, ни вплавь, так как никаких деяний не совершили, и Эмма понятия не имеет куда их направить и что с ними делать.
Собственно, перейдя реку души делят и отправляют на суд. Мужчин судит Эмма, а женщин – его сестра. Судья из Эммы, мягко говоря, так себе. То кого-то пощадит, то страшное преступление спишет, потому что человек при жизни совершил паломничество, а то и вовсе пребывая в хорошем настроении воскресит кого-то, потому что… Да просто, потому что может себе позволить. Почему бы и нет, если да?
Ну, а те, кому повезло меньше и на хорошее настроение Эммы они не попали, ждет шестнадцать кругов ада. Восемь холода и восемь пламени. Каждому свой кружок.
Как видите боги смерти это нечто более весомое, чем тот, кто душу забирает. Но будет ли ошибкой считать синигами богами смерти? Конечно нет. Повторюсь, единственная ясность во всем этом то, что синигами связаны со смертью. Все остальное ваша фантазия. И как вы ею воспользуетесь решать только вам. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!