Гобустан, или Гобустанский государственный историко-художественный заповедник - археологический заповедник в Азербайджане.
Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем.
Гобустанский заповедник в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
Из года в год туристы со всего мира посещают Гобустан, чтобы увидеть своими глазами произведения искусства наших далёких предков. Стены Гобустанских пещер украшает огромное количество наскальных рисунков.
Утверждается, что о гобустанских петроглифах русские учёные знали ещё в 1840 годах. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчёта по этой теме.
Известный писатель и путешественник Тур Хейердал настолько заинтересовался наскальными рисунками в пещерах Гобустана, что неоднократно посещал эти места.
Изучив разные материалы, в частности изображение лодок, он сравнил их с изображениями лодок в Норвегии. Найдено было много общего.
С течением времени люди эволюционировали и совершенствовались и, естественно, это отражалось на их наскальных художествах. Изменения коснулись техники изображения и размеров.
В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века.
Периодом расцвета первобытного искусства на территории современного Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды. Петроглифы выбиты и нацарапаны на скалах.
Рисунки встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал. Утверждается, что рисунки раньше подкрашивались зубным порошком, чтобы было очевидней, но в настоящий момент это перестали делать.
Среди рисунков можно встретить сцены охоты, ритуального танца, земледелия, изображены различные животные, лодки и разные символические знаки.
Для Гобустана характерны как мужские, так и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами.
Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Контуры мужских фигур и носят схематично линейный характер.
Все мужские фигуры переданы в анфас в позе ритуального танца и в движении. Присутствует сцена схватки, где каждый из борющихся держит в одной руке оружие - палку или нож. Привлекает внимание групповой ритуально-обрядовый танец, с участием группы лиц, стоящих в два ряда.
В то время в племенах процветал матриархат. Древние люди поклонялись женщине, она была для них олицетворением тепла, благополучия и продолжательницей рода. Женщины на камнях изображены и как матроны, плотные, толстые женщины, считающимися символами плодородия. Но есть и женщины-воины, женщины же частенько татуированы.
На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 25 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т. д.
На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых. Изображены как дикие, так и одомашненные животные. Есть, например, сцена охоты, в котором доисторический пёс преследует кабана.
Заповедник Гобустан и его достопримечательности начали изучать ещё в далёком тысяча девятьсот тридцать девятом году, и продолжают по сей день.
Теперь Гобустан — это уникальное наследие Азербайджана со статусом памятника мирового значения. В нем сохранена история жизни, труда, работы и развлечений первобытных племен.